Не тот профиль

В последние несколько лет известнейшие мировые компании стали отказываться от непрофильных активов, приобретая при этом профильные, дабы сконцентрироваться на своем основном бизнесе

Не тот профиль

Если раньше многие компании скупали буквально все, что под руку попадется, в желании диверсифицировать собственный бизнес, то в последнее время они стали избавляться от некогда приобретенных активов, являющихся непрофильными. Почему это происходит? Во-первых, потому что зачастую купленные компании не оправдывают возложенных на них надежд и становятся убыточными. Во-вторых, для потенциальных инвесторов компания, имеющая непрофильные активы, менее привлекательна.

Активный подход

Например, немецкая компания Adidas приобрела в 1997 году французскую фирму Salomon, которая после приобретения демонстрировала не самые лучшие финансовые результаты. В первом квартале 2005 года это подразделение понесло убытки в размере 25 млн евро, тогда как компания в целом нарастила прибыль на 46%, до 105 млн евро. Дело в том, что Salomon специализируется на выпуске экипировки для экстремальных зимних видов спорта, Adidas же всегда делал упор на летние бренды. В мае нынешнего года немецкая компания "скинула балласт", продав убыточное подразделение финской компании Amer Sports, у которой есть собственный зимний бренд Atomic. Позже Adidas заявила о приобретении своего конкурента - американского концерна Reebok. Что позволит немецкой компании, во-первых, сконцентрировать усилия на производстве спортивной обуви (своего основного вида деятельности), а во-вторых, укрепить позиции на американском рынке. На его долю приходится примерно половина мировых продаж спортивных товаров. Adidas планирует, что общий объем продаж вновь созданной компании на глобальном рынке достигнет 9 млрд евро.

Отказаться от убыточного подразделения решила еще одна европейская компания - Сadbury Schweppes. Разница лишь в том, что изначально основной специализацией Сadbury были именно прохладительные напитки и шоколадные изделия. Большую часть прибыли компания получала от продажи напитков на североамериканском рынке и от операций на шоколадном рынке Великобритании. Однако после того как спрос на безалкогольные напитки стал падать, компания решила переориентировать бизнес, сделав больший акцент на производстве шоколада и жевательной резинки. Потому Cadbury и продает подразделение по производству напитков European Beverages, выпускающее тоник Schweppes, Dr Pepper и другие прохладительные напитки. Одновременно активно приобретая производителей кондитерских изделий.

Одной из важнейших покупок стала компания Adams, вторая по величине на американском рынке, которая выпускает такие бренды, как леденцы Halls и жевательную резинку Chicklets. За нее Cadbury заплатила 4 млрд долларов. Однако вложение оказалось весьма удачным: объединенная компания стала одной из крупнейших на мировом кондитерском рынке. Бренд Halls приносит ежегодно 800 млн прибыли, являясь лидером в своей товарной категории. Chicklets же популярен в США, на Ближнем Востоке и в Азии. Однако в Европе у него доля небольшая. Потому Cadbury купила датскую компанию Dandy, которая наряду с Wrigley доминирует на европейском рынке. Вдобавок английская компания недавно приобрела динамично развивающийся на рынке Великобритании бренд Green & Black's. По мнению руководства Cadbury, все сделанные приобретения помогут в активном продвижении на международный рынок.

Как Adidas, так и Cadbury используют наиболее прибыльный подход к управлению непрофильным бизнесом. В целом, у компаний есть два варианта "общения" с ним - пассивный и активный. Компании, выбирающие первый вариант, практически не проводят сделок по продаже имеющихся или приобретению новых активов. Те же, кто выбирает второй вариант, делятся на несколько групп: продающие непрофильные активы и вкладывающие вырученные средства в развитие основного производства; приобретающие активы предприятий, которые непосредственно относятся к их бизнесу; а также компании как продающие, так и приобретающие активы. Причем политика последних наиболее удачная, потому как обеспечивает наибольший возврат на вложенные инвестиции. 100 долларов, вложенные в 1990 году, за десять лет принесли таким компаниям в среднем более 500 долларов.

Вдохнуть новую жизнь

Подобной практики всегда придерживалась и американская компания General Electric. Однако в последнее время она стала продавать активы, чтобы вдохнуть новую жизнь в основное производство. Сконцентрировать свое внимание General Electric планирует на выпуске бытовой техники, ламп, изделий из пластика, а также на лизинге оборудования. В этом году в компании проведена реструктуризация, что привело к сокращению подразделений (6 против ранее действовавших 11). После завершения этого процесса компания продемонстрировала рост объемов прибыли. По итогам второго квартала 2005 года ее прибыль, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, выросла на 24%, до 4,6 млрд долларов. Теперь она намерена продать несколько своих производств. "Какие-то бизнесы мы уже выбрали, с другими определяемся, - говорит вице-президент General Electric Джон Райс. - Для других компаний наш бизнес может оказаться более ценным".

Отказалась от непрофильных активов, дабы обеспечить финансирование основного бизнеса, и крупнейшая в Германии компания по выпуску лекарственных препаратов Bayer AG, а также Hynix Semiconductor, являющаяся третьим в мире производителем микропроцессоров памяти. Первая из них продала свою долю акций бельгийской компании Agfa-Gevaert NV, производящей препараты для обработки медицинской фотопленки, за 1,1 млрд долларов. Мотивирует свое решение компания тем, что намерена "сосредоточиться на своем главном бизнесе - производстве лекарств и продвижении продукции на рынках США и Азии". Вторая распрощалась с подразделениями по производству процессоров и плоских экранов. Сделано это было в связи с тем, что компания столкнулась с финансовыми трудностями.

Особенно рьяно избавляются от непрофильных направлений российские компании. Так, промышленная группа МАИР продала контрольный пакет акций Калининского завода резиновых изделий Александру Твердохлебу, бывшему владельцу предприятия. Причина - в желании компании сконцентрироваться на профильном для нее направлении: машиностроении и металлургии. Чуть ранее "ЛУКОЙЛ" продал брокерскую компанию "ЛУКОЙЛ-Резерв-Инвест" инвестиционной группе "Капиталъ". Это один из этапов начавшейся еще в 2002 году реструктуризации компании, нацеленной на выделение непрофильного бизнеса с дальнейшей его продажей. РАО "ЕЭС России" продала свою "дочку" - страховую компанию "Лидер".

Особенно актуален вопрос избавления от непрофильных направлений для бывших советских предприятий, являющихся градообразующими и потому владеющих большим числом социальных активов - детских садов, больниц, домов отдыха, магазинов, тепло- и электросетей. На их содержание компаниям приходится ежегодно тратить значительные средства. К примеру, "Газпром" ежегодно вкладывает в непрофильные объекты около 9 млрд рублей - 4% от общего объема вложений в предприятия концерна, потому и распродает активно свое имущество. Многие предприятия этой компании, среди которых банки, строительные компании, магазины, страховые и юридические фирмы, производители пиломатериалов, посуды, меховой одежды etc, либо близки к банкротству, либо находятся в процессе банкротства.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?