Фестивальные хроники-2

Представленная на "Звездах Шакена" программа Prix Juenisse заставила задуматься о состоянии детского телевидения в Казахстане, международное кино - о разнообразии социальной проблематики в мире, а анимация и видеоарт - о стремлении к творческим экспериментам

Фестивальные хроники-2

В рамках фестиваля "Звезды Шакена" Институтом Гете организован обучающий семинар международного фестиваля телевизионных программ и фильмов для детей Prix Juenisse, проходящий в Германии, в Мюнхене. Цель семинара - демонстрация лучших телевизионных работ финалистов. Также в этом году благодаря международному статусу фестиваля более любопытной и разнообразной стала конкурсная программа, в которой были представлены фильмы молодых кинематографистов из разных стран, поднимающие самые разные социальные проблемы.

Лучшее - детям

Знакомство с тем, чем живет детское телевидение разных стран сегодня, оказалось весьма информативным и увлекательным занятием. Ведь по состоянию детского телевидения можно судить и о развитии общества в целом, и о том, какое будущее его ожидает. Прежде всего поразил высокий уровень представленных программ для детей. Было видно, что над их созданием работает целая команда интеллектуалов.

Так, в категории программ для детей до 6 лет показана познавательно-развлекательная передача токийского телевидения Pythagora Switch. Настоящими находками оказались лаконичность и простота формулировки и решений довольно сложных абстрактных задач. Предложенные игровые ситуации и развлекательные задачи могут быть интересны не только детям, но и взрослым. Их цель - развитие абстрактного мышления, умения применять понятия на сознательном уровне. От наглядных картинок детям предлагается перейти к фундаментальным абстрактным понятиям. Так, например, поясняется понятие относительности размеров объектов в пространстве и их зависимость от изменения перспективы.

От простого, на экране демонстрируются объекты и геометрические фигуры разных размеров, размещенные для сравнения рядом друг с другом, маленькие телезрители должны перейти к сложному - изменению размеров в связи с перспективой "близко-далеко" (меняющиеся в зависимости от движения камеры размеры объектов и комнаты). Задача: угадайте - где находится камера? Ответ предлагает как бы со стороны увидеть, как получается картинка, перейти на следующий уровень рефлексии - оказывается, камера прикреплена к пылесосу, которым мама пылесосит комнату.

Другая задача - темный экран, и светящаяся точка движется от одного его конца к другому. "Угадайте: чем может быть эта точка?" - поется за кадром в веселой песенке. Затем на экране включают свет, и становится ясно, что это теннисный мячик, который подкидывают два игрока на корте. Дальше, таинственная движущаяся точка оказывается самыми разными предметами. Еще одна задача представлена в виде графически нарисованного мультика: собака, составленная из маленьких прямоугольников, входит внутрь, выходит, проходит мимо, оказывается внутри, вверху, внизу и вверх ногами в больших прямоугольниках, символизирующих плоскости пространства. Благодаря забавной четвероногой героине детям дается представление о трехмерном пространстве через двухмерное. Просто, но гениально приближая маленьких зрителей к задачам пространственно-геометрического мышления, равносильным загадке ленты Мебиуса. Забота о развитии интеллектуального потенциала ребенка в Японии начинается еще до шестилетнего возраста. Каким будет японское общество в будущем, если его дети до шести лет еженедельно смотрят по телевидению такие передачи?

Другой пример развития детского телевидения в мире - "Детское супершоу" из Осло. Эта передача призвана не только развлечь, но и заставить поразмышлять о психологии отношений детей и взрослых. Ее лучше смотреть вместе: родителям и детям. Ведущими шоу и законодателями происходящих на экране событий становятся сами дети. В созданном ими мире они меняются местами со взрослыми. "Супершоу" раскрывает глаза на множество бытовых ситуаций, которые мы привыкли оценивать устоявшимся взрослым взглядом (и который навязываем детям), но не можем увидеть глазами самого ребенка.

Одна из историй повествует о походе в горы. Большой и сильный папа с маленьким сыном поднимаются в гору. Отец идет большими шагами, в то время как сын устал и еле поспевает за ним. Отец наставляет ребенка идти дальше, произнося назидательные речи о пользе горного воздуха и ходьбы для здоровья. Но ведущие-дети переигрывают ситуацию по-своему. Теперь сынишка наслаждается ездой и свежим воздухом, сидя на загривке у выбившегося из сил папы, и подгоняет его.

В другой сцене дети отдают через наушники команды взрослому дяде в ресторане, который должен запретить другому дяде есть на десерт сладкое, пока тот не покончит с недоеденным ростбифом. Еще одна история рассказывает о том, что открытие конструктора "Лего" было бы невозможным без участия ребенка. Свобода и социальная эмансипация в странах Северной Европы - вопрос не только этнический и половой, но и возрастной. Важно понять, что дети как социальная группа находятся в подчинении у доминирующих над ними взрослых.

В передаче немецкого телевидения ARD предметом пристального внимания оказывается, казалось бы, наивный, глупый, детский вопрос: умеют ли свиньи плавать? Ведущий передачи не знает и пытается найти ответ в книгах и у таких же, как и он, взрослых. Но нигде не находит точного ответа. В поисках истины ему приходится отправиться на ферму, но даже владельцы свиней ничего не знают об этом. Тогда принято решение провести эксперимент. Местный фермер разрешает взять свою свинью, а съемочная группа обеспечивает техническое оснащение, чтобы она не утонула. И, о чудо! Свинья плывет еще резвее собаки. Вывод: свиньи умеют плавать.

В подростковой категории 11-15 лет любопытным с точки зрения исследования культурных и возрастных сексуальных стереотипов оказался документальный фильм "Девочки" (телевидения IPB/IKON, Hilversum, Голландия). 11-15 лет - возраст полового созревания. Герои фильма - школьники из африкано-азиатского квартала - делятся своими представлениями о сексе, любви и идеальной девушке. Здесь переплетаются и стереотипы, навязанные рекламой и ТВ, и этнические субкультурные черты, и чистая юношеская наивность, и пробудившийся сексуальный интерес. Передача важна тем, что откровенно говорит о психологических и сексуальных проблемах подростков их собственными устами. Взрослым предоставляется возможность взглянуть на отношения между полами глазами нового поколения, а сверстникам героев фильма - встретиться со своими страхами и переживаниями лицом к лицу и понять, что они не одиноки. Для нашего зрителя эта передача интересна и тем, что Казахстан - это полиэтническая страна, и для нашего общества характерны свои этнические стереотипы в восприятии половых вопросов, простирающиеся от цвета кожи и разреза глаз до различий в обычаях и нравах.

Знакомство с разнообразием детского телевидения в разных странах дает почувствовать, что наше, и казахстанское, и российское, сильно отстает от мирового уровня. И это проблема не только сокращения финансирования, но и низкого интеллектуального потенциала разработчиков детских передач на местных каналах. Детских программ у нас очень мало, и многие сделаны по одному шаблону: придуманной еще в советские времена передачи "Спокойной ночи, малыши!", состоящей из кукольной и мультипликационной частей. Ребенок здесь предстает упрощенным существом, которого надо наставить, развлечь и отправить спать. Но общество меняется и развивается, а с ним развивается и телевидение. И сейчас неактуально оставаться в рамках старых концепций, особенно это касается телевидения для детей. Ведь дети такие разные, и они имеют право выбирать из тематического и художественно-интеллектуального разнообразия, как и взрослые, среди которых есть те, кто любит боевики и мелодрамы, и те, кто смотрит элитарное кино.

Кинематограф как зеркало общества

В конкурсной программе призами были отмечены фильмы, поднимающие острые социальные темы. В номинации "Неигровое кино" первый приз получил фильм "Окно" киргизских режиссеров Гаухар Сыдыковой и Фархада Турсунова. Это документальная история о трудной жизни ребенка в заброшенном шахтерском городке Киргизии. Бакын, вместо того чтобы учиться, вынужден зарабатывать на жизнь тяжелым и опасным трудом. Он вручную собирает уголь на заброшенных шахтах. Дома его ждет невстающая с постели больная мать. Унылый быт, нищенское существование, тяжелый низкооплачиваемый труд - современные реалии некогда богатого, а ныне безработного поселка. Благодаря глубоко человечным образам, созданным художественными приемами документального кино, мы можем почувствовать не только остроту поднимаемых проблем, но и сопереживать героям. Глаза мальчика, любовь и нежность единственного близкого и любимого человека - матери не могут не тронуть даже самое черствое сердце.

"На пригорке две девочки" - еще один фильм Турсунова и Сыдыковой, рассказывающий о нелегкой судьбе детей из киргизского поселка. Каждое утро, прощаясь на пригорке, две сестры расходятся по разным дорогам: одна идет в школу учиться, а другая вместе с матерью на базар - работать. Курулай уже три года не ходит в школу. Она зарабатывает мелким неквалифицированным трудом (собирает мешки, моет пластиковые стаканчики, продает самсу), в общем, берется за любую работу, чтобы ее сестренка могла учиться. Экономические трудности могут порождать неравенство и несправедливость между различными социальными группами не только в обществе, но и внутри семьи. Оба фильма близки и понятны казахстанским зрителям, поскольку поднимают похожие социальные проблемы.

