Понять друг друга

Развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на экономику страны потребовали формирования нового государственного отношения к бизнесменам. Но государство пока не готово выпустить МСБ из-под своего контроля. А малый бизнес еще не в состоянии влиять на государственную политику

Понять друг друга

В Послании народу Казахстана, касаясь развития малого и среднего бизнеса, Нурсултан Назарбаев поставил задачу: "...выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства, создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды... Необходимо качественно улучшить законодательство в соответствии с новой идеологией". Акцентирование президентом страны пересмотра стратегии развития МСБ не случайно, очень уж большую роль играет сегодня в экономике Казахстана малый и средний бизнес. И слишком большая ставка делается на него в будущем. Видение новых отношений с частным бизнесом государство продемонстрировало в законе "О частном предпринимательстве". Данный документ заменил собой три ранее действующих закона, претендуя тем самым на широту полномочий в сфере малого и среднего бизнеса.

Инертность государственной мысли

В отсутствие политических партий, лоббирующих интересы МСБ, единоличным разработчиком концепции развития предпринимательства остается государство, заинтересованное в его поддержке. С высоких трибун не раз подчеркивалось, что вовлечение наибольшего числа населения в предпринимательство является приоритетом экономической и социальной политики Казахстана. Заявления подкреплялись конкретными мерами. В республике созданы хорошие инфраструктурные условия: действует государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса, работает Фонд поддержки развития предпринимательства, кредитующий проекты субъектов МСБ. С 2003 года объявлен мораторий на проведение плановых проверок предпринимателей.

Однако либерализация не коснулась отношений с чиновниками. Диалога "бизнес - власть" не существует. Предприниматели открыто жалуются на законодательные барьеры, огромное количество проверок и ужасающую коррупцию, особенно на региональном уровне, когда мелкому бизнесмену невозможно без взятки получить лицензию или взять кредит в банке.

Законопроект "О частном предпринимательстве" как раз и мог бы стать генератором новой идеологии. Однако не стал. При всех его плюсах не изменилось главное - государственная идеология развития МСБ осталась прежней: надзор и контроль. В этом показательна расшифровка термина "государственный контроль", отражающего концепцию закона, - "проведение проверки соответствия деятельности субъектов частного предпринимательства обязательным требованиям, установленным законодательством Казахстана". И все. Но государственный контроль не может быть сведен лишь к предпринимателям и их проверкам. Непонятно, кто будет контролировать деятельность должностных лиц государственных органов, рассматривать жалобы, заявления, проводить служебные проверки. "Не говоря уже о том, что подобное определение государственного контроля несостоятельно, даже применительно к данному законопроекту, оно представляется более узким по своему смыслу, чем реальная контрольная деятельность госорганов в данном направлении", - считает доктор юридических наук, профессор школы права "Адилет" Сергей Ударцев.

"Государственные органы должны рассматриваться не только как односторонне надзирающие за бизнесом, а как находящиеся сами под системой общественного контроля и государственного контроля правоохранительных органов. Такой контроль необходим для предотвращения коррупции, произвола, исключения случаев поддержки недобросовестной конкуренции и др.", - уверен директор Алматинской ассоциации предпринимателей Тимур Назханов.

В этой связи одна из самых важных для МСБ проблем - сокращение числа проверок, их упорядочение - не нашла отражения в законе. В основном регулируется сам порядок проверок: оформление актов, предписаний, длительность проверок и т.д. В свою очередь "малые" бизнесмены предлагают оставить всего 2 вида проверок - камеральный контроль* и инспекционную проверку, проводимую не чаще 1 раза в год.

При этом основным видом надзора над МСБ должен стать камеральный контроль. Это связано с тем, что в республике уже принята концепция электронного правительства и любое ведомство ведет свою базу данных. Для того чтобы осуществить полный контроль за МСБ, необходимо совместить базы данных проверяющих органов. Таким образом, проверяющий, сидя у себя в кабинете, по полученным данным может проверить наличие прецедента нарушения. Только после этого предприниматель должен быть извещен с предоставлением времени на устранение нарушений. В случае неустранения нарушений проверяющий будет иметь право прийти в субъект МСБ и осуществить фактический контроль.

Предлагаемые виды проверок - одноразовые. Предприниматели считают необходимым убрать все проверки налоговой службы: плановую, внеплановую, встречную, рейдовую, тематическую. Сами сроки проверки должны стать короче. Однако законопроект не только не регламентирует четкое количество проверок, но и закрепляет прерывание срока проверки: "Течение срока проведения проверки может приостанавливаться на периоды времени либо на неопределенное время". При этом не установлены сроки прерывания проверки и ответственность проверяющих за продление сроков. Предпринимателю это грозит тем, что в состоянии проверки он может находиться месяцами и оперативная деятельность предприятия будет заморожена.

Еще одна проблема - сосредоточенность малого бизнеса в торговле, а не в производственном секторе, а также концентрация основной его части в теневом секторе. Однако конкретных программ решения этого вопроса еще нет. Отводя частному бизнесу ведущую роль в диверсификации национальной экономики на основе инновационных технологий, государство обещает поддержку предприятиям, занятым в реальном производстве. На субъекты малого предпринимательства, осуществляющие торгово-закупочную (посредническую) деятельность, помощь не распространяется. А статистика такова, что доля предприятий малого бизнеса составляет в ВВП страны лишь10,4%. Вместе с самозанятым населением, иначе теневым сектором и зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, доля в ВВП достигает уже 35%.

Кроме того, законопроект должен быть скорректирован и в плане минимизации возможных коррупционных проявлений в связи с некоторыми положениями, содержащимися в проекте. Так, среди основных направлений государственной поддержки частного предпринимательства определено следующее: "Государственные органы продают субъектам частного предпринимательства земельные участки, здания, помещения либо осуществляют перевод жилых помещений в нежилые с обязательным предоставлением точек подключения к необходимой инфраструктуре". В данном пункте ничего не сказано о конкурсности продаж. Детали будут определяться подзаконными нормативными актами. Но предприниматели уверены в том, что на местах норма выльется в непрозрачные схемы избежания конкурсности и тем самым создаст огромное поле для коррупционных действий.

Имея в законопроекте такие "бомбы замедленного действия", непонятно, каким образом в обществе будет происходить дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров.

"Идеология разработчиков - сделать закон о законе, выполнить план", - считает президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев. - Наша задача - изменить отношение государства к МСБ. Малое и среднее предпринимательство - не средство пополнения бюджета. В своем развитии предпринимательский класс нацелен на решение социально политических задач: формирование среднего класса, обеспечение занятости населения, увеличение благосостояния общества, иными словами, социальную ответственность бизнеса".

"Идеология бизнеса заключается в том, чтобы сделать отечественный бизнес социально-значимой и ответственной силой, - говорит член координационного совета Общественного союза предпринимателей и работодателей "Атамекен" Ержан Досмухамедов. - Составляющие компоненты такой идеологии - консолидация отечественного бизнеса, вывод его потенциала из тени, создание условий для стратегического партнерства с государством и создание рыночной, а не псевдоконкурентной среды".

Под знамена партии

Для представления своих интересов у предпринимателей нет собственных политинструментов. Поэтому не следует строить иллюзий: предприниматели еще не стали разработчиками правил игры. Они им только следуют. Однако говорить о том, что государство не делает попыток наладить диалог с бизнесом, некорректно. Проблему понимают на самом высоком уровне. Образован Совет предпринимателей при президенте, который стал постоянно действующим консультативно-совещательным органом при главе государства. Его образование продиктовано "необходимостью активизации предпринимательской деятельности, усиления взаимодействия между государством и бизнесом, консолидации широких деловых кругов для реализации важнейших социально-экономических задач, стоящих перед страной". Он сформирован в основном из предпринимателей, представителей органов исполнительной и законодательной власти. Возглавил совет президент Нурсултан Назарбаев. Деятельность совета будет направлена на укрепление делового климата в стране, в том числе на основе конструктивного диалога между государственными органами и бизнес-сообществом, совершенствование нормативной правовой базы и активизацию государственной поддержки предпринимательства. Но, скорее всего, данный орган станет ареной лоббирования интересов крупных бизнес-ассоциаций и структур.

На местах предусмотрена более простая форма диалога между государством, с одной стороны, и малым и средним бизнесом, с другой, - экспертные советы (ЭС), правовой статус которых закрепил законопроект "О частном предпринимательстве". Сами предприниматели положительно оценивают этот факт, считая ЭС использованием ресурса предпринимательства для мобилизации частной инициативы. Единственное, что удручает представителей МСБ - в законопроекте роль экспертных советов ограничена. "Определение ЭС несколько сужает его цели, сводит лишь к экспертизе проектов нормативных правовых актов, - считает Сергей Ударцев. - Давая определение понятию "экспертный совет", следует иметь в виду, что система ЭС была бы полезна не только для экспертизы проектов нормативных правовых актов республиканского и местного уровня, но и для анализа действующих нормативных правовых актов, проектов государственных и региональных программ, правоприменительной практики реализации законодательства по вопросам предпринимательства".

Последние полгода ознаменовались созданием большого числа общественных организаций, поддерживающих в том числе и МСБ. Отчасти это следствие политизации общества, толчок которой дан предстоящими президентскими выборами. С другой стороны, армия микро-, малых и средних предпринимателей, представляя собой мощный общественный ресурс, не может не консолидировать свою энергию. Однако многие из созданных объединений так и останутся на неформальном уровне, участие в работе ЭС для них закрыто законопроектом. "В Казахстане сегодня существует более полутора сотен бизнес-ассоциаций разного уровня, но реальную финансовую помощь, видимо, так же как и доступ в экспертные советы, получат только те, кто будет аккредитован государственными органами. Вообще, неясно, на основании каких критериев и принципов будут аккредитовываться бизнес-объединения и рассчитывалась вышеуказанная финансовая помощь", - говорит кандидат экономических наук Кайрат Садвакасов.

В идеале государство получит единую структуру, созданную на базе республиканских объединений предпринимателей. "Создание единой национальной организации деловых кругов - давно ожидаемое событие, - считает председатель совета форума Раимбек Баталов. - Оно вызвано необходимостью дальнейшей консолидации бизнес-сообщества, выработки общих подходов к защите прав и интересов предпринимательства, формирования новых площадок взаимодействия с органами власти всех уровней".

Вообще, идея защиты интересов бизнеса лишь через профессиональные сообщества половинчата. "Создание политической партии класса собственников и предпринимателей позволит сделать за год то, к чему без партии предприниматели будут идти десятилетия", - уверен г-н Досмухамедов.

На подхвате

То, что малому и среднему бизнесу необходимо предложить новую концепцию развития, правительство понимает и предлагает специфическую нишу. Отечественная экономика излишне монополизирована и требует развития здоровой конкуренции. Как отметил в одном из выступлений президент страны: "Сегодня экономика страны характеризуется высокой степенью концентрации. Около десяти мегахолдингов контролируют практически 80% всего ВВП Казахстана, выступая тормозом развития малого и среднего бизнеса, уходя от налогов и формируя схемы трансфертного ценообразования". Поэтому, по мнению главы государства, необходимо вести работу по передаче непрофильных функций мегахолдингов малому и среднему бизнесу через налоговые и другие, в т.ч. общественные, механизмы.

Сама идея замечательная. Но ее реализация весьма противоречива. Наверняка ситуация сведется к тому, что мегахолдинги выделят "дочки" в отдельный бизнес: либо продав его, либо посадив на стратегические направления аффилированных людей.

Помимо этого, предприятия МСБ, по мнению правительства, могли бы стать составной частью создаваемых в Казахстане кластеров. В этом случае им предназначается роль поставщиков товаров и услуг более крупным участникам кластера. Опять же идея хорошая. Часть предприятий найдут себе поле деятельности. Однако, учитывая небольшое количество конкурентоспособных отраслей, на базе которых можно реализовать кластерные проекты, большая часть малого и среднего бизнеса останется на вольных хлебах. Скептицизм добавляют рассуждения самих предпринимателей о том, что малому и среднему бизнесу будет отведена роль обслуживающего персонала. Шансов и возможностей роста в кластерных проектах будет мало.

Более удобным для предпринимательства стал бы перенос работы по активизации на областной и районный уровень. Малый и средний бизнес - это прежде всего дело регионов и местных властей. Они лучше понимают региональную ситуацию, знают ту среду, в которой развивается бизнес. Поэтому могут вносить изменения, наиболее благоприятные для развития предпринимательства. По мнению Аскара Мохамбетова, предпринимателя из Кызылординской области, расчет ставки налогов должен идти именно с учетом местных условий, так как развитие областей неодинаково: есть дотационные области, а есть и регионы- доноры.

Правительство понимает важность региональной составляющей развития МСБ. Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов отметил, что ответственность за развитие малого и среднего предпринимательства переносится с центрального на региональный уровень. В связи с чем предусмотрены различные виды грантов для реализации инновационных проектов. Однако внятной концепции, каким образом будет осуществляться перевод силы тяжести с центра на регионы, правительство пока не представило.

Из дойной коровы - в священную

Совершенствование нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры малого предпринимательства, меры по кредитно-финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства, конечно же, важны. Однако необходимо снизить налоговый прессинг; государственно-административный контроль, административные барьеры, минимизировать бюрократическую систему доступа к конкурсам на поставки товаров и услуг для государственных нужд. Мади Мендалиев, директор ТОО "Фиал" из Актау, говорит: "В настоящее время государство дает возможность открыть бизнес, но практически не помогает. Сравню с ситуацией, когда рабочему поручается выкопать яму, но лопату для этого он должен найти сам".

Не менее важно защитить предпринимателей от административного давления, порой доходящего до крайности. Так, отечественные бизнесмены до сих пор вспоминают эпопею с контрольно-кассовыми аппаратами. Когда каждый работающий с наличностью предприниматель был обязан купить, зарегистрировать кассовый аппарат, поставить его на техническое обслуживание, а также пройти инструктаж по его эксплуатации в одной из фирм, получивших право на их продажу в республике. Бизнесмены тратили время и деньги на утрясание всех формальностей. При этом с иронией вспоминают цитату из инструкции: "Подать рукой чек и внятно произнести сумму сдачи". Сегодня малый и средний бизнес всерьез опасается, что его обяжут размещать в торговых и производственных помещениях банкоматы и терминалы для принятия чеков.

Еще одним символом новых отношений малого и среднего бизнеса и государства могло бы стать послабление налогового режима. Пользуясь профицитом бюджета, вполне возможно освободить предпринимателей от оплаты налогов на определенный период. Однако правительство пока не планирует для них "налоговых каникул", мотивируя это нормальными темпами роста МСБ.

Малый и средний бизнес представляет собой внушительную силу. По статистическим данным, в республике работают 2,6 тыс. предприятий среднего и 103,3 тыс. малого бизнеса. При этом доля микробизнеса (где работает до 10 человек) в действующих предприятиях малого бизнеса доходит до 86,9%, численность занятых в них составляет 50,4%. Количество работающих в малом бизнесе на начало сентября составляет 627,6 тыс. человек. В августе 2005 года малым бизнесом выпущено товаров и услуг на 103,6 млн тенге, средним - на 263,5 млн. На 1 июля 2005 года действовало 250,2 тыс. индивидуальных предпринимателей с численностью наемных работников 238,9 тыс. человек.

Кроме того, именно МСБ является основой формирования среднего класса, наиболее заинтересованного в стабильности государства вследствие ориентации продукции и услуг на внутренний рынок. Потребность в защите своего бизнеса делает предпринимателей социально активными. Что является одним из компонентов формирования в стране гражданского общества. Средний класс - это часть предпринимателей, менеджеров, специалистов различных отраслей экономики, которые адаптировались к рыночным условиям. Они видят в существующем режиме гарантию соблюдения своих жизненных интересов, то есть сохранение и повышение уровня жизни, возможность самореализации. Отсутствие среднего класса, как показывает практика соседних государств, приводит к политической нестабильности.

Необходимо создавать благоприятные условия для реализации частной инициативы не на словах, а через соответствующие законы и практику. Если власть и предпринимательство сделают шаг навстречу друг другу, то частный сектор взрастит средний класс. Причем без особых перенапряжений со стороны государства.

В подготовке материала принимал участие Александр Константинов

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики