Родителей и родину не выбирают

Родителей и родину не выбирают

Традиционное общество основано на доминировании и подавлении, что выражено в идее превосходства физически сильного над слабым. У патриархальной маскулинности есть свой натуралистический миф, объясняющий ее истоки: в самые древние времена в тяжелых природных условиях могли выжить только физически сильные. Это была борьба за существование не только людей с природой, но и друг с другом. Второй момент более важен, поскольку определяет суть маскулинной формы социальных отношений. Быть мужчиной или женщиной означает не только обладать биологическими признаками, а гораздо большее - играть отведенные обществом социальные роли. Согласно философско-этическому учению Конфуция семья - это не только ячейка, но и микромодель общества, а отношения в государстве - проекция семейных отношений.

Если Александр Сокуров в своей тетралогии исследует природу власти как государственно-политический феномен, то фильм "Кровь и кости" японского режиссера Йоити Сайя вводит нас в мир патриархальной восточной семьи, где маскулинные отношения, гипертрофируясь, достигают своего апогея. Ответ на вопрос "на чем основана власть" находится на темной, скрытой и прозаической стороне человеческой жизни - в коллизиях семейного быта. За домашними стенами, в мире, являющемся интимным делом каждого, могут царить жестокие законы домостроя. Хозяином положения порой оказывается тиран и нравственный урод, превращающий жизнь домочадцев в ад. Что делать, если этот тиран и урод - твой муж или отец? Все, кто живет с ним под одной крышей, обречены. Человеку традиционного общества никуда не деться от семьи. Он повязан по рукам и ногам и экономически, и морально.

Еще юношей кореец Ким Шунпей (его блестяще играет японец Такеши Китано) иммигрирует в Японию. Здесь он создает подобие мафиозного клана внутри большой корейской семьи (кстати, он налаживает связи и с местной якудзой). Это жестокий, эгоистичный, лишенный сострадания человек, строящий свою жизнь на костях своих жен и детей, не ведающий, что значит "родная кровь". Впрочем, название фильма содержит и другую аллюзию. Это строчки из корейской песни: "кровь мне досталась от матери, а кости от папаши".

Эпическая сага из жизни одной семьи охватывает период с 20-х по 80-е годы. Семейная драма разворачивается на фоне исторических событий: войны Японии с Кореей и распада Кореи на Северную и Южную. Не раскаявшись в своих поступках и окончательно порвав с родными (теми, кто выжил после его домашних пыток), уже стариком Шунпей уезжает на родину, в КНДР. Завещав нажитое "непосильным трудом" добро народной власти, он испускает последний свой вздох в нищенском бараке, в ситуации, как гласит народная мудрость, "когда стакан воды подать некому".

Возможно, картина скрывает политический и культурно-этнический подтекст: японцы сняли фильм о нравах корейских лимитчиков.