Топливо будущего

Финны готовятся к тому, что основным источником энергии для их экономики станет биотопливо. Это произойдет лет через двадцать, когда нефть и газ значительно подорожают

Топливо будущего

Финляндия - один из мировых лидеров по использованию альтернативных источников энергии. По оценке финского института TEKES, около 20% всей производимой в стране энергии вырабатывается из биомассы - отходов деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (в среднем по Евросоюзу этот показатель составляет 3%). "Мы используем прежде всего древесное топливо. В ход идут ветки, иголки, опилки - все это упаковывается в плотные охапки и транспортируется на заводы по переработке биомассы", - говорит представитель института VTT Кай Сипиля. По его словам, VTT сейчас тестирует новый проект переработки отходов строительной отрасли и бытовых отходов для производства энергии.

В Финляндии находится и самый большой в мире завод по переработке биомассы и выработке энергии из биоотходов - Alholmens Kraft. Производство работает на отходах деревообрабатывающей отрасли, которые собираются и упаковываются машинами Timberjack. Мощность завода - 1,3 ТВтчас электричества и 0,6 ТВтчас тепловой энергии.

Впрочем, сами финны не вполне удовлетворены развитием этой отрасли. Финские ученые полагают, что будущее энергетики - это производство энергии из более широкого спектра биологических отходов, а также из этанола, получаемого как естественным, так и искусственным путем. Финляндия уже запустила ряд новых проектов по выработке энергии из альтернативных источников (на основе переработки биоотходов). Под эгидой министерства торговли и промышленности, а также государственных научно-исследовательских институтов TEKES и VTT в стране действует несколько экспериментальных заводов по выработке энергии.

Одним из наиболее перспективных направлений финны считают использование спиртов (этанола), а также других органических соединений. Пока этанол производится главным образом агропромышленными предприятиями - из сахара, полисахаридов, находящихся в рисе либо других зерновых культурах. Но существуют планы его производства из древесины или соломы. В Финляндии некоторые нефтяные компании даже начали добавлять этанол в бензин - 5% от объема. Другая технология ориентирована на производство эфиров, например из метилового и этилового спиртов. Подобные эфиры могут быть впоследствии использованы для создания бионефти.

Правда, пока подобные проекты не прибыльны и субсидируются государством. По подсчетам специалистов, основное внимание в области производства энергии из возобновляемых источников должно уделяться тем технологиям, уровень субсидирования которых не должен превышать текущий уровень налогов на топливо, то есть 32 цента за литр дизельного топлива и 59 центов за литр бензина. Хотя пока затраты на производство большинства видов биотоплива превышают уровень цен на дизельное топливо и бензин (если не добавлять налог на нефтетопливо), но производственные расходы на выработку некоторых видов биотоплива (метанола, биогаза, этанола из древесины) уже меньше, чем розничные цены на дизельное топливо и бензин.

Поэтому в Финляндии уже запускаются проекты по производству биотоплива. Так, ведущие финские энергетические компании Fortum Oil и Gas объявили о подготовке планов проекта по производству дизельного топлива на основе растительных и животных жиров путем обработки их водородом. Предполагается, что первоначальный объем производства составит порядка 160-180 тыс. тонн в год. Ожидается также, что в скором времени в Финляндии начнется масштабное производство оборудования для заводов, производящих альтернативные источники энергии, и даже его экспорт за рубеж. Впрочем, первые по-настоящему коммерческие проекты подобного рода появятся не ранее чем через пять-десять лет, а массовым производство станет к 2015-2025 году. Ожидается, что именно к этому времени производство углеводородного топлива существенно сократится, а цены на него значительно возрастут, и производство биотоплива станет рыночно обоснованным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее