Конъюнктурное развитие

Страхование активно занимает те ниши, где можно получить быструю отдачу

Конъюнктурное развитие

В последние год-два страховой рынок показывает подъем. За семь месяцев текущего года сбор премий составил 116,9 млрд тенге, что на 15% больше аналогичного периода 2011 года. Это связано с тем, что оживают строительный сектор (не без помощи государства), а также потребительское кредитование, требующее страхования займов. Так что рынок страхования быстро восстановился после кризиса.

Однако текущий рост не привел к тому, что страховщики переориентировались на рыночные виды страхования, в первую очередь добровольно-имущественную розницу. Они по-прежнему активно присутствуют там, где есть возможность собирать премии быстро и много: это прежде всего обязательные виды, где премии хоть и небольшие, но стабильные, и обязательное страхование остается якорным для СК.

Анализ динамики поступления премий показывает, что в настоящий момент все же драйвером движения вверх выступают добровольно-личные виды. Премии здесь растут просто небывалыми темпами: если в прошлом году этот сегмент прибавил 50%, то в этом — уже 70,8%. Обязательные виды прибавили лишь 1,3% (за первое полугодие прироста практически не было — 0,03%) с объемом премий 23,2 млрд тенге.

И совсем плохи дела у добровольного имущественного страхования. Отрицательная динамика составила 11,5%, сократившись в абсолютном выражении с 49,5 млрд до 43,8 млрд тенге. По оценкам экспертов, такой расклад сохранится и до конца года.

Лидеры рынка

Бурный рост добровольно-личного страхования объясняется тем, что сегодня для него сложились чрезвычайно благоприятные условия. Благодаря им быстро растут все сегменты добровольно-личного страхования: страхование жизни (сбор премий вырос более чем в 3,5 раза), страхование от несчастных случаев (прирост в 1,9 раза) и пенсионные аннуитеты. Здесь отмечен прирост в 1,85 раза.

Например, страхование от несчастного случая растет преимущественно за счет банкострахования. Статистика показывает, что лидерами в страховании от несчастных случаев являются аффилированные с розничными банками страховые компании. Основной удельный вес в сборе страховых премий занимает дочерняя компания kaspi bank — АМСГ, что связано с активным кредитованием в банке и, соответственно, страхованием заемщиков от несчастных случаев. Снижение объемов кредитования в 2008–2010 годах привело к сокращению премий по страхованию жизни и от несчастных случаев. В 2011–2012 годах, с оживлением банковского кредитования, премии по этим видам вновь пошли вверх. Как отмечают страховщики, банковские страховые продукты отличаются невысоким уровнем убыточности, а значит, привлекательны для бизнеса.

Однако рост страхования от несчастных случаев имеет и «рыночные корни». Компании по общему страхованию, переставшие с этого года осуществлять обязательное страхование от несчастных случаев работника (ОСНС) — бывшее ГПО работодателя, стали расширять продуктовую линейку, в том числе и такой классический вид, как страхование от несчастных случаев. «Думаю, что в ближайшем будущем такая высокая динамика сохранится в рамках деятельности компаний по страхованию жизни по аннуитетному страхованию и договорам аннуитета, заключенным в соответствии с законом об обязательном страховании работника от НС. Тем более что осуществление этого обязательного вида даст возможность компаниям по страхованию жизни аккумулировать финансовые потоки, которые могут быть направлены на привлечение клиентов, маркетинговые акции, улучшение сервиса и прочее», — отмечает заместитель председателя правления по развитию бизнеса компании «Коммеск-омір» Олег Ханин.

[inc pk='44' service='table']

[inc pk='45' service='table']

Что касается внушительной динамики роста страхования жизни — почти в два раза в годовом выражении, то во многом она сформировалась за счет взрывного развития пенсионных аннуитетов (вкладчики пенсионных фондов имеют право перевести свои накопления из пенсионных фондов в страховые компании, заключая договоры аннуитета). Хитрость в том, что закон разрешает страховым компаниям делать пенсионеру единовременную выплату пенсионных средств при их переводе из пенсионного фонда. По оценкам экспертов, сумма выплат составляет от 50 до 80% от объема перечисленных пенсионных накоплений. Такой вариант обналичивания пенсионных денег стал очень популярным в последние годы. Эксперты отмечают, что с 2007-го по 2011 год премии по пенсионным аннуитетам выросли в 500 раз. Количество вкладчиков, заключивших договоры пенсионного аннуитета, увеличилось в 300 раз. И компании активно наращивают портфель пенсионных аннуитетов. По итогам семи месяцев 2012 года доля пенсионных аннуитетов в структуре страхового портфеля life-страховщиков достигла почти 90%. Для сравнения: иные виды аннуитетов в портфелях life-страховщиков — в разы ниже.

Обязательные середнячки

«Обязательное страхование ГПО автовладельца по-прежнему остается локомотивом страхования: оно определяет все развитие рынка, занимает существенную долю в портфеле большинства страховых компаний и способствует развитию конкуренции», — рассказывает Олег Ханин.

Сборы премий по ГПО ВТС составили на 1 августа 16,7 млрд тенге, что на 10,6% больше итогов прошлого года. Многие страховые компании продолжают активно держаться обязательных видов, поскольку они позволяют накопить ресурсы — особенно тем, у кого нет подпитки от материнской компании. Сейчас зарабатывает автострахование, как обязательное, так и добровольное, поскольку уже не нужно долго убеждать клиента, что автомобиль — источник повышенной безопасности и на дороге может произойти любая неприятность.

[inc pk='46' service='table']

К тому же ответственность автовладельца еще не полностью освоена компаниями. Страхуются лишь две трети владельцев транспортных средств.

«Что касается ОСНС работодателя, то падение объема премий связано больше с трансформацией отчетности компаний, — комментирует Олег Ханин. — Компании по общему страхованию с 2012 года не могут заключать договоры, но в связи с тем, что клиенты имеют право вносить изменения в свое штатное расписание, страховщики вынуждены расторгать с ними договоры, в силу требований законодательства. Соответственно, мы в своей отчетности показываем минус страховых премий, а компании по страхованию жизни — плюс, поэтому в целом рынок и не растет по этому виду. Падение рынка по работодателю, скорее, арифметическое и не особо связано с передачей этого вида от компаний общего страхования к компаниям по страхованию жизни. Думаю, что восстановление страховых премий по этому виду страхования к концу года вполне возможно; если падение и будет, то не больше, чем на 10 %, и опять же арифметическое».

Напомним, что до января текущего года оба основных вида обязательного страхования — ГПО автовладельцев и страхование работника от несчастных случаев — страховались компаниями по общему страхованию, более крупными и капитализированными игроками рынка, чем life-страховщики. К тому же по количеству non-life компаний больше, чем life-страховщиков (31 и 7 соответственно).

Чтобы получить лицензию на обязательное страхование ГПО автовладельца, ключевого вида страхования, компании должны иметь филиалы во всех регионах Казахстана, что давало им возможность охватывать огромную базу клиентов. Естественно, что филиалы и агентские сети использовались компаниями и для продажи других продуктов. Поэтому премии по ОСНС до января этого года показывали положительную статистику. На 1 августа 2011 премии по ГПО ВТС составили 15,1 млрд тенге, по ОСНС — 5,8 млрд.

[inc pk='47' service='table']

С января 2012 года сбор премий по ОСНС передали компаниям по страхованию жизни.

Судя по всему, передача полномочий все же негативно сказалась на сборе премии по ОСНС. На 1 августа 2012 года, т.е. за семь месяцев, премии составили лишь 4,5 млрд тенге. Кроме того, на величину премий по ОСНС повлиял все еще слабый охват обязательным страхованием работодателей. По оценке руководителя «КСЖ» «ГАК» Нуржана Алимухамбетова, в 2009 году охват застрахованных предприятий был 52%, в 2011 году — порядка 42%. Всего же в Казахстане лишь половина работодателей являются участниками системы обязательного страхования. Тем самым ОСНС остается привлекательным видом страхования, и эксперты рынка предрекают увеличение числа life-страховщиков.

