Disney-нашествие

В Китае открылся первый Диснейленд, который, по оценкам аналитиков, принесет своим владельцам 19 млрд долларов в течение 40 лет

Disney-нашествие

Затраты на возведение гонконгского Диснейленда, расположившегося на острове Лантау, составили 1,8 млрд долларов. Предполагается, что в первый год его посетят около 5,5 млн человек, преимущественно "новых китайцев" с материка. По крайней мере, на это надеется руководство компании Disney. Представители туристической индустрии ожидают увеличения туристических потоков из Китая на 12% уже в 2006 году. Парк хоть и построен по образу и подобию своих заокеанских коллег, но отвечает и интересам местной аудитории: Алиса из "Страны чудес" поет на кантонском наречии, всевозможные точки общепита готовят блюда национальной кухни и, конечно, на территории Диснейленда, помимо стандартных аттракционов, открыт ряд магазинов.

Правда, история первого китайского Диснейленда началась со скандалов. В июле на него ополчились защитники прав животных, после появившихся сообщений о том, что по распоряжению руководства парка местные власти убили 40 бродячих собак. За месяц до этого начальство Диснейленда вычеркнуло из банкетного меню суп из акульих плавников после жалоб "зеленых", назвавших китайское лакомство жестоким и вредящим экологии. К ним присоединились правозащитники, уверяющие, что большинство сувениров, которые продаются в парке, производятся на китайских фабриках с ужасными условиями труда.

Не лучшие времена

Тем не менее и представители Disney, и гонконгское правительство, которому принадлежит 57% акций Диснейленда, уверены, что он станет популярным среди жителей Китая и Гонконга. Китайский парк является вторым по величине, после токийского, в Азии. Вообще, в мире существует пять Диснейлендов: в Калифорнии (первый парк развлечений корпорации Disney, появившийся 50 лет назад), во Флориде, в Париже, Токио и Гонконге. Возможно, он действительно оправдает ожидание своих создателей. Однако, как показывает практика других тематических парков студии Disney, их популярность в мире значительно снижается. Например, первое детище Уолта Диснея, а также второй американский парк The Walt Disney World, появившийся в 1971 году, принимает все меньше и меньше посетителей. Причиной тому стало сокращение потока туристов в США. Только 50-летний юбилей хоть как-то помог первому Диснейленду выбраться из забвения.

А его парижский собрат и вовсе находился на грани разорения. Компании EuroDisney, которой он принадлежит, удалось уйти от банкротства всего за двое суток до истечения последнего срока задолженности перед кредиторами. Руководство компании достигло договоренности с ними по схеме и срокам реструктуризации задолженности, составляющей 2,4 млрд долларов. Причем проценты по ней равны примерно 450 млн. По условиям нового соглашения погашение долга переносится на более поздний срок - 2012 год, однако при этом повышается кредитный процент.

Причин того, что европейский Диснейленд оказался в опале, две: локальная и глобальная. Во-первых, был открыт новый аттракцион, не оправдавший ожиданий компании, которая потеряла в 2003 году 56 млн евро. Во-вторых, и это наиболее важно, для жителей ЕС Америка перестала ассоциироваться с пресловутой "американской мечтой": США - страна больших возможностей, где каждый может получить то, что хочет. Сейчас она стала не страной больших возможностей, а, скорее, огромных амбиций, которая пытается влиять на политику и экономику всего мира. Кроме того, сильно подпортила имидж США война в Ираке. Европейцы стали отворачиваться от американских брендов. Так что еще неизвестно, удастся ли EuroDisney расплатиться со своими инвесторами. Возможно, они надеются, что любовь европейской молодежи ко всему американскому возродится?

Азиаты любят Микки-Маусов

Наиболее успешным является токийский Диснейленд. Только за первый год его работы посетителями парка стали 10 млн человек. Сейчас его ежегодно посещает около 17 млн. Общее число посетивших Диснейленд в Токио - 300 млн, т.е. в два раза больше, чем все население Японии. Примерно 95% посетителей приезжают сюда повторно, некоторые даже по 8-10 раз. Токийскому Диснейленду вполне хватает внутренних резервов, потому на международную рекламу средств практически не тратится. Зато на обновление аттракционов парк развлечений ежегодно выделяет примерно 10 млрд иен. Вообще, руководство Диснейленда избрало весьма правильную политику. Парк полностью копирует своих североамериканских коллег - по условиям полученной от Disney лицензии японцы ограничены в проявлении собственной фантазии относительно аттракционов, при этом им удалось привнести местный колорит. Токийский вариант отличает от его евро-американских собратьев чистота, а также вежливость, присущая именно японцам, обслуживающего персонала.

По какому сценарию будет развиваться гонконгский парк (по азиатскому или европейскому), пока не ясно. Однако тот факт, что 17 тыс. билетов на день открытия были распроданы за месяц до него, свидетельствует об интересе китайцев к такого рода паркам. По оптимистичным оценкам аналитиков, в ближайшие 40 лет Диснейленд в Гонконге принесет его хозяевам примерно 19 млрд прибыли. Однако Disney все-таки осторожно относится к работе на китайском рынке, компания решила повременить, по крайней мере, до 2010 года, со строительством второго Диснейленда в Шанхае.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики