Инвестиции без гарантий

Необеспеченные залогом ценные бумаги стали ловушкой для отечественных инвесторов. Законодательство по фондовому рынку нуждается в улучшении. Однако инвесторов интересует не столько механизм дополнительного регулирования рынка, сколько предоставление дополнительных гарантий

Инвестиции без гарантий

На прошлой неделе получила продолжение давняя интрига отечественного фондового рынка: компания "Шахармунайгаз" против держателей ее облигаций. Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК проинформировал заинтересованных лиц о проведении проверки имущественного положения компании-должника. Напомним, что в декабре 2000 года ОАО "Шахармунайгаз" выпустило корпоративные облигации. Учитывая особый интерес инвесторов к компаниям нефтяного профиля и обещанным эмитентом 13% годовых, при том что средняя доходность по аналогичным корпоративным облигациям составляла на тот период 10-11%, данный инструмент был активно скуплен рынком. Из размещенных облигаций только в портфелях пенсионных фондов находится 46,7% облигаций на сумму 7,136 млн долларов. Вскоре выяснилось, что средство обеспечения выпуска облигаций - нефтяное месторождение Култук, расположенное в Бейнеуском районе Мангистауской области, является спорным объектом: череда сделок "Шахармунайгаза" привела к тому, что сегодня на Култук претендуют несколько компаний. Гарант выпуска - компания "Мунайгаз" - также оказалась лишенной какого-либо движимого или недвижимого имущества, ввиду того что месторождение Имашевское (Атырауская область), владельцем которой является "Мунайгаз", было также отчуждено руководством компании. В итоге корпоративные облигации лишились своего имущественного обеспечения, и перед инвесторами возник вопрос дальнейшей финансовой состоятельности эмитента и выкупа им данных облигаций. Срок погашения инструментов наступает в январе 2006 года, и в случае невозврата денежных средств к этому сроку пенсионные фонды могут понести финансовые потери.

Как показали проверки, за ОАО "Шахармунайгаз" никакого имущества не числится. Поэтому усилия кредиторов сконцентрированы на том, чтобы вернуть эмитенту залоговое обеспечение, реализация которого даст им возможность возвратить инвестированные в облигации деньги.

По мнению представителя пенсионного фонда имени Д.А. Кунаева, у держателей облигаций есть шанс возвратить свои деньги. Государством предусмотрен судебный механизм, позволяющий вернуть имущество, которое является залоговым обеспечением выпущенных облигаций. Для этого необходим согласовательный процесс с Министерством энергетики и минеральных ресурсов, а также с Агентством финансового надзора. "Тем не менее рассмотрение дел в порядке гражданского судопроизводства не приводит к должному результату и не препятствует руководству компании "Шахармунайгаз" переводить имущество и денежные средства с организаций должников на третьи лица", - считает председатель правления НПФ "Казахмыс" Оксана Фишман.

Ситуация оказалась патовой по причине несовершенства законодательства о рынке ценных бумаг того времени. Пользуясь размытостью норм, регламентирующих оформление залогового имущества, эмитент ввел рынок в заблуждение, заставив покупать фактически необеспеченные бумаги. На данный момент эта проблема учтена, и нынешнее законодательство обязывает эмитентов регистрировать залоговое имущество. Однако другой проблемой для инвесторов по-прежнему остается несвоевременное получение информации о финансовом состоянии компаний-эмитентов. Листинговые правила предъявляют эмитентам жесткие требования по раскрытию информации, но все же они несовершенны. Например, эмитенты предоставляют на биржу финансовую отчетность ежеквартально и ежегодно. Таким образом, увидеть финансовые изменения, в том числе негативные, можно только в конце отчетного периода, когда принимать инвестиционное решение поздно, если, конечно, данная информация не станет публичной до срока предоставления документации. Биржа принимает решение о переводе бумаг эмитента из категории в категорию или подвергает бумаги делистингу уже тогда, когда кризис в компании назрел. Оперативно отследить всю текущую информацию об эмитентах биржа не в состоянии из-за их большого количества. Поэтому на первый план выходит вопрос добросовестности и ответственности самого эмитента перед инвесторами, а также его финансового консультанта. Использование в качестве индикатора рейтинговых оценок международных рейтинговых агентств пока не получило на внутреннем рынке широкого распространения. Несмотря на то что с этого года биржа ввела требование к эмитентам по выполнению ими норм корпоративного управления, эта мера не решит полностью проблему качества эмитента, так как нормы корпоративного управления больше этические и не заменят его юридической ответственности. Поэтому основная надежда участников рынка связана с совершенствованием законодательства. "В настоящий момент не четко отслеживается финансовое состояние эмитента и не предусматривается механизм возврата денег держателям облигаций в случае дефолта эмитента,- говорит г-жа Фишман. - В частности, законодательством недостаточно полно отражены порядок регистрации имущества, предлагаемого в качестве средства обеспечения купонных облигаций, последствия признания ценных бумаг несоответствующими листинговым требованиям, а также последствия дефолта ценных бумаг для эмитента и держателей ценных бумаг. Кроме того, в нормативных актах не прописаны меры государственного реагирования в случае дефолта ценных бумаг и гарантии возврата вложенных денежных средств инвесторами, особенно пенсионными фондами".

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", государство гарантирует получателям пенсионных выплат сохранность обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах. Это означает, что потери вкладчиков пенсионных фондов, вызванные неправомерными действиями руководства ОАО "Шахармунайгаз", в конечном счете будут компенсированы государством за счет средств государственного бюджета.