Визит доброй надежды

Нурсултан Назарбаев стал первым из лидеров стран СНГ, который совершил государственный визит в Кыргызстан после революции 2010 года. Если учесть, что Бишкек пока не может найти общий язык с иностранными инвесторами, внимание Астаны и Москвы для него — на вес золота

Визит доброй надежды

В конце августа 2012 года состоялся государственный визит президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Кыргызстан. Это первый визит главы государства с момента установления дипломатических отношений между странами в октябре 1992 года. По итогам встречи были подписаны восемь совместных договоров, в том числе юбилейная декларация об углублении стратегического партнерства и укреплении союзнических отношений, а также принята программа сотрудничества между государствами на 2012–2013 годы. Центральное место в переговорах занимали вопросы энергетического сотрудничества — в частности, строительство ЛЭП Алматы — Кемин. Государственный визит придал новый импульс развитию двусторонних отношений, хотя большинство вопросов можно было решить на межведомственном уровне. Присутствие президента лишь подчеркнуло значимость кыргызского направления: Казахстан заинтересован в социально-политической стабильности в соседней республике и потому готов всячески этому способствовать.

За годы сотрудничества

В настоящее время в Кыргызстане функционирует около 20 крупных предприятий и свыше 300 компаний малого и среднего бизнеса при участии казахстанского капитала. Казахстан занимает второе место по капиталовложениям в предприятия Кыргызстана среди прочих инвесторов. В соседней республике создано более чем 400 предприятий с участием казахстанского капитала (см. таблицу 1). В основном эти предприятия работают в сфере энергетики, промышленности, газотранспортной отрасли и производстве строительных материалов. В рамках двустороннего сотрудничества было подписано более 150 документов, в том числе «Договор о вечной дружбе» и «Договор о союзнических отношениях» от 2003 года (решение о реализации договора принято в ходе государственного визита 2012 года).

За двадцать лет сотрудничества объем казахстанских инвестиций в Кыргызстан составил более 1,5 млрд долларов. Около 1 млрд приходится на период с 2005 по 2011 год. В частности, казахстанская компания «Казахмыс» вложила 350 млн в освоение месторождений меди в Кыргызстане. По данным национального статкомитета КР, около 60% казахстанских инвестиций были направлены в банковский сектор. Сравнительно меньше Казахстан инвестировал в водно-энергетический и туристический секторы, горнодобывающую отрасль, а также в строительство, промышленность и торговлю. Кыргызстан представлен на рынке Казахстана 250 совместными предприятиями, занятыми в сфере услуг, распределения воды и строительства. Учитывая сырьевую структуру казахстанского экспорта, Кыргызстан не представляет для казахстанской экономики большого интереса. Во внешней торговле Кыргызстана Казахстан играет весьма существенную роль, в среднем составляя десятую часть товарооборота республики.

Дружеское плечо

За последние семь лет Кыргызстан пережил два государственных переворота, результатом которых стали спад в экономике и общее ухудшение бизнес-климата. В стране острая нехватка бюджетных средств (внешний долг Кыргызстана на начало 2012 года составил более 2,8 млрд долларов). В этой связи парламент республики инициировал пересмотр некоторых «несправедливых договоров, заключенных в период коррумпированности прежних режимов». Речь идет о ревизии соглашений с канадской компанией Centerra Gold Ltd, занимающейся разработкой месторождения золота «Кумтор» (рудник обеспечивает более 11% ВВП Кыргызстана и составляет треть экспорта). Парламент КР намерен пересмотреть доли владения Киргизии в Centerra Gold Ltd с заменой их на готовую товарную продукцию во избежание постоянного контроля прибыли, пересмотреть формулы распределения доходов в соответствии с международными стандартами, а также увеличить количество представителей кыргызской стороны в правлении компании (сейчас в правлении компании три представителя КР). Компания намерена передать дело в международный арбитражный суд (в случае национализации предприятия КР должна будет выплатить по исковым требованиям около 3,5 млрд долларов).

Подобные действия кыргызских чиновников серьезно подрывают имидж государства, отталкивая и без того напуганных иностранных инвесторов. На этом фоне договоренности с Казахстаном пришлись как нельзя кстати. Прежде всего, государственный визит президента Назарбаева выглядел знаковым событием, так как это первый визит главы государства из стран СНГ после революционных потрясений в Кыргызстане. По сути, нынешний президент КР Алмазбек Атамбаев получил кредит доверия от ближайших союзников в лице Казахстана, который выступил от лица СНГ.

По словам кыргызского политолога Марса Сариева, «первый официальный визит президента РК Нурсултана Назарбаева ознаменовал новый этап в отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном. После паузы, связанной с нестабильностью в Кыргызстане, Казахстан намерен возобновить тесные политические и экономические связи с Бишкеком. Прежде всего Астана стремится обрести в лице Кыргызстана буфер безопасности (от угроз, исходящих из Афганистана и сопредельных территорий). Именно поэтому Казахстан будет применять все политические и экономические рычаги для поддержания стабильности Кыргызстана — в частности, приветствуя принятие КР в Таможенный союз».

За время нестабильности между Бишкеком и Астаной накопилось много проблем, которые просто не с кем было обсуждать. «В Кыргызстане есть определенные, хотя и невеликие, экономические интересы РК. Есть общая граница, для Казахстана — один из наиболее беспокойных участков, это одно из наиболее актуальных направлений обеспечения национальной безопасности РК. Есть вопросы возможного участия КР в Таможенном союзе, к чему в Астане, кстати, относятся менее оптимистично, нежели в Москве. Есть кыргызские трудовые мигранты в Казахстане, есть вопросы транзита грузов и миграционных потоков, требующие совместных решений», — так прокомментировал основные причины визита президента РК д.и.н., старший сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев.

Помимо доверия, на фоне ухудшающейся инвестиционной привлекательности страны президенту Алмазбеку Атамбаеву удалось получить целый ряд других выгод и преимуществ. Так, в ходе визита стороны договорились о поставке 200 тыс. тонн казахстанского зерна в КР с отсрочкой оплаты на полгода. Также достигнута договоренность о дополнительной поставке 100 млн кубометров газа из Казахстана.

Провода дружбы

В ходе переговоров уделялось много внимания энергетическим вопросам. Прежде всего, договорились о строительстве нефтепровода из Шымкента на территорию Кыргызстана. В перспективе  азербайджанские инвесторы планируют построить на севере КР НПЗ, для которого и предназначено казахстанское сырье.

Центральное место в энергетическом секторе занимает соглашение о реализации совместного проекта ЛЭП Кемин — Алматы (высоковольтная линия, способная обеспечить бесперебойный экспорт кыргызской электроэнергии в РК). Киргизия начала строительство ЛЭП Датка — Кемин, стремясь обеспечить север республики собственной электроэнергией. Реализация проекта ЛЭП дальше до Алматы позволит увеличить экспорт электроэнергии, а следовательно — пополнение кыргызского бюджета. Данное соглашение фактически реанимирует в малых масштабах «энергетическое кольцо», переставшее функционировать в 2009 году, после выхода из него Узбекистана. Более того, в настоящее время Кыргызстан и Россия осуществляют совместный проект строительства ГЭС на Верхненарынском каскаде и обновления Камбаратинской ГЭС (мощностью в 200 МВт). Главным импортером электроэнергии будет выступать Казахстан, из-за чего казахстанская сторона и проявляет интерес к осуществляемому проекту. По словам теперь уже бывшего премьер-министра КР Омурбека Бабанова, участие Казахстана — «это гарантированная покупка электроэнергии потребителем, данный вопрос об участии казахстанской стороны рассматривается в трехсторонних рамках КР — РК — РФ».

В политическом ракурсе участие в подобном проекте открывает большие преимущества для упрочения казахстанских позиций в регионе. «Кыргызстан сможет взять под контроль водный вентиль, затрагивающий безопасность не только Казахстана, но и Узбекистана», — так прокомментировал возможное участие РК в проекте г-н Сариев.

По мнению г-на Князева, участие казахстанской стороны в строительстве ГЭС выглядит маловероятным. «Строительство этих объектов упирается не столько в отсутствие инвестора, сколько в две другие проблемы. Первое — это достижение договоренностей с Узбекистаном, однозначно выступающим против строительства, в частности, Камбаратинских ГЭС. Можно, конечно, и не обсуждать этот вопрос с Ташкентом, но это будет означать резкое усиление конфронтации с Узбекистаном. Нужно ли это Казахстану? Вряд ли. И второе — надежность государственных институтов Киргизии в условиях перманентного политического и правового кризиса, в которых эта республика живет уже годами. Инвестору нужны гарантии, которых в Киргизии дать в реальности не может никто», — сказал он.

Вторым блоком переговоров было создание совместного кыргызско-казахстанского инвестиционного фонда (ККИФ) на основе договора от 11 июля 2007 года. Основная цель ККИФ — оказание финансовой поддержки развитию кыргызской экономики в реализации приоритетных проектов на территории КР и эффективному развитию малого и среднего бизнеса Кыргызстана. Уставной капитал фонда составляет 100 млн долларов от казахстанской стороны (20 млн должна предоставить кыргызская сторона). «Средства ККИФ не предназначены для “латания дыр” в госбюджете Кыргызстана, а будут направлены на конкретные перспективно-рентабельные проекты, реализуемые в республике», — подчеркнул посол РК в КР Бейбит Исабаев. Также важно, что деньги из этого фонда будут направляться исключительно на совместные экономические проекты. В первой половине 2012 года АО ККИФ рассмотрело 82 проекта от компаний, работающих в Кыргызстане; 4 из них могут стать объектами инвестиций.

Третьим блоком можно выделить вопросы, не имеющие больших последствий. Так, по инициативе Казахстана в южной части КР будут построены две школы. Было подписано соглашение о координации радиочастотных присвоений в полосе радиочастот 30–2000 МГц, а также о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Договор декларирует совершенствование деятельности специальных подразделений по предупреждению и раскрытию связанных с наркотиками преступлений, выполнению международных обязательств по контролю за незаконным оборотом наркотиков и прочее.

Несмотря на солидный пакет документов, подписанных в ходе визита, «главная проблема в отношениях с Бишкеком — это отсутствие в Киргизии ответственного государства как такового. Это делает проблемными любые проекты, любые вопросы двусторонних отношений как на межгосударственном уровне, так и в вопросах негосударственного характера», — прокомментировал визит Александр Князев.

Взгляд со стороны

Государственный визит Назарбаева и его итоги получили различные оценки и резонанс как в СМИ, так и среди экспертов. Так, в Казахстане СМИ представили визит президента как руку помощи старшего брата нуждающемуся младшему. По словам Марса Сариева, сегодня у Кыргызстана фактически нет альтернатив. «Отсрочка или сокращение казахстанской помощи негативно скажется на положении КР. И это факт», — говорит Сариев. В то же время «казахстанские займы, вливания или помощь не являлись и не являются для Кыргызстана критически важными, решающими, — считает г-н Князев. — Это, может быть, из Казахстана так выглядит, но это — кажущееся. По своим объемам, скажем, казахстанские займы или помощь на порядки уступают тем же российским. У Кыргызстана, по большому счету, альтернатив уже нет, их пространство предельно сужено. А если уж совсем конкретно, то альтернативы только две: Россия или Китай».

Очевидно одно: режим Алмазбека Атамбаева получил кредит доверия (материализованный в денежные займы и прямые инвестиции) от Москвы и Астаны — то, чего Бишкек пока не может дождаться от других своих партнеров. Напомним: Россия списала Кыргызстану внешний долг в размере 489 млн долларов и начинает строительство Верхненарынского каскада ГЭС на сумму 500 млн долларов.

С другой стороны, активизация российского и казахстанского направлений Кыргызстана воспринимается неоднозначно. Так, на саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Бишкеке вместо президента Азербайджана приехал премьер, а президент Турции Абдулла Гюль после короткой встречи с лидером КР вернулся в Стамбул, отменив свой государственный визит. Главным вопросом переговоров был проект железнодорожной магистрали: Турция — Карс — Ахаркалак — Тбилиси — Баку, далее через Каспийское море — Казахстан — КНР и Кыргызстан. И тут Астана опять демонстрирует лояльность. «Это важнейшая железнодорожная магистраль, и мы активно решили этим заниматься», — заявил Нурсултан Назарбаев.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности