Один серый, другой белый

Рынок мотоциклетной техники в Казахстане разделен между официальными и теневыми дилерами. Представители цивилизованного бизнеса предпринимают меры, чтобы снизить объемы продаж по "серым" схемам

Один серый, другой белый

У казахстанских бизнесменов появились новые забавы и, как следствие, потребности в современных игрушках. Одним из объектов вожделения стала мотоциклетная продукция, что послужило импульсом для формирования рынка мотоциклов, снегоходов, квадроциклов и скутеров. И хотя пока продажи такого рода техники продвигаются вяло (с 2001 по 2004 годы официальными дистрибьюторами продано всего 100 единиц техники), прогнозы о дальнейшем развитии рынка более чем впечатляющие. И связаны эти прогнозы прежде всего с общемировыми тенденциями. Ежегодно ведущие компании производят более 30 млн мотоциклов. На сегодняшний день мировой рынок по сбыту мотоциклов приносит доход до 40 млн долларов в год.

Рынок только формируется

Дмитрий Чикунов, генеральный директор компании " Алем Мото", представляющей в Казахстане продукцию Yamaha, пророчит увеличение отечественного рынка мототехники в последующие годы в несколько раз. Затем продажи, на его взгляд, стабилизируются. "И дальнейший рост будет варьироваться в пределах 30-50% ежегодно в течение 5-7 лет", - говорит он. В планах компании, начавшей работать в стране полгода назад, - занять в двухлетней перспективе 50% рынка мотоциклетной техники. По словам соучредителя "Алем Мото" Андрея Чередникова, в развитие бизнеса на начальном этапе вложено 200 тыс. долларов. Кроме того, для покупки продукции открыты кредитные линии в банках Японии. "По оценке японских теоретиков, такой бизнес окупится в пятилетний срок и будет приносить хорошую прибыль", - отмечает г-н Чикунов. Методы, которые намерен использовать в борьбе за долю рынка "Алем Мото", - создание дилерской сети во всех крупных городах Казахстана.

В числе инструментов по продвижению мотоциклетной продукции дистрибьюторы будут применять лизинговые и кредитные линии. На данном этапе в компании "Алем Мото" разрабатываются системы лизинга и кредитования. "Эта норма предоставляется для удобства клиентов и большого процента от общего объема продаж не составит", - отметил глава "Алем Мото". Имеют место в мотоциклетном бизнесе и корпоративные продажи. В компании "Евразия", которая представляет американские бренды: Bombardier, Mercury и Marine, они составляют 50% от общего объема продаж. В целом, контингент потребителей мотоциклетной продукции в Казахстане уже определен. По словам участников рынка, его в основном представляют бизнесмены с доходами от 3000 долларов и выше.

Потребительские предпочтения

Очень важную роль в развитии рынка играет менталитет нашего населения, воспринимающий мотоцикл как роскошь, но не как средство передвижения. Дистрибьюторы мотоциклетной продукции пытаются переломить уже сложившиеся стереотипы посредством проведения тест-драйвов, гонок, где демонстрируются все возможности мотоциклетной техники.

Менеджер по маркетингу компании "Евразия" Евгений Захаров отмечает также увеличение спроса на водные мотоциклы, снегоходы и квадроциклы. "Если раньше люди не имели представления о технике такого рода, то сейчас уже стали интересоваться", - говорит он.

Прежде пристрастия любителей мотоциклетной продукции адресовались к маркам японских производителей: Honda, Yamaha, Kawasaki и Suzuki, которые в течение 30 лет контролировали 70% мирового рынка. Однако в последние годы они под напором европейских производителей - итальянских Moto Guzzi и Ducati, немецкого BMW и английского Triumph - стали сдавать свои позиции. Так, в Европе доля рынка японских производителей снизилась с 80 до 50% за пять лет, в США - на 10%.

Выйти из тени

Препятствий для развития рынка мототехники достаточно много. Реальной проблемой в деятельности официальных дистрибьюторов являются продажи "серых" дилеров. "Они поставляют технику в единичных экземплярах, порой растаможенную по заниженной стоимости, что в дальнейшем ведет к уменьшению цен на 30% в сравнении с ценами официальных импортеров", - сетует Евгений Захаров. Дмитрий Чикунов, напротив, считает цены официальных дистрибьюторов конкурентоспособными ценам недобросовестных конкурентов. "Серый дилер покупает продукцию с определенной маржой, затрачивает средства на транспортировку, оплачивает таможенные пошлины и НДС", - говорит он. Кроме того, в борьбе с продажами по "серым" схемам "белые" дилеры выигрывают за счет широкого ассортимента, уровня сервиса и гарантийного обслуживания.

Другой фактор, препятствующий развитию мотоциклетного бизнеса, по мнению участников рынка, это отечественные дороги, состояние которых делает езду на мотоцикле небезопасной. Реконструкция транспортной инфраструктуры внесет свою лепту в развитие рынка.

Ценовая политика на рынке мототехники формируется самостоятельно каждым участником рынка. Попытки "белых" дилеров разработать единую концепцию оказались тщетными. "Разная себестоимость продукции и отличия в комплектующих не позволили сформировать общую ценовую политику", - сообщил г-н Чикунов. Средняя стоимость мотоциклетной продукции составляет 5 тыс. долларов, но на некоторые модели она может достигать 30 тыс. долларов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики