Космос ждет

Чтобы доказать жизнеспособность "движителя Глушко", способного совершить переворот в исследовании космического пространства, казахстанским ученым необходимо ждать запуска отечественных спутников

Космос ждет

Покорение космического пространства - тема, испорченная политическим популизмом. Грандиозные заявления о покорении Марса или о возвращении человека на Луну отличаются смутными горизонтами реализации где-то в районе 2020 года. Реальных предложений с технико-экономическим обоснованием межпланетных полетов с человеком на борту фактически нет ни у США, ни у России, ни тем более у Китая. А все потому, что ракетный способ передвижения в космосе для постиндустриальной цивилизации, мягко говоря, малоэффективен. Чтобы доставить человека на орбиту Земли на высоту 500 км, требуется ракета массой свыше одной тысячи тонн, из которых 95% будет приходиться на рабочее тело, то есть на топливо.

Взаимодействие с пустотой

По мнению многих специалистов, для дальних полетов необходимы альтернативные способы перемещения в космическом пространстве. Один из них предлагает казахстанский изобретатель Владимир Глушко - личность в казахстанской науке весьма неоднозначная. Научных степеней не имеет, зато за плечами пять заявок на открытия, более сотни изобретений, многие из которых внедрены еще в СССР. Провел ряд масштабных экспериментов, и в космосе в том числе. В частности, на станции "Мир" в рамках казахстанско-российской программы физико-техническая лаборатория Глушко подтвердила свое же открытие о наличии во Вселенной гравитационного излучения, которое инициирует все биоритмы живой материи.


Владимир Глушко

Но речь пойдет совершенно о другом открытии. Еще в 1973 году, проводя опыты в лаборатории кафедры биофизики в КазГУ, Владимир Павлович обнаружил, что космический вакуум имеет электромагнитные свойства и пространственную структуру.

"Оказалось, что если индуцированный электромагнитной волной электрический ток в проводнике усилить с помощью стороннего источника ЭДС, как это делается в радио- и телеприемниках, сохранив начальную его частоту и фазы, то на проводник станет действовать уже более значительная по величине электродинамическая сила, прямо пропорциональная величине электрического тока. Она может быть увеличена на 6, а то и на 10 порядков", - объясняет Глушко.

Ожидание, что в соответствии с третьим законом Ньютона на электромагнитную волну со стороны тока проводимости должна действовать точно такая же по величине сила, не оправдалось. А обнаружилось, что во взаимодействии участвует не сама электромагнитная волна, а область пространства, где вектор напряженности магнитного поля волны был не равен нулю. Именно это обстоятельство позволяет понять физику процесса электродинамического взаимодействия с "пустотой".

На основе своих исследований Владимир Глушко сделал вывод, что можно разработать электродвигатель, который будет отталкиваться от электромагнитного поля космического пространства. Концепция двигателя проста: ротор - электрические токи проводимости, текущие от источников ЭДС по проводникам конструкции микродвигателя; статор - электромагнитная среда космоса.

В 1990 году Глушко собрал первый миниатюрный силовой элемент с номинальным значением силы тяги 0,5 мг. Измерительные приборы показали, что теория работает - электрические токи проводимости силового элемента взаимодействуют с полем электромагнитной среды. Правда, не все поверили результатам.

Суть эксперимента: на чашу весов устанавливался двигатель с источником электротока. Причем он был закрыт бумажной коробкой, чтобы никто не видел конструкцию. Двигатель включался дистанционно с помощью инфракрасного излучения, исследователи измеряли его вес. Вес во включенном и выключенном состоянии давал величину тяги. Двигатель обладал реверсом, тяга приплюсовывалась к весу или вычиталась. Весы регистрировали изменения веса движителя. В этом-то, собственно, и заключалось открытие - пустое пространство обладает массой. "Если бы я раскрыл конструкцию двигателя, то поставленный эксперимент не вызывал бы сомнения. Но тогда свое ноу-хау я бы не смог продать", - говорит Владимир Павлович.

Если бы "Мир" не затопили

Для убедительных доказательств работоспособности двигателя нужен был космос. В земных условиях без публичного показа самой конструкции потребовалось бы несколько миллионов долларов. Во-первых, необходимо экранироваться от магнитного поля Земли, поля Хивисайта, земной атмосферы и радиационного излучения космоса - где-то около 28 геофизических параметров. Энтузиастов потратить приличную сумму на демонстрационный стенд "черного ящика" не нашлось. Впрочем, полученных результатов оказалось достаточно для того, чтобы микродвигатель признали. В 1993 году на международной выставке изобретений в Брюсселе, где был показан силовой элемент движителя с тягой 3-5 мг, Глушко удостоили серебряной медали.

В конце 90-х годов к ноу-хау Глушко проявил интерес крупный предприниматель, имеющий и политический вес на казахстанском рынке. Ведь с коммерческой точки зрения изобретение многообещающее. Фактически вся космонавтика при положительном результате экспериментов на орбите волей-неволей переходит на новые "рельсы": место ракетных двигателей, естественно, занимает электромагнитный вакуумный двигатель.

