Система сдержек и противовесов

Казахстан завершает процедуру вступления во Всемирную торговую организацию. Сейчас проходят многочисленные заключительные согласования между странами-участницами ВТО и Астаной о правилах работы нашей страны в этой структуре

Система сдержек и противовесов

На днях президент страны Нурсултан Назарбаев в очередной раз подтвердил, что вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию - вопрос для Астаны приоритетный. И определил сроки: "думаю, что в 2006 году мы будем близки к вступлению в ВТО, а может быть, и вступим". Единственная проблема, по мнению Назарбаева, определиться - вступать ли Казахстану в ВТО одновременно с Россией, которая тоже находится на завершающей стадии переговоров, либо пропустить ее вперед. "Это чисто прагматичный подход, связанный с торговлей между двумя странами", - говорит президент.

Однако плюсы/минусы вступления Казахстана в ВТО до сих пор мало просчитаны. Большинство отечественных производителей опасаются, что после открытия внутреннего рынка и предоставления иностранным компаниям льгот и преференций местные бизнесмены тихо загнутся, не выдержав конкуренции. Государство уверяет, что сделает все возможное, чтобы защитить своих производителей. Однако признает, что эта проблема - как сделать хорошо и местным, и зарубежным компаниям - остается наиболее болезненной в переговорах со странами-участницами ВТО.

Как известно, по правилам этой организации страна-претендент на вступление обязана получить согласие всех без исключения членов ВТО. Многие из ныне действующих членов ВТО это требование охотно используют в собственных интересах. К примеру, Киргизия, вступившая в ВТО еще в 1998 году, но так и не сумевшая извлечь для себя внятных экономических выгод, в двусторонних переговорах со странами-претендентами открыто торгуется, обещая отдать свой голос в ответ на предоставление каких-либо льгот или решение спорных вопросов. По определению г-на Назарбаева, Киргизия "нечаянно вступила" в ВТО, "не зная, на что наступила, и теперь ничего хорошего из этого не получается". Однако этот своеобразный шантаж экономически бедных стран-участниц можно решительно пресекать. Куда сложнее договариваться с государствами, имеющими четкое видение своих экономических интересов.

Зачем Казахстану ВТО

Идея вступления во Всемирную торговую организацию уже давно перестала рассматриваться с точки зрения экономической, прирастая постепенно и политической составляющей. Страны, не входящие пока в состав ВТО, постоянно соревнуются друг с другом - кто быстрее вступит в эту организацию. Кому-то, той же Киргизии, удается завершить переговорный процесс в считанные годы (слишком мало проблем, требующих длительного согласования). Другие (Казахстан и Россия в том числе) вынуждены проводить многораундовые переговоры, сопровождающиеся длительной перепиской, согласовывая принципиальные позиции в торговых отношениях. Казахстан, к примеру, подал официальное заявление на вступление в ВТО еще в январе 1996 года.

Общие преимущества от членства в ВТО можно обозначить следующим образом. Прежде всего это получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики. Кроме того, организация обещает устранять дискриминацию в торговле, участвуя в разрешении экономических споров и обеспечивая защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами. Также члены ВТО получают возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов при выработке новых правил международной торговли. Основополагающими принципами ВТО, которые, по сути, и вызывают многочисленные споры, являются взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения". Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. По состоянию на июль 2005 года полноправными участниками ВТО являются 148 государств, причем только 20 из них стали новыми членами в последние 10 лет. Из стран постсоветского пространства членами ВТО являются Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Молдова и Армения. Казахстан ведет рабочие переговоры более чем с 30 странами, имеющими с нашей страной наиболее развитые торговые взаимоотношения.

Проблемы межстрановой конкуренции

Казахстан при экспорте продукции из страны уже сегодня обладает правом на режим наибольшего благоприятствования в странах-основных торговых партнерах. А при ввозе в Казахстан импортеры находят самые разные способы минимизировать таможенные платежи, и они разноцветные: "серые", "черные" и "белые" схемы, и это ни для кого не секрет. Поэтому изменения в тарифном регулировании после вступления в ВТО в краткосрочной и среднесрочной перспективе не окажут значительного влияния.

Открытие рынков создаст равные условия межстрановой конкуренции для несырьевых, перерабатывающих компаний. Однако иностранные компании, в первую очередь западные, имеют доступ к дешевым кредитам стоимостью 6-7%, в то время как казахстанские компании вынуждены занимать на внутреннем рынке под 12-15%. Правила ВТО ограничивают государственное субсидирование процентных ставок. Однако никто не запрещает Казахстану расширять деятельность финансовых институтов развития: Банка развития, Фонда поддержки малого предпринимательства, Инвестиционного фонда, которые могли бы предоставлять финансовые средства на условиях, сопоставимых с условиями финансирования западных компаний.

Существует также ситуация неравных условий налогообложения. Например, иностранные инвесторы в Китае получают значительные льготы в налогообложении продукции по сравнению с Казахстаном. В результате инвестиции в Китай предпочтительнее, а экспорт в Казахстан продукции из Китая выгоднее производства той же продукции внутри Казахстана для внутреннего рынка.

Как известно, в ВТО запрещены прямые государственные субсидии на развитие тех или иных отраслей, особенно критически важных для Казахстана: машиностроения, инновационных отраслей. Однако правила организации разрешают неспецифические субсидии: на проведение исследований, неблагополучным регионам в рамках программ регионального развития, для вложений в инфраструктуру с целью улучшения экологической ситуации. Поэтому необходимо максимально задействовать данные легальные возможности в рамках ВТО для поддержки отечественных товаропроизводителей.

Кроме того, правительство не сможет требовать от работающих в стране иностранных и совместных компаний обязательного местного компонента закупок, то есть фиксированной доли поставок отечественных товаропроизводителей, как это происходит сегодня. С учетом нескольких миллиардов долларов (до 4 млрд) ежегодных иностранных инвестиций, в первую очередь в нефтегазовый сектор, из которых до 40% уходит на закупки строительных услуг и материалов в Казахстане, это значительная для страны сумма. Государство сможет создавать преференциальный режим для отечественных производителей товаров и услуг только в области собственных закупок.

Демпинг не пройдет

ВТО существенно ограничивает возможности для государственной поддержки обрабатывающей промышленности. Лишившись возможности напрямую ее поддерживать, государство будет вынуждено искать другие пути - финансировать НИОКР, создавать инфраструктуру, вкладывать средства в обучение специалистов.

В области интеллектуальной собственности принятое ВТО соглашение TRIPS полностью исключает возможности по копированию технологических достижений развитых стран, что существенно снижает возможности для маневра при развитии в будущем промышленных и других отраслей нашего государства.

В Казахстане законом об инвестициях предусматривается государственная поддержка частных инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики, таких как химическая промышленность, металлургия, машиностроение, текстильная промышленность, мебельная, бумажная промышленность, строительство и фармацевтическая промышленность. В рамках контрактов, заключенных между инвесторами и уполномоченным госорганом, инвесторы могут получить поддержку в форме налоговых преференций, натурных грантов, освобождения от обложения таможенными пошлинами на импортируемые товары. Кроме того, Банком развития Казахстана выделяются льготные кредиты для приоритетных секторов экономики. Теперь Казахстану необходимо доказать обоснованность продолжения такой поддержки, и то, что она не создает ситуацию демпинга и неравномерных условий при работе в рамках ВТО.

Для измерения уровня внутренней поддержки сельского хозяйства можно применять как валютную корзину, так и национальную валюту - тенге. Если в будущем тенге упадет относительно валютной корзины, как это произошло с польским злотым после вступления Польши в ВТО, то сельское хозяйство Казахстана получит дополнительную поддержку в зависимости от масштаба ослабления национальной валюты - ведь средства господдержки будут направляться крестьянам в тенге. Однако, судя по первым признакам перегрева экономики, реальный курс тенге в перспективе скорей всего будет укрепляться. Поэтому решение Минсельхоза о выборе валютной корзины в качестве средства измерения уровня поддержки выглядит оправданным. Для сельского хозяйства также важно, как в будущем будут регулироваться внутренние цены на дизельное топливо. Как известно, от России ВТО требует выравнивания внутренних и внешних цен на энергоресурсы, что приведет к их значительному удорожанию.

К вопросу о транзите

Неизбежно возникнет проблема независимой экспертизы таможенной стоимости, которая в настоящее время осуществляется при импорте в Казахстан. При несправедливом определении цены импорта это может отразиться на конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке Казахстана, поэтому неизбежно возникнут претензии импортеров к таможенным органам. В принципе, импортеры судятся по этому поводу уже три года, но сейчас конфликт может выйти на международный уровень.

Также встанет вопрос о тарифах на транзитные перевозки по железной дороге, которые довольно дорогостоящие. Необходимо доказать, что существующий режим не противоречит нормам Всемирной торговой организации о предоставлении свободы транзиту.

В мире используется множество упрощенных торговых процедур, из которых Казахстан применяет только одну - возможность осуществления автомобильных перевозок с книжкой МДП, когда перевозчик может проходить границу насквозь, без дополнительных таможенных процедур и досмотров. Украина, Россия, Белоруссия, например, присоединились к шести крупным упрощенным торговым системам еще несколько лет назад.

Упрощенные торговые процедуры насущно необходимы бизнесменам, однако общественные объединения предпринимателей, пытаясь внедрить их вместе с соответствующими международными организациями, испытывают невероятные трудности. Это касается как режима временного ввоза и вывоза выставочных экспонатов и профессионального оборудования, так и транзита грузов железнодорожным транспортом, электронных расчетов и документооборота и многого другого. Скажем, при ввозе экспонатов для выставок необходимо долго оформлять пакет таможенных документов и платежей, в то время как в других странах, включая Россию, достаточно предъявить при ввозе международный паспорт временного ввоза - карнет АТА, выдаваемый торгово-промышленными палатами. При ввозе достаточно предъявить таможеннику паспорт временного ввоза, от которого отрывается один из корешков. Таким образом, музыкальная группа, например, может свободно путешествовать по миру, предъявляя на всех границах при ввозе своей аппаратуры один и тот же документ, действительный практически во всех странах.

По словам Аблая Мырзахметова, президента торгово-промышленной палаты Казахстана, ТПП инициировала процесс присоединения Казахстана к системе карнет АТА. Ассоциация таможенных брокеров и Ассоциация национальных экспедиторов совместно с ТПП начали внедрять Преференциальную таможенную систему, упрощающую транзит и импорт грузов, позволяющую кардинально сократить затраты времени и средств для предпринимателей. Как сообщил "Эксперту Казахстан" председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков, появление этой системы значительно повысит собираемость таможенных платежей, поскольку будет улучшен контроль доставки товаров, и документация будет оформляться в соответствии с реальными грузами. Создан пул страховых компаний, который страхует таможенные платежи при транзите и импорте товаров, а оформление грузов станут производить на основе международных торговых и перевозочных документов. Это позволит предпринимателям, работающим легально, уравнять свои конкурентные возможности.

Трудно найти понимание

Вице-министр сельского хозяйства Лилия Мусина, участвующая в переговорах о вступлении Казахстана в ВТО, говорит, что государство активно отстаивает свои интересы в вопросе экспортных субсидий. "Казахстан находится в центре материка и не имеет выхода к морю, а значит, и к морским перевозкам - самому дешевому виду транспортировки грузов", - поясняет она. Мало того, из всех стран, не имеющих прямого выхода к морю, у нас - худшие условия: самое большое среднее расстояние до морских портов. Большинство грузов отправляется по железной дороге, а это дополнительная накрутка на цену. Практически все страны-мировые экспортеры продовольствия применяют экспортное субсидирование. Их предоставили даже недавно вступившей в ВТО Латвии. Но в последнее время вокруг этой проблемы ведутся постоянные дискуссии, предлагается отменить субсидирование экспорта как наиболее искажающего свободную торговлю товарами. Поэтому данный вопрос также стал предметом острых дискуссий. Что касается налоговых преференций, то они не являются предметом переговоров по внутренней поддержке сельского хозяйства.

Единственное, что отстаивают казахстанские переговорщики - право иметь переходный период. Он необходим для подготовки производства к открытым условиям торговли товарами и для приведения в соответствие санитарных и фитосанитарных мер. Регулирование импорта техническими стандартами, требованиями по безопасности обеспечивает защиту внутреннего рынка от низкокачественной продукции и является важной мерой торговой политики. Но в Казахстане пока недостаточно развита лабораторная база, на основе которой можно в соответствии с международными нормами и требованиями осуществлять признаваемую в мире экспертизу по качеству и безопасности ввозимой продукции. И мы не можем, предъявив свои требования, ограничить ввоз. Соответственно, мы не можем доказать, что наша продукция соответствует их требованиям, что приводит к ограничению на экспорт нашей продукции.

Поэтому Казахстан просит установить переходный период, чтобы решить эти спорные вопросы. Но и с этим страны-переговорщики пока не согласны. "Нам говорят, это ваши проблемы - защитить рынок научно-обоснованными методами, построить лабораторию. Главное, чтобы вы не дискриминировали импорт", - объясняет Мусина. Правительство выделяет деньги на строительство лаборатории, закупку оборудования, обучение персонала. Но чтобы система заработала, нужно несколько лет.

Не допустить временного разрыва

Наиболее любопытны детали переговорного процесса в сфере услуг. Переговорщики определили перечень чувствительных секторов, требующих наибольшего уровня защиты - финансовые, транспортные, телекоммуникационные, туристские услуги, услуги в областях строительства. По нашим сведениям, не будут защищаться рынки профессиональных услуг, а также связанных с недвижимым имуществом, аудиовизуальные услуги, в области образования и здравоохранения, в области социальной сферы и другие. Например, казахстанские операторы розничной торговли почему-то не опасаются последствий для своей отрасли после вступления страны в ВТО, хотя Китай добился для сектора розничной торговли длительного переходного периода, а Индия защищает его до сих пор.

На первый план выходят другие аспекты торговых взаимоотношений - техническое регулирование, непрямые методы государственной поддержки, вопросы инфраструктуры. Например, генно-модифицированная продукция обладает огромными преимуществами по сравнению с обычной: не боится вредителей, требует при выращивании гораздо меньше ухода, при перевозке и хранении меньше портится и повреждается. При этом для ее лабораторного выявления необходима дорогостоящая и квалифицированная экспертиза, которая в Казахстане не проводится.

Таким образом, возникает временной разрыв - рынки в техническом отношении вроде бы открываются, но пока только односторонне, так как в Казахстане отсутствуют лаборатории и специалисты, получившие аккредитацию и аттестацию на мировом уровне. Оборудование существующих лабораторий (более 200) устарело, за исключением нескольких филиалов западных инспекционных компаний, сертифицирующих в основном нефть и нефтепродукты. Кроме открытия лаборатории, Казахстану было бы полезно профинансировать исследования и разработки в области создания адаптированных к местным условиям генно-модифицированных сортов, например, устойчивого к вредителям хлопка.

Не навредить

Оптимисты, поддерживающие идею вступления Казахстана в ВТО, говорят, что членство в этом глобальном торговом клубе позволит нашей стране занять достойное место в мировой экономике, одновременно получив доступ к другим рынкам и новейшим технологиям. Да, в настоящее время Казахстан может составить конкуренцию на внешних рынках только с помощью нефти и газа. Однако этот список, по утверждению чиновников, в ближайшие годы может существенно расшириться. Пессимисты, в свою очередь, напоминают, что доступ на внутренний рынок качественных товаров и услуг из-за рубежа может привести к развалу отечественной промышленности, и, как следствие, к массовой безработице etc.

Поэтому в оставшееся до конца переговоров время правительству Казахстана предстоит убедить не только общественность, но и самих себя в том, что вступление страны в ВТО не принесет серьезных отрицательных последствий. Возможно, придется последовать примеру России, министр финансов которой, Алексей Кудрин, прямо заявил, что Россия не будет вступать во Всемирную торговую организацию на невыгодных условиях, которые ей сейчас предлагают страны-участницы ВТО. Условия вступления России и Казахстана в ВТО примерно схожи. Можно предположить, что Астане, равно как и Москве, придется создавать своеобразную систему "сдержек и противовесов", чтобы найти компромисс, позволяющий обеспечить максимально безболезненное вхождение в ВТО, и извлечение максимальной прибыли от этого процесса, с одной стороны, и минимальные потери для национальной экономики, с другой.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?