Имущественные аутсайдеры

За восемь месяцев 2012 года добровольное имущественное страхование (ДИС) собрало 43,8 млрд премий вместо 49,5 млрд тенге годом ранее. Понижающийся тренд — закономерен и обусловлен банальным демпингом.

«Залоговое страхование физических лиц не является значительным для страхования имущества. Доля премий, полученных от физических лиц, по нашим оценкам, составляет всего 20–25%, — комментирует начальник управления бизнес-анализа   компании «Сентрас Иншуранс» Азамат Керимбаев. — Остальная часть — это корпоративный рынок, который, по нашим оценкам, охвачен на 60–80%. Так как конкуренция на рынке корпоративного страхования очень высокая, то и ставки страхования с каждым годом снижаются. Возможно, это в какой- то степени повлияло на объем сборов страховых премий. Изменение налогообложения страховых компаний в 2012 году также повлияло на сборы».

Основная надежда страховщиков, КАСКО, хотя и показывает рост (49,7%), все же не генерирует объем премий, сопоставимый со страхованием имущества. В частности, за восемь месяцев КАСКО собрало 3,3 млрд тенге премий, а страхование имущества — 22,1 млрд тенге.

Интересно, что несмотря на активное предложение КАСКО компаниями, объем страхования по этому классу за 5 лет снизился на 39%. В настоящее время в Казахстане по КАСКО застраховано всего лишь около 1% всего автопарка. Хотя, по оценке представителей компании «Сентрас Иншуранс», потенциальный объем рынка КАСКО в Казахстане составляет 165 млрд тенге.

[inc pk='48' service='table']

«Сборы премий по КАСКО за последние 5 лет показывали снижение, — отмечает Азамат Керимбаев. — Многие компании проводят акции с бесплатной раздачей полисов КАСКО с целью привлечения клиентов по ГПО ВТС. Однако эффекта от таких программ мало, так как, воспользовавшись таким полисом, страхователь все равно ищет страховую компанию, которая предлагает больше “скидок”. Для развития рынка классического КАСКО необходимо упростить процедуру продаж и выплат, ремонтировать авто на фирменных сервис-центрах без учета амортизационного износа ТС».

Что касается других розничных видов добровольного имущественного страхования, они менее популярны в Казахстане, хотя продуктов для МСБ и физических лиц на Западе существует большое количество. Компании не предлагают эти продукты, так как не имеют достаточных ресурсов, опыта и инфраструктуры для грамотного продвижения. При имущественном страховании клиента надо еще убедить, что ему нужна страховка. Тем не менее развитие имущественной розницы в планах страховых компаний есть. Близлежащий вопрос — наладить качественную инфраструктуру продаж.

Заключение

За последние 5 лет отношение страховых премий к ВВП упало с 1,1% до 0,6%. Страховые премии на душу населения в 2011 году составили 60 долларов на человека. Тем самым годовые расходы на страхование одного казахстанца сравнимы со стоимостью ужина в ресторане.

Добровольное розничное страхование при своем огромном потенциале не развивается из-за отсутствия ресурсов у страховщиков. А ресурсы не появляются, поскольку объем рынка слишком мал, чтобы в него вкладывали деньги. Получается замкнутый круг. Спрос надо развивать годами, а акционеры страховых компаний, похоже, не готовы долго ждать отдачи от инвестиций.

Еще одна проблема рынка — слабые выплаты. Хотя наблюдается небольшой рост объема выплат вследствие жесткой конкуренции, компании все же не платят клиентам должным образом. В 2011 году из 100 тенге, заплаченных клиентами за страховку, только 23 тенге они получили обратно в виде страховых выплат. Соответственно низкий уровень выплат не способствует росту спроса на страховые услуги. При существующем порядке потенциальные клиенты просто не понимают, зачем им нужен страховой полис.

Парадокс, но, несмотря на низкий коэффициент выплат, прибыль страховых компаний от основной деятельности снижается. В 2011 году по сравнению с 2008 годом она сократилась в 2 раза: с 31 до 17 млн тенге.

Вывод один — засучить рукава и работать: упрощать процедуру продаж, развивать сопутствующие услуги — техническую помощь клиентам, консалтинг, комплексное страхование.