Синергия компьютерного бизнеса

За последний год в Казахстане продано около 200 тысяч персональных и мобильных компьютеров. Это в два раза больше, чем 5 лет назад. Но даже при таком темпе компьютеризации должно пройти не менее 10 лет, прежде чем наступит момент насыщения рынка этой продукцией

Синергия компьютерного бизнеса

Развитие рынка компьютерных технологий, а также уровень компьютеризации населения являются знаковыми для развития экономики любой страны. Однако компьютеризация как прогрессивный процесс - вещь весьма субъективная. Можно обеспечить персональными компьютерами все население, но добиться неуклонного роста информационно-технологического прогресса в обществе таким образом невозможно. В последнее время все чаще встает вопрос автоматизации, которую нельзя рассматривать только как продажу персональных компьютеров, но и как внедрение, интеграцию и поддержание продуктов Soft на местном компьютерном рынке. По сути, компьютеры - это инструмент для ведения делопроизводства в любом секторе экономики. И чем увереннее развивается компьютерный бизнес в стране, тем грамотнее осуществляется экономическая политика государства. Такая общепринятая в мире аксиома в последнее время весьма успешно применяется и в Казахстане. И сейчас ни одна крупная компания не может обойтись без программы, предлагаемой крупными софтвендорами, являющимися в свою очередь партнерами хардвендорных корпораций.

Софт - продавец харда

Казахстан подошел к вопросу необходимости глобальной компьютеризации значительно позже, чем сделали это ведущие страны мира. В этом было свое экономическое преимущество. Во-первых, в США и Западной Европе становление автоматизированного общества оказалось достаточно сложным экономическим процессом: формировались компьютерные компании, среди которых в течение нескольких лет выделялись лидеры. Менялась их маркетинговая политика, структурировались технологический и бизнес- процесс. Во-вторых, в этих странах впервые внедрена культура потребителя персонального компьютера. Для местного компьютерного бизнеса уже существовал проторенный путь в формировании потребительского сознания и готовые схемы ведения компьютерного бизнеса. С приходом на казахстанский рынок крупных софтвендорных компаний сознание местного потребителя стало меняться в пользу программной продуктовой линейки, и персональный компьютер перестал восприниматься как рабочий инструмент с готовой операционной системой.

По словам специалистов компании Oracle - одного из самых крупных вендоров в мире, сейчас происходит некий перелом в сознании казахстанского потребителя. Если раньше потребителями софта, такого как создание баз данных и комплексное решение для бизнеса, были преимущественно крупные банки, телекоммуникационные компании, железнодорожные и авиакомпании, то сейчас этими программами пользуются предприятия малого и среднего бизнеса. Прослеживаются явные конкурентные преимущества у компаний, делающих акцент на soft. По мнению ведущих игроков рынка, такой прорыв в сознании потребителя служит новой вехой в процессе глобальной автоматизации страны, в связи с чем произойдет резкое увеличение продаж персональных компьютеров как продуктов hard.

Продукты тех и других вендоров являются синергизмом. Потребитель, который нуждается в программном обеспечении, вынужден покупать компьютер, обладающий необходимыми техническими характеристиками, и наоборот - ПК нового поколения стимулируют спрос на продукцию софт. Генеральный директор компании MicroSoft в Казахстане Айдар Даулетов сообщил "Эксперту Казахстан", что рост продаж персональных компьютеров в республике составляет 10% в год. "Существует несколько факторов, влияющих на увеличение продаж. Для юридических лиц таковым является, во-первых, устойчивый экономический рост. Во-вторых, создание прозрачных информационных систем, автоматизация всех бизнес-процессов, внедрение собственных информационных систем, без которых ни одна компания уже не может быть конкурентоспособной и ориентированной на привлечение инвесторов. Увеличение покупательской способности населения, общемировая тенденция к удешевлению компьютеров, понимание важности ПК как инструмента для работы - вот что побуждает домашних пользователей приобретать персональные компьютеры", - говорит он.

Штучно и корпоративно

Согласно исследованиям, проведенным журналом "Computerworld Казахстан", в стране наблюдается не просто улучшение показателей уровня проникновения компьютеров в широкие слои населения - мы переживаем настоящий бум. Правда, с некоторым опозданием. Скажем, такой бум в США произошел еще 10-15 лет назад. Для сравнения: сейчас рядовой американец покупает четвертый-пятый (в порядке очередности) персональный компьютер, тогда как житель Казахстана обзаводится всего лишь первым. Рынок населения в Казахстане растет значительно быстрее, чем рынок организаций. И если три года назад реализация компьютеров для домашнего пользования составляла чуть больше 20% от общего объема продаж, то в этом году эта цифра приблизилась к 40%. Такое разделение рынка требует от местных компаний, занимающихся сбором и реализацией готовых ПК, четкой маркетинговой политики и разделения направлений своего бизнеса.

По словам председателя правления АО "GLOTUR" Ханата Нурекенова, компания разработала и внедрила у себя несколько направлений продаж: канал корпоративных продаж, классическую дистрибуцию и розничные продажи. В принципе, эта схема является общепринятой для всех местных компаний. Исключение составляют крупные игроки, не имеющие розничной сети продаж, или мелкие фирмы без налаженной дистрибьюторской сети. Наиболее прибыльными считаются корпоративные продажи, осуществляющиеся посредством срочных контрактов с частными холдингами, и тендеры, проводимые государственными структурами. Причем такая ситуация на рынке сложилась сравнительно недавно. Всего несколько лет назад крупные государственные компании предпочитали покупать парк персональных компьютеров только мировых марок. Сейчас же при обновлении техники объявляется конкурс, в котором участвуют и местные компании-сборщики. Ситуация в последнее время складывается в пользу отечественных производителей, поскольку они получают преференции, предусмотренные законом "О государственных закупках", в размере 15%.

Казахстанские компании, по желанию корпоративного клиента, могут также оформить комплексный заказ у крупного вендора, занимающегося производством готовой компьютерной техники. Естественно, что, покупая "компьютерное железо" мирового бренда (Acer, ASUS, Fujitsu Siemens Computers, HP), происходит значительное удорожание продукта в размере 20-30%. Компьютеры, собранные казахстанскими фирмами, в общем объеме корпоративных продаж занимают 20-процентную долю. Для сравнения: розничные продажи "самосборов" составляют 95%. Следует сказать, что "самосборы" не являются прерогативой стран с низким уровнем проникновения мировых брендов. Например, в США существует более 5 тыс. фирм, занимающихся производством ПК и ноутбуков из комплектующих.

Большая пятерка

На рынке Казахстана присутствует около 300 фирм-поставщиков компьютерной техники и ее комплектующих. С каждым годом число игроков рынка растет, и естественно растет конкурентная борьба между ними. Согласно анализу, проведенному журналом "Computerworld Казахстан", уже есть четко прослеживаемые лидеры. Основным фактором, который позволяет сделать такие выводы, можно считать рекламные бюджеты мировых вендоров, распределяемых между крупными отечественными игроками. Реклама, которую, к примеру, дает гигант микропроцессорной индустрии - Intel, является, по сути, программой поддержки местных производителей ПК и мобильных компьютеров. Intel возмещает отечественным компьютерщикам существенную часть расходов компании на рекламу (до 70%). При этом прослеживается четкая связь между объемом продаж конкретной компании и его рекламными бюджетами. Второй фактор, с помощью которого можно определить лидеров местного рынка, - география продаж (максимальный охват рынка с помощью дистрибьюторских сетей). И можно с большой вероятностью сказать, что основная конкурентная борьба будет развиваться именно между ними.

По данным "Computerworld Казахстан", первая строка в рейтинге компаний принадлежит LogyCom. Ей принадлежит самая большая розничная сеть в республике. Активная экспансия в регионы - это отчасти продукт сотрудничества с крупной компанией по продаже бытовой техники "Планета Электроники". Маркетинговая стратегия LogyCom основана на готовых решениях, созданных с использованием собственных мощностей по сборке ПК и мобильных компьютеров, и даже LCD-мониторов.

Расстановка сил между компьютерными компаниями, входящими в большую пятерку, не столь очевидна. Компания Alser System также имеет широкую розничную сеть, уступающую, однако, возможностям LogyCom. И модель бизнеса Alser System имеет несколько иные черты. Помимо наличия собственной розничной сети, компания активно развивает и поддерживает дилерскую сеть. В рендже продукции компании, помимо готовых ПК с собственным лейблом, широкий ассортимент комплектующих и периферии. Компания Glotur находится на стадии смены позиционирования. И судя по всему, процесс происходит вполне успешно. В частности, компания снижает до минимума присутствие бытовой техники в своем ассортименте и делает акцент именно на компьютерном направлении. Одной из первых в Казахстане компания начала расширять ассортимент мобильными компьютерами собственного производства, организовав для этого необходимые производственные мощности. Glotur быстро вышел в лидеры по продажам дорогих и эксклюзивных ПК.

ALSI - одна из старейших компьютерных компаний республики. И хотя ее не отличают бурные маркетинговые революции, она остается крупным игроком на компьютерном рынке Казахстана. Завершает своеобразный листинг компания Imanali, которая не обладает в отличие от вышеперечисленных широкой розничной сетью, но благодаря дилерской сети поддерживает существенные объемы продаж. Компания предлагает как готовые решения, так и широкий ассортимент комплектующих.

(Некоторые эксперты утверждают, что на рынке есть группа оптовых компаний, обороты которых могут быть существенно выше тех, которые имеют лидеры). Часть стратегии лидеров рынка ориентирована на готовый розничный продукт с элементами брендирования. Компании второго уровня начинают формировать собственные ниши. Что касается мелких компаний, то большинство из них вынуждены либо менять специализацию, ориентируясь на те решения, которые не представлены лидерами, либо снижать издержки, либо уходить с рынка.

Проникновение и прогнозы

Уровень проникновения персональных компьютеров среди жителей Алматы в 2004 году составил 15 единиц на 100 жителей, при этом резерв его роста весьма высок. В Германии этот уровень имеет значение более 50 единиц. Однако динамика роста показателя в Казахстане серьезно отличается от вялотекущего процесса в той же Германии. Например, в 2003 году показатель проникновения ПК в Алматы составлял 12 единиц. Несложный подсчет показывает: для того чтобы достичь такого прогресса в пределах полуторамиллионного города, в год нужно продать 45000 ПК, что в стоимостном выражении с учетом приобретаемого минимума периферийного оборудования может составлять весьма существенную цифру - от 30 до 50 млн долларов. В Германии такая цифра может быть достигнута за 4-5 лет. Это и есть резерв, на который опираются компании в своих стратегических маркетинговых планах, в том числе и в части развития розничных сетей.

Если оценивать ситуацию в разрезе регионов, то здесь она более скромная. По оценкам экспертов, региональный рынок - это примерно 50% алматинской розницы, главного финансового и бизнес-центра страны. Исходя из этих предположений и делая некую корреляцию на рынок периферии и компонентов, который никак не меньше рынка ПК, можно дать ориентировочную оценку всего рынка высокотехнологичных компонентов потребительского сегмента - около 200-300 млн долларов в год. Если к этому приплюсовать корпоративный рынок, который вообще сложно оценить ввиду своей специфики, то сумма получится существенно выше. Оценивая емкостные перспективы рынка, можно отметить, что 8% респондентов-алматинцев планируют приобрести ПК уже в ближайшее время. Весьма интересны и предпочтения потенциальных потребителей, хотя это относится больше к растущему спросу на мобильные ПК. Более 22% опрошенных предпочли бы купить ноутбук, так как он удовлетворяет их пониманию мобильности. Есть еще один фактор, на который хотелось бы обратить внимание: нельзя, оценивая емкостные параметры рынка, не учитывать намерений некоторой группы пользователей по обновлению своих домашних ПК. "Computerworld Казахстан" прогнозирует рост уровня проникновения ПК в Алматы до 19 ПК на 100 жителей уже в 2005 году, а в 2006 году этот показатель может достигнуть 24 единиц.

В сети мирового бизнеса

Компьютерную революцию, которая сейчас происходит в Казахстане, необходимо рассматривать в одном звене с мировой компьютеризацией. Отечественный рынок реагирует на все изменения, происходящие на мировом рынке IT и персональных компьютеров. Помимо общемировой тенденции к удешевлению "компьютерного железа" идет передел сфер влияния среди крупных вендорных компаний во всем мире. Многие из них сокращают издержки на компьютерное производство, сосредоточивая свои силы на продуктовой линейке софт. Так, один из самых крупных hard-вендоров Hewllet Pacard в этом году существенно сократил штат сотрудников, задействованных в производстве, и перенес часть своих заводов в страны с дешевой рабочей силой. Компания IBM продала все права на производство ПК и ноутбуков китайскому концерну Lenovo, имеющему производственную мощность 1 млн компьютеров в месяц. Все крупные игроки сходятся в одном - собственное производство перестает быть рентабельным по отношению к продуктам программного обеспечения. Такая ситуация на мировом рынке не может не отразиться на деятельности местных компаний, которые, по сути, являются конечным звеном во всей производственной цепи. По мнению участников местного рынка, глобальное удешевление компьютеров, собранных в Китае в больших объемах, может серьезно подкосить благополучие казахстанских фирм.

Тем более что после вступления Казахстана в ВТО усилится контроль качества выпускаемой продукции и значительно снизятся издержки на ввозимые брендовые компьютеры, собранные в заводских условиях. К тому же ситуация с пиратскими версиями программ, которые сейчас в массовом порядке присутствуют на рынке, станет ужесточаться, что скажется на продуктивности некоторых компаний, предпочитающих инсталляцию дешевых пиратских операционных систем. Местным сборщикам нужно будет выходить на более конкурентоспособный уровень. Уже сейчас компания MicroSoft сделала предупредительный шаг и внедрила сертификацию компьютеров на совместимость с операционной системой MicroSoft Windows "Design for Windows. Эта процедура является общепринятой в мировой практике, в Казахстане же такие сертификаты на компьютеры собственной сборки пока имеют компании LogyCom и "Рейтинг" (Оскемен).

Казахстан может ожидать участь Польши. После вступления Польши в Евросоюз, мировые вендоры поглотили все местные фирмы, существовавшие на польском рынке. Хотя некоторые специалисты утверждают, что казахстанский рынок с его мизерной емкостью вряд ли станет лакомым куском для мировых игроков, в том числе и китайских. Многие эксперты считают, что игра мировых брендов - не что иное, как попытка избавиться от старого "хлама", завершившего свой традиционный жизненный цикл. Ведь мир стоит на пороге революции в области компьютеризации и IT.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики