Зрелище для нас

Редакционная статья

Зрелище для нас

Прошедший в стране международный кинофестиваль "Евразия", который посетило немало звезд мирового (и околомирового) уровня, вновь заставил говорить о необходимости развития отечественного кинематографа. Это, мол, позволит поднять уровень казахстанской культуры, поддержит высокий уровень национального самосознания и, что немаловажно, научит делать бизнес на кино.

В Казахстане создана неплохая сеть кинопроката, вот только показывают в современных кинотеатрах не свои, а зарубежные фильмы. Собственные фильмы, снятые, как под копирку, с национальным азиатским колоритом, наши зрители не смотрят. Их смотрят утомленные западным киноширпотребом жители европейских стран. Для коих в диковинку загадочная азиатская душа.

Есть режиссеры, получающие многочисленные призы на столь же многочисленных международных кинофестивалях. Иностранные критики в восторге от центральноазиатских фильмов, где актеры играют так, будто проживают жизнь. Иностранцам, возможно, невдомек, что большинство наших актеров в кадре не играют, а как раз живут. Живут своей жизнью, полной проблем, неудач, разочарований. И именно поэтому то, что запечатлено на пленке, кажется настоящей жизнью.

И именно поэтому отечественный зритель с таким неудовольствием смотрит казахстанское кино - оно ему неинтересно, потому что сам зритель тоже живет подобной жизнью. Все последние премьеры собрали много представителей местной богемы, но в широком прокате ни один из современных казахстанских фильмов успеха не снискал.

У нас нет зрителей, потому что нет хороших, самодостаточных фильмов. Но нет и продюсеров, готовых эти самодостаточные фильмы финансировать. Практически весь современный отечественный кинопродукт произведен либо на государственные деньги ("Кочевники"), либо спонсирован богатыми бизнесменами. И в первом, и во втором случае качество конечного материала значительно отличается от того идеала, которым мог бы стать казахстанский фильм, возьмись его продюсировать человек, заинтересованный в успешном прокате. Конечно, поддержка государства просто необходима в нынешних условиях. Не нужно забывать, что страну узнают не только по каким-то экономическим достоинствам, но и по степени развития культуры. Поэтому, поддерживая создание национальных фильмов, правительство Казахстана повышает индекс цитирования нашей страны в тех странах, где эти фильмы демонстрируются.

К сожалению, нет сильных профессиональных киноорганизаций (продюсеров, дистрибьюторов, режиссеров и др.) с современным менеджментом и маркетингом. Вследствие этого нет независимых стратегий развития киносектора в странах Центральной Азии, которые могли бы стать серьезным лобби при работе с государственными структурами по принятию профильных законов о культуре в целом, и кинематографе в частности.

Соответственно, отсутствует базируемая на внешних и внутренних рынках государственная стратегия развития сектора кино. Это, в свою очередь, приводит к проблемам при внутреннем прокате кинофильмов, отсутствию нацеленности на результативность при подготовке кадров в сфере кинопроизводства, выстраивания хотя бы максимально прозрачной системы финансирования производства фильмов на государственные деньги. И, пожалуй, главное - нет государственной стратегии по привлечению представителей частного бизнеса в кинематограф, созданию института продюсирования.

По большому счету кинофестиваль "Евразия" показал, что Казахстан, несмотря на имеющиеся проблемы, лидер среди стран Центральной Азии по развитию кинематографа. И по модели развития кино, отличающегося национальным колоритом, мы должны быть, например, как Франция, защищающая внутренние и региональные рынки от нашествия Голливуда. Следует помнить слова Абая о том, что, увидев хорошего человека из чужого рода, люди распинаются перед ним, восторгаясь его достоинствами, "а в своем роду не замечают тех, кто превосходит чужаков в мудрости и благородстве".

Кроме того, Казахстан должен быть государством, ответственным за кино соседних стран. Если мы позиционируем себя как лидеры в Центральной Азии и делаем громкие региональные заявления, то, в принципе, это и есть обязательства перед другими странами ЦА. В том числе и по степени развития национального кинематографа.