Один серый, другой белый

Рынок мотоциклетной техники в Казахстане разделен между официальными и теневыми дилерами. Представители цивилизованного бизнеса предпринимают меры, чтобы снизить объемы продаж по "серым" схемам

Один серый, другой белый

У казахстанских бизнесменов появились новые забавы и, как следствие, потребности в современных игрушках. Одним из объектов вожделения стала мотоциклетная продукция, что послужило импульсом для формирования рынка мотоциклов, снегоходов, квадроциклов и скутеров. И хотя пока продажи такого рода техники продвигаются вяло (с 2001 по 2004 годы официальными дистрибьюторами продано всего 100 единиц техники), прогнозы о дальнейшем развитии рынка более чем впечатляющие. И связаны эти прогнозы прежде всего с общемировыми тенденциями. Ежегодно ведущие компании производят более 30 млн мотоциклов. На сегодняшний день мировой рынок по сбыту мотоциклов приносит доход до 40 млн долларов в год.

Рынок только формируется

Дмитрий Чикунов, генеральный директор компании " Алем Мото", представляющей в Казахстане продукцию Yamaha, пророчит увеличение отечественного рынка мототехники в последующие годы в несколько раз. Затем продажи, на его взгляд, стабилизируются. "И дальнейший рост будет варьироваться в пределах 30-50% ежегодно в течение 5-7 лет", - говорит он. В планах компании, начавшей работать в стране полгода назад, - занять в двухлетней перспективе 50% рынка мотоциклетной техники. По словам соучредителя "Алем Мото" Андрея Чередникова, в развитие бизнеса на начальном этапе вложено 200 тыс. долларов. Кроме того, для покупки продукции открыты кредитные линии в банках Японии. "По оценке японских теоретиков, такой бизнес окупится в пятилетний срок и будет приносить хорошую прибыль", - отмечает г-н Чикунов. Методы, которые намерен использовать в борьбе за долю рынка "Алем Мото", - создание дилерской сети во всех крупных городах Казахстана.

В числе инструментов по продвижению мотоциклетной продукции дистрибьюторы будут применять лизинговые и кредитные линии. На данном этапе в компании "Алем Мото" разрабатываются системы лизинга и кредитования. "Эта норма предоставляется для удобства клиентов и большого процента от общего объема продаж не составит", - отметил глава "Алем Мото". Имеют место в мотоциклетном бизнесе и корпоративные продажи. В компании "Евразия", которая представляет американские бренды: Bombardier, Mercury и Marine, они составляют 50% от общего объема продаж. В целом, контингент потребителей мотоциклетной продукции в Казахстане уже определен. По словам участников рынка, его в основном представляют бизнесмены с доходами от 3000 долларов и выше.

Потребительские предпочтения

Очень важную роль в развитии рынка играет менталитет нашего населения, воспринимающий мотоцикл как роскошь, но не как средство передвижения. Дистрибьюторы мотоциклетной продукции пытаются переломить уже сложившиеся стереотипы посредством проведения тест-драйвов, гонок, где демонстрируются все возможности мотоциклетной техники.

Менеджер по маркетингу компании "Евразия" Евгений Захаров отмечает также увеличение спроса на водные мотоциклы, снегоходы и квадроциклы. "Если раньше люди не имели представления о технике такого рода, то сейчас уже стали интересоваться", - говорит он.

Прежде пристрастия любителей мотоциклетной продукции адресовались к маркам японских производителей: Honda, Yamaha, Kawasaki и Suzuki, которые в течение 30 лет контролировали 70% мирового рынка. Однако в последние годы они под напором европейских производителей - итальянских Moto Guzzi и Ducati, немецкого BMW и английского Triumph - стали сдавать свои позиции. Так, в Европе доля рынка японских производителей снизилась с 80 до 50% за пять лет, в США - на 10%.

Выйти из тени

Препятствий для развития рынка мототехники достаточно много. Реальной проблемой в деятельности официальных дистрибьюторов являются продажи "серых" дилеров. "Они поставляют технику в единичных экземплярах, порой растаможенную по заниженной стоимости, что в дальнейшем ведет к уменьшению цен на 30% в сравнении с ценами официальных импортеров", - сетует Евгений Захаров. Дмитрий Чикунов, напротив, считает цены официальных дистрибьюторов конкурентоспособными ценам недобросовестных конкурентов. "Серый дилер покупает продукцию с определенной маржой, затрачивает средства на транспортировку, оплачивает таможенные пошлины и НДС", - говорит он. Кроме того, в борьбе с продажами по "серым" схемам "белые" дилеры выигрывают за счет широкого ассортимента, уровня сервиса и гарантийного обслуживания.

Другой фактор, препятствующий развитию мотоциклетного бизнеса, по мнению участников рынка, это отечественные дороги, состояние которых делает езду на мотоцикле небезопасной. Реконструкция транспортной инфраструктуры внесет свою лепту в развитие рынка.

Ценовая политика на рынке мототехники формируется самостоятельно каждым участником рынка. Попытки "белых" дилеров разработать единую концепцию оказались тщетными. "Разная себестоимость продукции и отличия в комплектующих не позволили сформировать общую ценовую политику", - сообщил г-н Чикунов. Средняя стоимость мотоциклетной продукции составляет 5 тыс. долларов, но на некоторые модели она может достигать 30 тыс. долларов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее