О шустром правительстве

О шустром правительстве

Свершилось. Правительство наконец-то определилось со своей позицией в отношении сделки между PetroKazakhstan и CNPC. Причем не только определилось, но и приняло радикальные меры к тому, чтобы иметь возможность заблокировать эту сделку, если китайцы все же не согласятся пойти на попятную и отдать "КазМунайГазу" Шымкентский нефтеперерабатывающий завод. Во-первых, под стенами ШНПЗ жители области спешно организовали несколько митингов с требованием забрать стратегический объект у иностранцев и передать его в ведение национальной компании. Во-вторых, и это оказалось более действенным, обе палаты парламента в немыслимо сжатые сроки рассмотрели предложенный правительством законопроект и приняли без поправок изменения сразу в несколько законов о недропользовании. Шустрые правительственные чиновники поняли (очевидно, во время непростых переговоров с не менее шустрыми китайскими чиновниками), что разрушить имперские планы Пекина (взять под контроль крупные нефтегазовые проекты Казахстана) можно только с помощью законов.

"Мы столкнулись на практике со случаями доступа к недрам республики не путем совершения сделки с самим недропользователем, а через сделки с материнской компанией недропользователя, которая определяет все его решения", - объясняет первый вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов. Закон, инициированный казахстанским правительством, наделяет уполномоченный госорган - Министерство энергетики и минеральных ресурсов - возможностью фактически заблокировать передачу третьим лицам прав недропользования на месторождениях полезных ископаемых, находящихся на территории республики, а также долей участия в организациях, которые прямо или косвенно обладают этими правами. Такая мера, как уверяют в правительстве, предусмотрена на случай, когда передача права недропользования может угрожать национальной безопасности страны, в частности, при концентрации прав у одного или нескольких лиц из одной страны. Отныне участники будущих сделок в сфере недропользования должны согласовывать их с правительством.

Вообще вся ситуация с принятием поправок - дежа вю. Вспомните конец прошлого года. То, с какой быстротой были приняты поправки в законы, в частности в закон "О недрах и недропользовании", предусматривающие приоритетное право государства на выкуп акций компаний, реализующих проекты в области нефти и газа. Тогда благодаря этим поправкам государству удалось убедить акционеров "Аджип КСО" уступить половину доли компании British Gas.

Ныне вся быстрота направлена против PetroKazakhstan. Поправки в законы в момент подписания этого номера в печать находились на подписи у Нурсултана Назарбаева, но сомнений в том, что президент их подпишет, практически нет. Тем более что сроки поджимают - на 18 октября назначено собрание акционеров PetroKazakhstan, которое должно одобрить сделку с CNPC. К этой дате новый закон должен быть подписан.

Знаете, что удивительно? То, что правительство, пусть тщетно, но пытавшееся дистанцироваться от связки "Астана против British Gas" во время первого принятия поправок в законодательство, ныне не скрывает, что его действия направлены против PetroKazakhstan. Министр энергетики Владимир Школьник открыто заявляет: если к 18 октября будут приняты поправки, мы можем сказать акционерам PetroKazakhstan: "Извините, у нас принят закон, у нас есть преимущественное право на приобретение PetroKazakhstan, вы совершили сделку, не согласовав с нами". Конечно, акционеры могут в ответ резонно возразить: sorry, но мы подписали соглашение с китайской компанией до принятия закона, который, как известно, в цивилизованном обществе обратной силы не имеет. Но министр Школьник уверен, что до подобной коллизии дело не дойдет, и акционеры, решая, одобрить сделку или отказаться от нее, должны иметь в виду, что необходимо принимать во внимание законодательство, "действующее на момент проведения акционерного собрания по этому вопросу, а не на момент подписания сторонами какого-либо документа о намерении совершить сделку".

В этой ситуации больше всего жаль (исключительно с точки зрения бизнеса) CNPC. Представьте, вы успешный бизнесмен, договариваетесь о покупке не менее успешной, пусть и очень скандальной, компании. Компания владеет крупным месторождением, современным нефтеперерабатывающим заводом, и за нее не жалко отдать 4,18 млрд долларов. И когда вы уже фактически ощущаете приобретенное богатство, на сцене появляется долго молчавшее до этого государство. И спешно пытается отобрать у вас не только месторождение (запрос парламента по поводу возможного отзыва у Petro лицензии на разработку Кумколя), не только Шымкентский НПЗ (долгие кулуарные переговоры об условиях сделки), но и вообще компанию в целом. Здесь еще появляется третья сила в лице компании " ЛУКойл", имеющей обширные связи на казахстанском нефтяном рынке и желающей забрать у PetroKazakhstan компанию "Тургай Петролеум". И свои действия государство (мы не рассматриваем действия третьей силы) облачает в законную обертку: вот они, изменения в законодательстве, изучите и примите к сведению. Не хотите играть по нашим правилам, тогда вообще играть не будете.

Г-н Школьник также признается в своем негативном отношении к владельцам PetroKazakhstan: они, мол, некорректно поступили, не уведомив казахстанские власти о предстоящей продаже компании. Однако насколько корректны действия правительства, в сущности не обращающего внимания на интересы иностранных инвесторов, пока остается неясным. Действующие на местном рынке иностранные игроки опасаются давать жесткие комментарии. Кто его знает, вдруг отечественные чиновники еще что удумают. Сомнений в том, что официальная Астана должна прежде всего отстаивать национальные интересы, нет. И добыча нефти и газа на территории страны, скорее всего, должна находиться под контролем государства. Но подобные законодательные метания не делают чести правительству, свидетельствуя о том, что реальной стратегии по государственному контролю за недропользованием у чиновников нет. И дело пока ограничивается лишь поспешными принятиями законов по каждому конкретному конфликтному случаю.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом