Интриги финансового закона

Правительство Казахстана утвердило основные параметры бюджета 2006 года

Интриги финансового закона

На заседании правительства, состоявшемся 23 августа, члены кабинета министров практически без возражений утвердили проект бюджета-2006, а также основные направления фискальной политики на 2006-2008 годы. Вопреки ожиданиям, а также громким заявлениям, сделанным в июле о сокращении бюджетных расходов в связи с угрозой перегрева экономики, проект бюджета на следующий год мало чем отличается от уточненного бюджета 2005 года. Собственно, как такового обсуждения на заседании правительства и не получилось. Все оказалось предопределено заранее. Открывая совещание, премьер-министр Даниал Ахметов сообщил членам кабинета, что основные параметры проекта "согласованы с президентом страны". И сразу после доклада министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова потребовал от министров поставить свои подписи под документом (обычно процесс окончательного согласования проходит гораздо дольше, что позволяет министерствам и ведомствам еще раз поторговаться перед отправкой документа в парламент).

В преддверии выборов

При таком подходе стало ясно, что наиболее последовательные сторонники жесткого бюджета - Минэкономики и Минфин - были вынуждены согласиться со смягчением бюджетной политики и замедлением темпов роста. По данным министра экономики и бюджетного планирования, номинальный рост ВВП за три будущих года составит лишь 15,6%. Новую мягкую бюджетную политику можно объяснить так же, как и скачок госрасходов в 2005 году: пора готовиться к выборам. Поэтому проект бюджета-2006 не мог обойти социальные проблемы, приобретающие в предвыборном контексте особое значение. Правительство также продолжит практику финансирования госпрограмм, эффективность которых пока сомнительна. Так, на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития предусматривается выделить 33,6 млрд тенге.

В рамках реализации Государственной программы развития жилищного строительства предусмотрены расходы в сумме 62,6 млрд тенге. И хотя рост здесь небольшой, на 2 млрд тенге к объему финансирования 2005 года, стоит вспомнить, что еще менее месяца назад министр финансов Арман Дунаев заявил на заседании кабинета о слабой эффективности использования этих средств. По итогам первой половины 2005 года освоенными оказались лишь чуть более 50% выделенных денег.

Прогноз основных макроэкономических параметров, сделанный Кайратом Келимбетовым, в целом следующий: на 2006 год прогнозируется реальный темп роста ВВП в размере 8,3%, который достигнет 8,65 трлн тенге. Индекс потребительских цен прогнозируется в интервале 5-7%. Дефицит бюджета запланирован в размере 1,4%. При этом в 2006 году сумма накоплений в Национальном фонде практически сравняется с размерами республиканского бюджета. Всего в Национальный фонд планируется перечислить 167,5 млрд тенге, и на конец 2006 года активы фонда составят порядка 8,4 млрд долларов.

При расчете показателей бюджета, как заявил г-н Келимбетов, использованы: срединный показатель коридора прогнозируемого индекса потребительских цен - 6%, прогноз среднегодового обменного курса тенге к доллару США - 127:1, мировая цена на нефть (сорт Brent) - 47 долларов за баррель. Экспортная цена на нефть прогнозируется в будущем году на уровне 35,3 доллара за баррель. Доходы республиканского бюджета в соотношении к ВВП составят 17,9% против плана 2005 года - 18,7%. Рост доходов по-прежнему будет связан в основном с внешними ценовыми факторами, а отнюдь не с ростом производства или улучшением собираемости налогов. В целом расходы бюджета составят 1,583 трлн тенге (19,6% к ВВП), что по сравнению с расходами бюджета текущего года больше на 224,1 млрд тенге, или на 16,5%.

Инфляцию не удержать?

Наибольший рост бюджетных расходов (598,1 млрд тенге или с ростом к текущему году - 126,6 млрд тенге) приходится на социальный блок, включающий расходы на социальные выплаты, образование, здравоохранение, культуру и спорт. В общем объеме бюджета данные расходы составляют 37,8%. По сути, этот рост расходов изначально детерминирован, поскольку правительство выполняет обещания, данные президентом Казахстана в феврале этого года. Причем основная часть расходов в этих сферах будет направлена на прямые выплаты - индексацию заработной платы с 1 января на 30% для госслужащих и бюджетников, индексацию на 8% пенсий, выплату госпособий. Исходя из этого, представляется маловероятным, что правительство и Нацбанк сумеют удержать инфляцию в коридоре запланированных 5-7%, поскольку уже в июле этого года по итогам первого полугодия, до начала крупномасштабных социальных выплат, Агентство по статистике заявило, что инфляция в 2005 году выйдет за рамки 5-7% и составит 7,1-7,3%.

За последнее время с казахстанской финансовой политикой произошла любопытная эволюция: в 2000-2001 годах она была практически образцово либеральной. Универсальный критерий, по которому можно оценить направленность проводимой бюджетной политики,- это доля непроцентных расходов бюджета в ВВП. Чем ниже она, тем либеральнее проводимая экономическая политика. Чем выше, тем она левее и, соответственно, инфляционнее. В 2000-м и 2001 годах доля госрасходов составляла около 16%, затем она превысила данный показатель. Обычно такой скачок объясняют началом активной фазы предвыборного цикла. В проект бюджета-2006 заложено 19,6% непроцентных расходов. Вывод практически однозначен: что бы ни говорило правительство о снижении темпов роста цен, если не в этом, то уж точно в будущем году до 5-7%, бюджетная политика приведет к совсем другим результатам. Схожего мнения придерживаются и международные консультанты правительства.