"Мы сразу договорились о том, что он финансирует проектные работы по движителю для спутников с тягой в 3 мг. В своей лаборатории за 9 месяцев такой движитель мы собрали. Было затрачено около 50 тысяч долларов, - вспоминает изобретатель. - Для того чтобы поверили потенциальные покупатели, надо было испытать движитель в космосе. Предложили российской компании "Энергия" провести эксперимент. Договорились, что если все пройдет удачно, они покупают у нас 20 микродвигателей по цене 2 млн долларов каждый. Для них это было очень выгодно. Стандартные двигатели для коррекции спутников стоят примерно так же, например американские, но их ресурс не превышает в среднем двух лет. Как кончилось рабочее тело - ртуть или тефлон - все, двигатель бесполезен. Поэтому на спутники навешивают по 9 двигателей. А у нас рабочего тела вообще нет. Подавай ЭДС от солнечных батарей, и все. К тому же мы передавали "Энергии" и техническую документацию. То есть полностью отдавали технологию".

В качестве переговорщиков со стороны Казахстана выступало казахстано-российское инновационное совместное предприятие "Аэлита". За посреднические юридические услуги оно брало 20% от сделки. Расходы на эксперименты брал на себя казахстанский предприниматель. Все должно было происходить на космической станции "Мир", которая принадлежала РКК "Энергия".

"По договоренности с представителями "Энергии" мы должны были прикрепить движитель к станции "Мир". При возникновении разворачивающей силы, естественно, при работающем двигателе, включалась система стабилизации станции на орбите. И по данным стабилизационной системы вычислялась реальная тяга двигателя", - говорит Глушко.

Общая цена эксперимента на станции "Мир" составляла согласно договоренности около 800 тыс. долларов. Но в сделку вмешалась четвертая сторона. В 2000 году легендарную космическую станцию отдали в аренду англо-российской компании MirCorp, основанной американским миллионером Джеффри Мендором. Представители компании выдвинули условие - стать участником эксперимента, что давало доступ к технологии Глушко. Это уже не устраивало ни российскую, ни казахстанскую стороны. В результате пришлось менять условия эксперимента.

Решили прикрепить движитель к люку грузового корабля "Прогресс". Предполагалось, что когда "Прогресс" пристыкуется к станции "Мир", космонавты прикрепят к крышке его люка наш двигатель и телеметрическое оборудование. После отстыковки от станции должны были включить движитель и провести необходимые замеры. Это усложняло эксперимент - увеличивалась работа космонавтов, увеличивался груз и многое другое. Соответственно увеличивалась и цена эксперимента - уже около 2 млн долларов.

Неожиданно для всех бизнес-ангел Глушко отложил испытание движителя на "Прогрессе" на несколько месяцев. А вскоре было принято решение об уничтожении космической станции. В марте 2001 года "Мир" благополучно затопили, а вместе с ним канули в воду и предварительные договоренности с "Энергией". Согласно договору микродвижитель с силой тяги в 3 мг остался у изобретателя.

Вторая попытка

Следующая возможность выйти в открытый космос со своим движителем Глушко представилась осенью 2001 года. Позвонили из "Аэлиты" с предложением продолжить продвижение космического чуда. Информация о казахстанском движителе разошлась по кулуарам российской космонавтики и дошла до специалистов НПО имени Решетнева. Российское объединение предложило опробовать движитель на своем геостационарном спутнике. Казахстанская делегация от "Аэлиты" вместе с Владимиром Глушко прибыла в Красноярск для обсуждения деталей эксперимента.

"Мы договорились, что расходы на эксперимент берет на себя российское объединение, а мы готовим двигательную установку", - рассказывает Владимир Глушко. Первым делом необходимо было поменять в устройстве ряд деталей. Так как некоторые радиодетали и материалы, из которых сделан двигатель, под воздействием космического излучения теряли работоспособность. Например, изоляционные материалы движителя, по мнению конструкторов НПО, на высоте 43 тыс. км сразу бы превратились в слизь. "Нам показали спутник, назывался он "Глонас", и место на этом спутнике, где должен крепиться наш двигатель. Такой кубик размерами 30х30х30 см. В нем и находилась конструкция (ее мы полностью закрывали, чтобы не раскрывать секреты). Масса этой коробки не превышала трех килограммов. Монтировать двигатель к спутнику должны были при нас. Договорились, что за год я подготовлю космический вариант двигательной установки", - вспоминает изобретатель.

Но двигатель Глушко космоса так и не увидел. Поменялось руководство "Аэлиты", совместное предприятие вышло из договора. В результате казахстанскому ученому пришлось самостоятельно вести все работы. На заключительном этапе, когда до запуска оставалось несколько месяцев, по протоколу необходимо было подписать договор между НПО имени Решетнева и физико-технической лабораторией Глушко. Но аэрокосмический комитет Казахстана визировать договор отказался, фактически наложив запрет на проведение эксперимента с двигателем, так как данная разработка относится к технологии двойного назначения и подлежит засекречиванию. Так многообещающий движитель споткнулся о политический барьер. Теперь, чтобы провести эксперимент с движителем, Владимиру Павловичу придется ждать запуска казахстанских спутников.


Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности