Женский взгляд Клер Максфилд

От собственного внешнего вида зависят не только ощущения человека, который доволен собой или нет, но и его карьера. Точно также от персонала, одетого по стандартам, зависит успешность компаний

Женский взгляд Клер Максфилд

Клер Максфилд - одна из лучших имидж-консультантов Австралии. И хотя этим бизнесом она занимается всего несколько лет, ей многое удалось. За помощью к ней обращаются известные крупные компании. А недавно Клер пробила окно в Азию, впервые приступив к выполнению консалтингового проекта за рубежом. В Алматы г-жу Максфилд пригласило консалтинговое агентство Six Sigma Way для проведения тренингов для имиджмейкеров, которые после завершения учебы смогут сами выступать в роли консультантов.


Клер Максфилд

Для Казахстана становится актуальным вопрос корпоративного имиджа. Западным партнерам не всегда понятно, почему мы так выглядим. Оказывается, даже в такой исключительно личной области, как одежда, мы должны соответствовать мировым стандартам.

Погоня за модой бессмысленна

- Г-жа Максфилд, вы не сразу начали заниматься имиджем компаний. Сначала вы работали над личностным имиджем? Этот путь, наверное, был постепенным?

- После окончания школы я три года работала профессиональной моделью. Именно в то время поняла, как можно всегда выглядеть безупречно. Но тогда, пожалуй, я больше думала о том, как выгляжу сама, нежели о том, как выглядят другие. Затем я работала агентом у актеров, чуть позже нашла работу в авиакомпании бортпроводницей. Ну и поскольку быть стюардессой не слишком интеллектуальная работа, я одновременно нашла занятия посерьезнее. Проводила тренинги для бортпроводников, для моделей. Уже в то время я начала систематизировать свои знания и представления о том, каким должен быть корпоративный гардероб и этикет.

В 2001 году авиакомпания, в которой я работала, обанкротилась. Тогда многие бортпроводники боялись будущего, были в растерянности, не знали чем же заняться. Однако я уже нащупала тот путь, по которому мне предстояло идти. Я подумала, что многие мои коллеги испытывают такие трудности потому, что авиакомпания - это изолированный мир, и для того чтобы решить проблему трудоустройства, им следует создать свой деловой гардероб. В тот момент, наверное, и пришло решение - помогать людям как можно лучше представлять себя.

Поначалу у меня были индивидуальные клиенты, которые хотели выглядеть более профессионально. Последние четыре года я занимаюсь подбором гардероба для управленческого директората. Большие компании приглашают меня для работы со своим штатом, чтобы получить совет относительно униформы. Ведь сотрудники компании, в которой они трудятся, должны одеваться так, чтобы не принизить ее уровень.

- Самый интересный момент - как вам удалось так быстро перейти от индивидуальных заказов к корпоративным?

- Я стала периодически вести колонки в некоторых австралийских журналах. Материала накопилось столько, что хватило для издания трех книг, которые уже вышли в свет. Наверное, подобная публичность и стала стартовой площадкой для моего успеха. Но я не считаю, что корпоративные консультации важнее, чем индивидуальные. Я по-прежнему с удовольствием работаю с отдельными клиентами.

- Сегодня эта профессия популярна в Австралии?

- Она становится таковой. Потребность в услугах имидж-консультантов растет. Сначала люди думали, что, обращаясь к нашим консультантам, они таким образом что-то изменят в своем гардеробе. А теперь многие понимают: чтобы занимать хорошую должность, необходимо выглядеть соответствующим образом. Очень много индивидуальных клиентов приглашают меня, потому что боятся потерять работу.

- Откуда вы черпаете свои знания? Это приходит из собственного опыта или вы учитесь у кого-то?

- И то, и другое. Я изучала моделирование одежды, у меня есть соответствующее образование. Мне нужна была профессиональная подготовка для того, чтобы постичь секреты профессии, а для проведения консультаций - составить опытные образцы. Тогда я еще не представляла, какой цвет подходит тому или иному человеку. И во время обучения мне в голову не однажды приходила такая мысль: "Я уже это знаю!" Наверное, оттого, что хорошо развита интуиция.

Многие стилисты работают над модными направлениями, то есть они советуют своим клиентам только модные вещи. Я же больше внимания обращаю на то, что особенно хорошо подходит моему клиенту. При этом всегда слежу за ассортиментом в магазинах одежды, чтобы клиент мог без труда выполнить мои рекомендации. Часто советую не обращать внимания на то, какие последние веяния в моде, потому что иногда самый последний писк не совсем подходит человеку. Зато можно купить модный аксессуар, и оказаться стильным.

- Как вы сами к аксессуарам относитесь? На вас не много украшений.

- Чем их меньше, тем лучше. Все зависит от времени: вечер это или день. От обстоятельств: на работе вы находитесь или на светском приеме. Но в любом случае в женском костюме должно быть не больше трех фокусирующих внимание точек. А иногда достаточно уже цвета для того, чтобы вас заметили.

Чтобы костюмчик сидел

- Как люди относятся к тому, что их и ваше представление об их имидже не совпадают? Легко ломают свои стереотипы?

- Один из моих клиентов проверил свой гардероб и обнаружил, что ни одни брюки ему не подходят. Оказывается, он много лет ходил в них, и они ему нравились только потому, что когда-то их носил его папа. Мне пришлось пойти с ним в магазин и поменять его стиль. И когда он встал перед зеркалом, он был весьма удивлен теми переменами, которые произошли в его имидже.

Клиент должен хотеть измениться - это мое золотое правило. Если он доволен тем, как выглядит, он не согласится со мной, что бы я ни говорила. Единственный способ убедить его: поставить в пример человека, который находится на той же социальной лестнице, на той же позиции, но который выглядит лучше.

- А были трудности и неудачи, когда человек действительно не воспринимал вашу точку зрения? Или, наоборот, когда к вам обращались люди за помощью, и вы фактически оставались без работы, потому что у человека почти все идеально.

- У меня была клиентка, которая пришла ко мне и сказала, что не очень довольна своим гардеробом. Я посмотрела и обнаружила: все, что она носила, ей подходит. И мне оставалось только добавить ей уверенности в себе. Сейчас эта женщина работает в моей компании бухгалтером.

Я также помню девушку, с которой мы встретились на деловой встрече, у нее верхняя часть одежды была расстегнута на критической пуговице. Мы представились друг другу. Оказалось, что она работает брокером в финансовой компании. Узнав, что я консультант по имиджу, моя собеседница спросила, наверное, ожидая комплиментов, что я думаю по поводу ее внешнего вида. Я ей сказала: "Вы на самом деле хотите знать, что я думаю? Вы дешево выглядите. Клиенты придут посмотреть на вас, но предпочтут воспользоваться услугами другого брокера". Я предложила ей застегнуть верхние пуговички и начать зарабатывать деньги. На этом разговор закончился, и через три месяца мы опять встретились. Она последовала моему совету и действительно стала зарабатывать больше.

- Значит, вы не считаете, что люди могут быть или должны быть экстравагантными? Но если их внешний вид соответствует какому-то внутреннему ощущению?

- Я не хочу сказать, что все, кто занимается бизнесом, должны носить серый деловой костюм. Существует время для того, чтобы одеваться экстравагантно, и также есть время, чтобы одеваться по-деловому. И все это зависит от того, кто ваш зритель, кто ваши клиенты. Вы должны знать, какой имидж в данный момент подходит вам больше всего.

- Кого вы предпочитаете консультировать - мужчин или женщин?

- Это совершенно разное занятие, но мне нравится работать и с теми, и с другими. Здесь есть свои особенности. Женщины, как правило, больше заинтересованы в подборе наиболее подходящего им цвета, а также стиля, который подчеркнет их индивидуальность. Мужчины же, как правило, просто хотят, чтобы я им купила все нужное и повесила в гардероб.

Поэтому у меня есть выбор, - улыбается Клер. - Если хочется пойти по магазинам, то работаю с мужчинами. Когда такие походы уже надоедают, переключаюсь на консультации женщин.

- А если серьезно, то что в деловом костюме для мужчин наиболее важно?

- Он должен хорошо сидеть. Самая большая ошибка, которую я замечала среди мужчин: пиджак слишком длинный или брюки волочатся по полу. И такое впечатление, что они надели чужой костюм. Обычно я для своих клиентов-мужчин подбираю цвет, стиль, чтобы они выглядели не только профессионально, но и красиво. Предположим, если это полный мужчина, то я ему не порекомендую надевать двубортный костюм, ему больше подойдет однобортный. Сейчас среди современных мужчин Австралии популярны брюки без складки из такого же материала, что и пиджак. Так же нужно обращать внимание на воротники, на вырез горловины.

На самом деле трудно давать какие-то унифицированные советы. Нужно видеть человека, чтобы сказать, что ему подходит. Ведь конституция каждого человека индивидуальна.

- Когда вы видите человека, который, по вашему мнению, одет не соответствующим образом, вам хочется подойти и сказать, как ему нужно одеваться, чтобы его воспринимали по-другому?

- Я всегда работаю, наблюдаю, смотрю. Но моей задачей является говорить людям, как они выглядят, если только они меня об этом попросят.

Имидж - все

- Какие из известных компаний вам приходилось консультировать?

- Среди моих клиентов - сеть гостиниц Westin и Hilton. Отель Sheraton пригласил меня сделать презентацию для менеджеров Австралийского и Тихоокеанского регионов. Я обслуживаю юридические компании Baker&McKenzie, Middletons Lawuers. Помогла спроектировать униформу для американской компании Jenny Craiq, работающей в Австралии, которая занимается разработкой продуктов питания для тучных людей. Также дала рекомендации штатным сотрудникам. Приходилось создавать имидж очень многим менеджерам из крупных австралийских банков - Anz Bank, Natiоnal Australia Bank.Среди моих клиентов - два крупнейших в нашей стране риэлтора.

- Какие преимущества получает компания, которая занимается корпоративным имиджем?

- Компании, которые заботятся о своем корпоративном имидже, обычно воспринимаются как более успешные, нежели компании, которые этим не занимаются. Люди хотят работать в компаниях, которые выглядят более успешно, в них, как правило, можно больше зарабатывать.

- Насколько доступно сформировать корпоративный имидж?

- Это не всегда дорого. Не обязательно тратить большие деньги на то, чтобы одеть работников в униформу. Просто должны быть разработаны определенные правила при подборе одежды. Можно по доступным ценам подобрать хороший костюм таким образом, чтобы работники этой компании выглядели более профессионально. Но даже если сотрудники не носят униформу, они должны своим внешним видом поддерживать, так скажем, корпоративную идею.

- Чем, на ваш взгляд, должен отличаться стиль одежды начальника от подчиненного?

- Качеством и законченностью. Я обычно рекомендую при составлении делового гардероба тратить 2-3-месячную зарплату в год. Причем треть этой суммы должна пойти на аксессуары. И говоря об этом, я отдаю себе отчет в том, что зарплата начальника гораздо выше. Соответственно, качество его одежды, законченность его гардероба будет выше, нежели у подчиненного. Если подчиненный одевается лучше начальника, то люди, приходящие в офис, могут принять его за начальника, что ни в коем случае нельзя допустить. Если босс не хочет тратить деньги на свой гардероб, значит, ему не стоит быть начальником.

- С чего начинается ваша работа, Клер? Вот вы приходите в компанию и...

- В первую очередь я хочу выяснить, какие у нее проблемы. И как только понимаю, чем сотрудники компании озабочены, что их волнует, мы решаем, что нужно изменить. Я никогда не делаю одинаковую презентацию для разных компаний. Я каждый раз видоизменяю ее для того, чтобы она соответствовала определенной компании.

- С какими проблемами ваши клиенты сталкиваются чаще всего? Почему они приглашают имиджмейкеров?

- Потребность в услугах имидж-консультанта возникает тогда, когда руководители компаний начинают серьезно задумываться над тем, как выглядят их работники. Порой бывает так, что сотрудники замечания менеджера относительно одежды воспринимают как личное оскорбление. А когда с ними работает специалист, причем не задевая личностных чувств, они правильно воспринимают замечания и выполняют все рекомендации.

Иногда меня приглашают в компанию проконсультировать только одного человека. Но для того чтобы дать ему консультацию, приходится разговаривать со всем штатом.

- Разве в тех пятизвездочных гостиницах, которые вы консультировали, не было понимания важности имиджа? Разве персонал не имел униформу?

- И в таких солидных компаниях могут быть проблемы. Например, руководство не смогло создать должный имидж. Или неправильно доносилась до сотрудников важность корпоративного имиджа.

К тому же успешные предприятия всегда используют любую возможность привнести что-то новое в свою работу, усовершенствовать ее. Также для них важно выполнять личные запросы своих сотрудников, и поэтому они предоставляют им возможность общения с имидж-консультантом.

Немужское занятие

- Почему вы считаете, что эта профессия важна? Она меняет людей? Трансформирует их мировоззрение? Позволяет зарабатывать больше?

- Она меняет жизнь. Некоторые люди начинают зарабатывать больше денег, потому что они удачнее продвигаются по служебной лестнице. Некоторых принимают на такую работу, о которой они только мечтали. Правильно составленный гардероб придает уверенность. И совершенно точно: человек, идущий на собеседование в ту или иную компанию, имеет шанс на успех, если он постиг маленькие секреты того, как можно выглядеть частью компании, куда он хочет устроиться.

- Наверняка за эти годы работы вы выработали какую-то свою позицию и сформулировали свое отношение к профессии.

- Выглядеть хорошо нужно не только тем людям, которые занимают высокие позиции. Это относится ко всем, кто хочет быть успешным. При этом необязательно носить самую дорогую одежду. Нужно знать, как надевать то, что у них есть.

Кроме того, я должна быть постоянно на связи со своими клиентами. Они могут написать мне e-mail, позвонить, попросить еще совета, потому что имидж требует постоянного внимания.

- Вы лично придерживаетесь тех рекомендаций, которые обычно даете людям?

- Человек всегда должен одеваться так, как будто у него сейчас произойдет какая-то встреча. Даже, например, если мне нужно сходить в магазин, чтобы купить молоко, никогда не пойду в той одежде, в которой я работаю в саду. Но это также не значит, что сделаю себе макияж. Нужно одеться так, чтобы не было стыдно, если я с кем-то случайно встречусь.

- Имиджмейкер - явно не мужская профессия?

- Дело в том, что многие мужчины не различают цвета. Им труднее определять тонкие оттенки цветов. Я знаю нескольких консультантов-мужчин, которые очень успешны, но в основном у них бизнес не идет потому, что они слишком агрессивны. Я, например, говорю клиенту: "Тебе, наверное, нужно подобрать что-то лучшее". А мужчины говорят: "Ужасно выглядишь! Тебе это надо выкинуть". Конечно, есть случаи, когда нужно использовать шоковую терапию. Но я, например, нахожу это грубым и неприемлемым.

- Каковы ваши первые впечатления о Казахстане?

- При проведении тренинга я обратила внимание на ограниченный выбор деловой одежды. Найти деловые туфли почти невозможно. Это выглядит так, будто рынку совершенно нечего предложить.

- Вы были в наших магазинах?

- Да, конечно. Очень много одежды, дизайнерских моделей. Но для настоящего делового гардероба, а ведь существуют стандарты делового костюма, по доступной цене я ничего не смогла найти. Это меня удивляет. Может быть, то, что мы начинаем работать в Казахстане над деловым имиджем, каким-то образом побудит магазины расширить их ассортимент. Люди должны иметь возможность покупать необходимые им вещи по доступной цене.

- Значит, большинство у нас одевается не так, как следовало бы?

- Я не считаю себя ретроградкой, но на самом деле приходилось встречать на улицах Алматы очень ярких девушек, со стразами везде, к месту и не к месту. Мне кажется, эта одежда не всегда подходит.

- Как в Австралии относятся к дорогим вещицам? У нас считается, что бриллианты - это здорово. И каждая женщина хотела бы иметь бриллианты.

- Все женщины одинаковы! Хотят бриллианты, хорошую сумочку. Бросаются на красивые вещички.

- Вы признаете брендированные вещи?

- Обожаю на них смотреть. Но не так много людей, которые могут позволить купить их себе. В Австралии считается вульгарным вкусом, если видны лейблы с указанием имен. Например, сумочка от Chanel, ремень от Moschino. Хорошо, когда это не очень заметно. Я ценю тонкую работу. Думаю, что элегантно - это лучше, чем ярко и броско.