Босоногое счастье

Босоногое счастье

Тиль Швайгер, запомнившийся зрителям ролью смертельно больного Мартина Бреста в картине "Достучаться до небес", в "Босиком по мостовой" не только исполнитель главной мужской роли, но и начальник на съемочной площадке - режиссер. Не гнушаясь ролями в самых разных картинах - "Лара Крофт 2", "Великолепная четверка", "Мужчина по вызову 2", господин Швайгер смог сотворить драму, по-европейски грустную и красивую.

Ник - симпатичный вспыльчивый неудачник. Без любви, ответственности, работы и жизненных целей. Зато с амбициями. Наплевав на брезгливость, он устраивается уборщиком в психбольницу, где спасает от самоубийства странноватую (мягко сказано!) девушку Лайлу. Ника уволят в тот же день (за невнимательность!), а Лайла, собрав чемоданчик любимых безделушек, этим же вечером явится к нему домой. Босиком. В ночной сорочке. С твердым намерением никогда больше Ника не оставлять. Так начнется их путешествие.

Лейтмотив фильма - это укор повышенной "нормальности" нашего общества. Лайлу 19 лет продержала дома мать, теперь она абсолютно не приспособлена к удобствам и тонкостям окружающей цивилизации. Ее накрывает волна паники, если кто-нибудь к ней прикасается. Ей не хватает общения и понимания.

Именно через призму наивности своей подопечной Ник начинает понимать себя. Выходит, что на данный момент только такие, умственно неполноценные (или все-таки сверходаренные?) люди способны вскрыть процветающие пороки? Подобная тема уже поднималась во французской картине "День восьмой", где главный герой (тоже неудачник) путешествует с юношей, больным синдромом Дауна, который, как бы осознавая тщетность своих усилий, погибает. У Швайгера все более лирично - понимая, что без Лайлы чудес не сотворить, Ник ложится в лечебницу. Через восемь месяцев они вместе покупают картошку в супермаркете.

Тиль Швайгер очень внимательно, по-немецки, подошел к осуществлению съемочного процесса. В фильме нет эротики. А если и есть, то где-то на фронтах. Даже главный герой, которого было бы не грех показать наполовину одетым, ниже воротника на рубашке не оголяется. Что уж говорить о Лайле - не слишком коротенькая и абсолютно непрозрачная сорочка девственно целомудренна.

Конечно, "Босиком по мостовой" - это еще и комедия. Комедия ситуаций, абсурда и прямолинейности. Комедия, слишком откровенная, чтобы смеяться в голос. Слишком внимательная для общества потребления. Слишком осторожная для сегодняшней бесшабашности.

Ведь не зря Лайла бродит исключительно босиком (не любит, когда ноги взаперти), понимает все буквально, всегда и со всеми откровенна, а посему либо нуждается в срочной медицинской помощи, либо является воплощением невинности и чистоты. Даже если ступни почернели от дорожной пыли.