Зри в корень

Укротить инфляцию, доставляющую большую головную боль правительству, можно только в том случае, если подходить к этой проблеме системно. Очевидно, что сезонная борьба не приносит и не будет приносить желаемого эффекта

Зри в корень

Премьер-министр страны Даниал Ахметов в очередной раз выступил с инициативой, которая распространяется на не имеющий прямого отношения к исполнительной власти финансовый сектор. Он предложил "с учетом тех изменений, которые происходят в сфере экономики страны", пересмотреть и саму методику расчета индекса потребительских цен.

То, что инфляция явно выходит из-под контроля правительства, давно уже понятно. Например, в июне в годовом выражении инфляция составила 7,9%, что соответствует среднегодовой инфляции на уровне 7,1-7,3%. В июле вообще был зафиксирован инфляционный рекорд - 8,2% в годовом исчислении. В августе ситуация несколько улучшилась (но опять-таки речь идет о 7,9%), и она далека от желаемой. Как известно, прогноз инфляции на 2005 год первоначально был определен в коридоре 4,9-6,5%, но позже пересмотрен в сторону некоторого увеличения - 5,2-6,9%. И судя по уже зашкаливающим показателям, в этом году правительству и Национальному банку не удастся удержать инфляцию в прогнозном коридоре. Отдельные эксперты говорят о том, что в 2005 году этот показатель сложится никак не меньше 8%.

Испытывая озабоченность с повышением инфляции, премьер поручил создать специальную рабочую группу, которая должна проанализировать мировую практику регулирования и мониторинга индекса потребительских цен. И, соответственно, дать свои предложения по совершенствованию принятой в Казахстане методики. Г-н Ахметов считает, что при расчете уровня инфляции нужно учитывать ряд факторов, которые влияют на рост цен, в том числе макроэкономические, монетарные, фискальные, тарифные.

Есть пределы совершенству

Ряд экономистов достаточно критично отнеслись к данной инициативе. Экс-председатель Нацбанка Григорий Марченко заявил о том, что методикой расчета инфляции в Казахстане, как и во всем мире, должны заниматься центральный банк и Агентство по статистике. И правительству волноваться по этому поводу не стоит.

В то же время действующий председатель Национального банка Анвар Сайденов считает, что вопрос методики является второстепенным - государственные органы прежде всего должны решать вопросы по сдерживанию инфляции, а если те или иные задачи не выполняются, то методика здесь ни при чем. "Если инфляция выходит за предполагаемые рамки, то выказывать недовольство методикой - то же самое, что заболевшему человеку предъявлять претензии термометру, который показывает высокую температуру", - заявил г-н Сайденов.

Методика расчета инфляции достаточно академична. Ее принципы согласованы с Международным валютным фондом и соответствуют международным стандартам. Это подтверждает и директор департамента статистики цен и труда Агентства РК по статистике Нина Кривко: "Чистота методологии, основы первичного учета и другие процедуры по индексу потребительских цен в Казахстане соответствуют международным стандартам, и показатель, рассчитываемый в республике, может сопоставляться с другими странами". По ее словам, специалисты Евростата, инспектировавшие статсистему Казахстана, в своем заключении отметили, что у нас нет отклонений по методике расчета инфляции.

Правда, в Национальном банке не исключают, что методика будет подвергаться некоторым изменениям. В частности, г-н Сайденов уже не в первый раз говорит о том, что при расчете индекса потребительских цен нужно учитывать изменение цен на недвижимость (сейчас в расчет берется только арендная плата за жилье). Однако когда будет вестись мониторинг цен на недвижимость, пока неизвестно, потому что нет принципиальной договоренности между Нацбанком, правительством и местными исполнительными органами власти, а также не определен принцип.

Видимо, услышав критику в свой адрес, премьер-министр подтвердил свое намерение разобраться с инфляцией. Его пресс-служба сообщила, что рабочей группой уже (ровно за девять дней!) проработаны вопросы совершенствования методологии расчета индекса потребительских цен. Данной информацией кабмин несколько смягчил удары, сыпавшиеся со всех сторон, и сделал акцент на том, что рабочая группа должна через месяц "представить предложения по всему комплексу влияющих на инфляцию факторов".

Войти в коридор

Нацбанк и правительство в равной мере ответственны за то, чтобы инфляция не выходила из-под контроля. Но если головной банк отвечает за монетарную составляющую инфляции, то исполнительная власть - за макроэкономическую ее часть.

Согласно измененному законодательству с 1 января 2004 года основная задача центрального банка - обеспечение стабильности цен. По сути, он должен прилагать все усилия для того, чтобы удержать инфляцию в прогнозном коридоре.

Нацбанк существенно ужесточил денежно-кредитную политику, повысив ставки рефинансирования и репо. Именно с помощью репо и нот Нацбанк в первом полугодии стерилизовал избыточную денежную массу. Кроме того, им принято решение по повышению с 1 октября 2005 года резервных требований в отношении коммерческих банков, которые имеют повышенную ликвидность. Конечная цель этих новаций - в том числе и борьба с инфляцией, поскольку доля активов, не приносящих дохода, значительно возрастет.

Глава Нацбанка не сомневается, что эти меры дадут положительный эффект, но с некоторой дистанцией по времени. И потому на сентябрьской своей пресс-конференции г-н Сайденов подчеркнул, что Нацбанк по-прежнему рассчитывает на прогнозируемый уровень инфляции в этом году.

Правительство, в свою очередь, чтобы стабилизировать цены, еще весной приняло постановление "О некоторых мерах по стабилизации цен на потребительском рынке", согласно которому установлены пониженные ставки таможенных пошлин на овощи и фрукты из соседних стран - Киргизии, Узбекистана, Таджикистана.

Кроме того, акимам предписано увеличить количество рынков сельскохозяйственной продукции и даже, если это необходимо, стимулировать торговлю с колес и уличную торговлю. Помимо этого, акимы теперь в ответе и за то, чтобы на рынках их регионов не создавалось какого-либо искусственного дефицита вообще, будь то продукты питания или товары повседневного спроса.

Правительству удалось договориться с некоторыми монополистами об объявлении моратория до конца года на повышение цен. В то же время и отдельные акиматы подписали с производителями подобные документы.

В принципе, в этих мерах по наполнению внутреннего рынка нет ничего сверхъестественного - во многих странах правительства очень оперативно реагируют на деформации спроса и предложения и предлагают адекватные меры. Однако в нашем случае чуда не произошло. Наполнение рынка продовольственными сезонными продуктами происходило точно так же, как и в предыдущие годы - на фоне растущих цен. По сути, правительство не получило того результата, к которому стремилось.

Найти и обезвредить?

У Нацбанка есть идефикс - инфляционное таргетирование. То есть он собирается внедрить систему целевых показателей инфляции. Внешне это будет выглядеть так: Нацбанк объявляет среднесрочные количественные целевые показатели инфляции и совместно с правительством берет на себя обязательство обеспечить достижение этих целей.

Инфляционное таргетирование имеет существенные преимущества, но и не лишено недостатков. С одной стороны, Нацбанк становится более ответственным за поддержание инфляции на низком уровне, он фокусирует денежно-кредитную политику на внутренних проблемах. С другой - ему очень трудно контролировать инфляцию, а воздействие мер денежно-кредитной политики проявляется со значительными задержками.

Тем не менее Нацбанк постепенно движется к инфляционному таргетированию. Он еще в прошлом году поставил своей целью усиливать регулирующую роль своих официальных ставок, которые могут оказать сдерживающее влияние на инфляцию, ограничивая объемы кредитования экономики банками. Он собирается активно применять меры по расширению регулирования ликвидности операциями открытого рынка, в частности, содействовать развитию вторичного рынка ценных бумаг. В ближайшее время планируется внедрить механизм, который будет способствовать уменьшению объемов ипотечного кредитования и кредитования сделок с недвижимостью.

Иногда Нацбанк начинают упрекать за чрезмерно жесткую политику, которая, по мнению некоторых аналитиков, мешает развиваться коммерческим банкам. Однако в борьбе за целевые показатели все средства хороши.

В то же время политику правительства в области борьбы с инфляцией трудно назвать последовательной. Немонетарную инфляцию, видимо, невозможно укротить без структурной перестройки экономики. Как считает экс-глава Нацбанка Ораз Жандосов, правительство должно задаться структурным вопросом: почему предложение в тех или иных секторах ограничено? "Сегодня это ограничитель административного рода: либо определенные барьеры, либо просто отсутствие внятной политики к поощрению увеличения предложения, - говорит известный экономист. - По идее, правительство должно решать вопрос стимулирующих инвестиций в те секторы, где спрос растет быстрее. Например, в долгосрочном плане не видно, что приток инвестиций идет в сельское хозяйство или пищевую промышленность, чтобы поддержать себестоимость и расширить производство".

Если учитывать последнее информационное сообщение пресс-службы премьер-министра, то в правительстве наконец решили искать проблемы именно там, где они скрываются. Так что теперь, получается, задача номер один - выявить стимулирующие инфляцию факторы. Но вот будут ли они "обезврежены", станет понятно только после доклада антиинфляционной группы о результатах работы. Главное, чтобы правительство пошло дальше исследований.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом