Не все останется так, как есть

Не все останется так, как есть

Горячий политический сезон только начинается, и сценарий, как будут проходить события, расписать не так-то просто. Тем не менее советник президента РК Ермухамет Ертысбаев уверен, что день 4 декабря 2005 года будет вписан в историю как день победы главы Казахстана Нурсултана Назарбаева на очередных президентских выборах. И следующий срок его правления станет началом больших перемен.

- Будут ли у действующего главы государства достойные соперники на выборах? Почему, на Ваш взгляд, альтернативы Н.Назарбаеву нет?

- Я стараюсь никогда не произносить такое словосочетание - "альтернативы нет". Неприятные ассоциативные примеры всплывают из времен горбачевской перестройки, когда партийно-государственная бюрократия изо дня в день твердила: "альтернативы Горбачеву нет". Потом исчез сам Горбачев, я имею в виду с политической арены, вместе с КПСС и СССР.

Разумеется, альтернатива Назарбаеву есть, но вопрос заключается в другом: кто сможет эффективно руководить государством, продолжить эволюционное развитие Казахстана, сохранить стабильность и продолжить преобразование общества и экономики на данном этапе? Ответ прозвучит 4 декабря этого года. Я буду голосовать за Назарбаева, буду вести агитацию за него и надеюсь убедить многих. Также будут действовать и другие члены президентской команды. Движение "За справедливый Казахстан" будет агитировать за Жармахана Туякбая. В общем, предстоит борьба. Не думаю, что все так просто. За каждый голос мы будем вести борьбу. Но я уверен в нашей победе. Большинство - за Назарбаева. А демократия - это власть большинства, которое уважает права меньшинства. Назрел конституционный закон, защищающий права оппозиции. Там должен быть четко расписан статус оппозиции, скажем, время, предоставляемое оппозиции в электронных СМИ.

- Что является основополагающей причиной разрозненности и слабости нынешней оппозиции? Не кажется ли Вам, что в стране наблюдается политический дисбаланс?

- Да, политический дисбаланс налицо. Я имею в виду то обстоятельство, что оппозиция не представлена в парламенте. В то же время не надо забывать, что партия "Ак жол" официально заняла второе место на парламентских выборах 2004 года. Вслед за "Отаном". Если бы парламент избирался по округам (67 депутатов) и по партийным спискам (67 депутатов), то численно оппозиционеров было бы в парламенте значительно больше. Поэтому президент Назарбаев, выступая на прошлогоднем съезде партии "Отан", выступил за численное увеличение мажилиса. В сущности, речь идет о конституционной реформе.

Причина разрозненности оппозиции, то есть раскола - борьба за лидерство, за место кандидата в президенты от объединенной оппозиции. Байменов не согласился с кандидатурой Туякбая. Сарсенбаев и Абилов ревниво отнеслись к своему сверстнику - Байменову и пошли по традиционной схеме, сделав ставку на Туякбая. Накануне грандиозного политического действа - президентских выборов, оппозиция по-прежнему занимается партийным строительством - "Настоящего Ак жола" и "Алга ДВК", что вносит сумятицу в сознание протестного электората. А это уже из области отсутствия надлежащего политического опыта.

- Когда Казахстан реально встанет перед необходимостью решения вопроса о преемнике? Как он может быть решен?

- Ну, теперь вопрос о преемнике откладывается до декабря 2012 года. Я уверен, что президент Назарбаев вновь победит и будет руководить нашим государством до этого времени. Согласитесь, что в этом случае трудно спрогнозировать преемника.

- Что предстоит делать президенту в стране после переизбрания? Ждет ли ее политическая, экономическая или любая другая модернизация?

- Президент уже осуществил экономическую и политическую модернизацию страны, войдя в историю как самый успешный реформатор в СНГ. Но это не означает, что все должно остаться так, как есть. Президент должен будет осуществить назревшие перемены. И даже те, о которых говорит оппозиция. Президент настроен на то, чтобы политическая модернизация пришла в соответствие с экономической.

- Как Вы относитесь к возможности проведения конституционной реформы?

- Нормально. Если жизнь требует пересмотра конституционных начал, равносильных глубокому вторжению в Основной Закон, то, как говорится, чему быть, того не миновать. В конце концов, в развитых демократиях Конституция представляет собой итог борьбы противостоящих политических сил, она несет печать социально-политических конфликтов. И если есть политические силы в стране, требующие пересмотра Основного Закона, то, в сущности, для осуществления конституционной реформы нужно только квалифицированное большинство в высшем представительном и законодательном органе страны.