В номинации "Игровое кино: короткий метр" победила картина молодого режиссера из Израиля Гая Дименштейна "Мессия". Этот фильм - попытка взглянуть на социально-политические реалии, приподнявшись над национальными, религиозными и политическими разногласиями. Работа пограничников палестино-израильского блокпоста нарушается явлением сумасшедшего мессии, кучки пацифистов-хиппи, простых арабских и еврейских обывателей и прячущегося в кустах юного исламского террориста. Ироничный взгляд на ограниченность и твердолобость людей, разыгрывающих социальные роли, позволяет увидеть за ними комедию положений и простую человеческую беспомощность и растерянность. Фильм языком комедии говорит нам о том, что даже самые неразрешимые конфликты могут быть сняты простыми жизненными обстоятельствами и случайными совпадениями - ведь все есть человеческая комедия, суета сует.

Короткометражный игровой фильм другого молодого израильского режиссера, студента факультета кино и телевидения университета Тель-Авива, Евгения Румана "Вероника" - рассказ о тусклых буднях приехавшей на заработки в Израиль русской девушки. В жизненной рутине чужой ей страны Вероника остается верной своим идеалам и нравственным ценностям. Кажется, что она наивный пережиток далекого советского прошлого, инородный элемент окружающей ее циничной действительности. После долгого одиночества и постигшего ее любовного разочарования она все-таки встречает родственную душу.

Если картины семьи Махмальбафов повествовали о диких землях, разрушенных войной, где царят абсурдные законы, жестокие нравы и скитаются бездомные дети, то демонстрировавшаяся в это же время в соседнем зале кинолента молодого германского режиссера Альмута Гетто "Рыбы живородящие" - о совсем иных актуальных проблемах современного западного мира. Это история любви инфицированного СПИДом 16-летнего Яна и девушки по имени Нина. Невинный ребенок, живущий в обеспеченном и защищенном мире, может стать жертвой опасного заболевания. Как дальше строить подросшему юноше свои социальные, психологические и сексуальные отношения? Ведь и он имеет право на любовь и выбор. Но когда-то давно произошел виток эволюции, и природа сделала выбор за нас - появились живородящие рыбы, которые уже не метали икру, а "занимались сексом". И спустя миллионы лет нам ничего не остается делать, как следовать жизненному инстинкту.

Нарисованные истории и видеоэксперименты

Для работ студентов Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, представленных в номинации "Анимация", характерны поиск оригинальных нестандартных решений, лаконичные и яркие средства выражения идеи и своя визуальная образность. Так, четырехминутный мультфильм Александры Уваровой "Съешь меня" выполнен в плакатной эстетике 20-х годов. Это постмодернистское обращение к идеологии и стилистике далекого прошлого: толстенькие, как бочки, буржуа сидят за столиками в ресторане и поглощают не только ананасы, рябчиков и шампанское, но и экзотические блюда, виртуозно приготовленные мечтательным поваром-африканцем, для которого кулинарные творения становятся яркими воспоминаниями о далекой родине.

"Титикака" - анимация казахстанской художницы Юлии Левицкой на одноименную песню Павла Аксенова и Олега Белова. Она сделана в модной ныне в народе компьютерной технологии flash. Это шуточная история-песня о мечтаниях чукчи побывать на озере Титикака. Мультфильм вызывает улыбку и повышает настроение. Сейчас он крутится на российском MTV.

Мультфильм "Быки" молодых казахстанских режиссеров Александра Баканова, Екатерины Суворовой и Тахира Хамраева сделан в стиле коллажа видеоарта. Нарезки из старых газет, ретрофотографии и картинки складываются в фантастическую мозаику-историю с динамичным видео- и звукорядом. Эксперимент по скрещиванию головы профессора Доуэля с телом быка Вавилова приводит к восстанию коров против людей. Человеческие тела с бычьими головами, мелькающие на экране, навевают воспоминания о древних критских мистериях и культе Минотавра. А сам фильм может служить наглядным пособием пропаганды вегетарианства. Фильм "Молоко" этой же группы соавторов, помещенный в номинации "Видеоарт", близок коровьей теме и повествует об очередной фантастической сенсации, научном открытии, претендующем на панацею от всех болезней, принесшем смуту в сознание людей. Вообще работы "Камера", "Быки", "Молоко" и What's next? отличали схожие технические приемы, эстетика и авторский почерк. Причинами сходства являются не только участие в съемках одних и тех же соавторов, но и сложившаяся студийная стилистика.

Жюри решило проигнорировать и не награждать никого из номинации "Видеоарт", видимо, посчитав представленные творения недостойными награды. С одной стороны, это связано с небольшим количеством конкурсных работ. С другой - с бытующим в нашей среде несерьезным отношением к видеоарту как к плохо снятому кино. Видеоарт - популярный в мире, современный вид искусства, но у нас он не развит, как, впрочем, и другие современные направления. По этой причине его, напротив, следует поощрять и обращать на него больше внимания. Тем более что кое-что интересное в видеоарте на фестивале все-таки было.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?