Мячом по доходам

Футбол - это не просто спорт, это бизнес, причем крупный и высокодоходный. Главное, чтобы выбранные владельцами спортивных клубов бизнес-стратегии оказались верными

Мячом по доходам

Мадридский "Реал" в списке самых богатых футбольных клубов мира потеснил английский "Манчестер Юнайтед", который занимал первое место на протяжении последних восьми лет. Годовые доходы испанского клуба составили 275,7 млн евро, что на 17% больше, чем годом ранее. Доходы же бывшего лидера, напротив, снизились на 2,3% до 249 млн евро.

"Реал" - чемпион по доходам

С 2000 года, когда на очередных выборах президентом клуба выбрали Флорентино Переса, "Реал" начал активно скупать "галактических" игроков. Первым стал Луиш Фигу, через год испанский клуб приобрел у "Ювентуса" Зинедина Зидана, в 2002 - Рональдо, в 2003-м - Дэвида Бекхэма, а в 2004 году - Майкла Оуэна.

Расчет руководства "Реала" прост - чем больше клуб потратит на покупку футбольных звезд, тем больше он получит от удачного выступления команды. С одной стороны, такая стратегия оправдала себя - доходы "Реала" стали действительно выше, но только не за счет побед на футбольном поле. Дело в том, что по условиям контрактов, заключенных испанским клубом с новыми игроками, половина доходов, получаемых последними от участия в различных рекламных кампаниях, отходит "Реалу". У одного только Бекхэма общая сумма рекламных контрактов составляет 50 млн долларов. "Если речь идет о маркетинге, то Бекхэм - самая важная фигура в современном футболе", - говорит спортивный директор мадридцев Эмилио Бутрагеньо.

Благодаря "звездному" составу мадридской команды увеличились продажи продукции с клубной символикой и билетов (после прихода того же Бекхэма доходы клуба от мерчендайзинга выросли на 67% в его первый сезон, а затем возросли еще на 6,5% в прошлом игровом году), также выросли доходы от телевизионных трансляций. Плюс ко всему "Реал" заключил новые спонсорские соглашения. В 2002 году официальным спонсором "Реала" стала компания Siemens, специализирующаяся на производстве мобильных телефонов. Помимо нее у мадридского клуба заключены контракты с такими крупными компаниями, как Adidas и Pepsi. Все спонсоры принесли в казну клуба 116 млн евро. Всего же от своей коммерческой деятельности "Реал" получает 42% доходов (до прихода Переса эта строка доходов не превышала и 10%), от продажи билетов - 26, от телекомпаний, транслирующих игры клуба - 24 и еще 8% - от предсезонных поездок по азиатским странам. За одну игру "Реала" на своей территории такие страны, как Япония, Китай и Корея, платят по 3 млн евро. А Бахрейн и Южная Африка и вовсе готовы раскошелиться на 10 и 6 млн евро соответственно, лишь бы испанская команда провела матч на их поле.

"Звезды" - удовольствие дорогое

Однако большую часть заработанных средств клуб тратит на зарплаты игроков и работников. На сегодняшний день это примерно 52%, в следующем году планируется снизить эту цифру до 47%. К тому же большая часть тратится на покупку игроков. Например, трансфер Луиша Фигу из "Барселоны" обошелся мадридцам в 37 млн фунтов стерлингов, а в этом году права на него "Реал" уступил "Ливерпулю" всего за 3 млн. За Зидана мадридский клуб заплатил 47 млн фунтов стерлингов (причем ему пришлось продать несколько спортивных сооружений), за Рональдо - 29 млн, а за Бекхэма - 22 млн фунтов стерлингов. Некоторые аналитики убеждены, что подобные расходы не слишком оправданны. "Несмотря на то что доходы футбольных команд продолжают расти, расходы на покупку новых игроков растут гораздо быстрее, не говоря уже о заработной плате. Рано или поздно этот финансовый пузырь лопнет, - говорит Том Кэннон, профессор лондонского университета "Кингстон". - Как только с проблемами столкнется один клуб, за ним неминуемо последуют и другие".

Тем более что покупка футбольных "звезд" если и оправдывает себя с маркетинговой точки зрения, то никак не оправдывает с точки зрения улучшения качества игры. В сезоне 2002-2003 года "Реал" проиграл "Ювентусу" в полуфинале Лиги чемпионов, через год он выбыл на стадии четвертьфинала. Наибольшим успехом для команды стал выигрыш Суперкубка Испании в 2003 году. А ведь неудачи на футбольном поле негативно повлияют и на доходность клуба, потому что игроки нерезультативной команды станут непопулярными и перестанут быть раскрученными брендами, за которые, в общем-то, все и готовы платить немалые деньги.

Однако не один "Реал" делает ставки на "галактических" игроков. В 2001 году английский клуб "Манчестер Юнайтед" (МЮ) приобрел сразу трех дорогих футболистов - Рууда ван Нистелроя за 19 млн фунтов стерлингов, Хуана Себастьяна Верона (28 млн) и Рио Фердинанда (30 млн). Алекс Фергюссон, главный тренер МЮ, сказал, что подобные суммы оправданны, поскольку эти футболисты способны внести весомый вклад в будущий рост доходов команды. В том же году итальянский "Ювентус" купил у "Пармы" защитника сборной Франции Лилиана Тюрама за 32 млн долларов.

Вообще, "трансферты" игроков из одной команды в другую - это достаточно обычное явление. Практически все клубы регулярно приобретают и продают права на кого-то, разница лишь в суммах. Например, максимальная сумма, с которой готова расстаться мюнхенская "Бавария", - 5 млн фунтов. "В Англии, Шотландии, Испании и Италии владельцы команд и болельщики настолько любят свои команды, что эта любовь подчас граничит с фанатизмом. Совет директоров требует от команды успешного выступления, владелец команды тоже. Они хотят, чтобы успех пришел сразу. Именно поэтому на покупку игроков тратятся такие безумные деньги. Во Франции, Германии и скандинавских странах все по-другому", - считает Том Кэннон.

Кроме того, не все клубы являются столь доходными, как "Реал" и МЮ. В Англии, например, большая часть профессиональных клубов, а их на сегодняшний день 92, убыточны. Поэтому многие либо "растят" собственных игроков, либо покупают молодых, но перспективных футболистов за небольшие суммы. Кстати, также поступает и "Реал", чья селекционная служба считается лучшей в мире. Если же по каким-либо причинам приобретенный игрок не может попасть в состав, то его отдают в аренду либо оставляют в той же команде. Правами же на него владеет "Реал", чьи агенты за ним следят, а в нужный момент отправляют в Мадрид.

Разные подходы

Есть несколько подходов к управлению клубами их владельцами: некоторые рассматривают клуб как "золотого тельца", долженствующего приносить большие капиталы, для других - это дорогой трофей. Причем тех, кто считает футбольный клуб источником доходов, намного больше. Среди них американский предприниматель Малкольм Глэйзер, который в нынешнем году приобрел "Манчестер Юнайтед". Для этого ему пришлось влезть в большие долги, и сейчас он всеми возможными способами пытается обеспечить своему клубу высокие доходы. Например, он намерен повысить цены на билеты на 54% в течение ближайших четырех лет, что привело к возмущению болельщиков, которые с самого начала были против продажи МЮ американцу. В данный момент от билетов и продаж в день матча "Манчестер" зарабатывает 36% доходов, еще 37% - от продажи прав на телетрансляцию своих матчей и 27% - от коммерческой деятельности.

Роман Абрамович, купивший "Челси", напротив, больше вкладывает в клуб. Только в прошлом году он предоставил 217 млн долларов, так как "Челси" понес убытки в размере 166 млн. Однако, несмотря на это, клуб сумел выделить 330 млн долларов на покупку новых игроков и повысить зарплаты футболистам в два раза, что в сумме составило 217 млн долларов. И инвестиции оправдываются: в прошлом году "Челси" вышел в полуфинал Лиги чемпионов, в нынешнем - выиграл чемпионат Англии. Отсюда выросли и доходы, и интерес со стороны спонсоров. Сейчас лондонский клуб ведет переговоры о заключении спонсорского контракта с Adidas. Пятнадцатилетний договор предусматривает, что "Челси" ежегодно будет получать по 20 млн фунтов стерлингов, что в сумме составит 300 млн. Это должно помочь "Челси" стать финансово независимым от Романа Абрамовича.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?