Оркестры и голоса

В начале сентября в Алматы прошел третий музыкальный фестиваль «Парад оркестров»

Оркестры и голоса

Уже третий год его организует акимат города при спонсорской и информационной поддержке компаний и изданий. Как и в прошлом, в этом году главными действующими лицами фестиваля стали наши отечественные оркестры: два оркестра этнической музыки — фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы» им. Тлендиева и Государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, а также симфонический и духовой оркестры РК. Парад проходил на площади перед Дворцом Республики. Билет на сидячие места стоил 1000 тенге. Но все желающие могли послушать и посмотреть на происходящее бесплатно, стоя за ограждением.

О деталях

К сожалению, звук не всегда отличался качеством и дальше от сцены, особенно за пределами импровизированного зала под открытым небом, оставлял желать лучшего. Этого часто сложно избежать на концертах open air — ведь стен вокруг нет. Настройка звука — по-прежнему слабое место музыкальных событий в Алматы. Нередко приглашенные звезды, оплаченные немалыми гонорарами, обесценивают свои вокальные данные и талант из-за беспечного отношения организаторов к этому важнейшему аспекту выступлений. Но справедливости ради стоит заметить, что сидящим в первых рядах (я как раз была в их числе) жаловаться на звук почти не пришлось. Лишь выход на сцену популярного итальянского тенора Алессандро Сафина начался с очевидных неполадок. Но голос певца звучал настолько сильно и проникновенно, а исполненный им популярный репертуар так трогал за душу, что звуковые оплошности быстро сгладились и забылись. В целом  за три вечера моментов патетических, трогательных и вызывающих мурашки, было немало. Сила музыки и голоса велика, а классика обладает целительными для души свойствами. Прежде всего — она создает хорошее настроение, и это участникам «Парада» удалось осуществить: публика была довольна. У нас хорошие профессиональные оркестры. Они вполне заслуженно могут стать предметом гордости и визитной карточкой казахстанской культуры.

Несущиеся по степи

В первый вечер слушателей ждала этническая программа. Народные оркестры исполнили произведения казахских авторов Тлендиева, Хамиди, Брусиловского, Жубановой. Также прозвучали известные классические произведения в оригинальной аранжировке для народных казахских инструментов. Знаменитые «Антракт» Бизе и «Танец с саблями» Хачатуряна в репертуар оркестра попали не случайно: эти ритмичные произведения близки по характеру казахской народной музыке, в которой превалирует ритм скачки. Публика смогла послушать, как звучат знаменитые классические произведения в аранжировке для оркестра народных инструментов — не только для всем известных домбры и кобыза, но и древних струнных: жетыген, шертер, шан-кобыз, мес-кобыз, сырнай и саз-сырнай и сыбызгы, а также ударных — асатаяк, дауылпаз, туяк-тас, конырау и кайрак.

В этот вечер на сцене пела лауреат международных конкурсов и «Золотой маски» в Москве Альфия Каримова. Сочное сопрано певицы звучало, игриво переливаясь. Певица родом из Уфы. Однажды на гастролях в Казахстане она встретила одного из лучших баритонов нашей страны, Болата Жомартова, и выбрала его в спутники жизни. И теперь она — наша соотечественница. Бонусом сверх концертной программы стало выступление ветерана оперной сцены, выдающейся советской казахской певицы, обладательницы лирико-колоратурного сопрано Бибигуль Тулегеновой.

[inc pk='1123' service='media']

Несколько раз в течение вечера на сцену выходил казахстанский бэнд MEZZO. Приятно, что все его участники — наши соотечественники, студенты консерватории им. Курмангазы. Музыканты работают в направлении классического кроссовера — стиля, представляющего собой смесь классики с поп-, рок- и электронной музыкой. MEZZO был создан в прошлом году четырьмя талантливыми молодыми людьми и исполняет песни на разных языках мира из репертуара таких певцов, как Andrea Bocceli, Il Divo, Josh Groban, Alessandro Safina, Elton John — и не только. Но особенно удался ребятам советский хит Арно Бабаджаняна «Ноктюрн» на слова Роберта Рождественского, который исполняли Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев.

Обещанного, но так и не приехавшего выдающегося китайского скрипача Менгла Хуанга заменил итальянский певец из Лондона, полюбивший Казахстан и обосновавшийся у нас Сон Паскаль, успевший прославиться здесь перепевкой мирового хита Стинга, посвященного Шымкенту — Englishman in Shymkent. Снятый на эту песню клип собрал в Интернете рекордное количество просмотров. Правда, на этот раз поп-певец эту песню петь не стал — видимо, сочтя ее не совсем подходящей к концепции мероприятия, а исполнил две казахских песни: «Косни корлан» и «Козiмнiн карасы».

Под итальянской луной

Второй день, на мой вкус, оказался самым насыщенным по программе и самым интересным. Государственный академический симфонический оркестр во главе с дирижером Вагом Папяном стал основой и поддержкой для выступивших в тот вечер солистов. В его исполнении звучали как сложные, так и популярные классические произведения. Зал в восхищении слушал сильного тенора и красивого мужчину Александро Сафино. Правда, первый номер — пение под электронную фонограмму — мне показался не слишком удачным. К тому же микрофон предательски «фонил», а громкость синтетической музыки была явно превышена. Все это не слишком вписывалось в концепцию «живого звучания» фестиваля. Хотя оно, возможно, и было оправданно исполнительским стилем самого Сафина, который сам определил его как рок-оперу. Но ситуация быстро поправилась, когда к делу подключились музыканты на сцене, и пение Сафина в сопровождении симфонического оркестра зазвучало аутентичнее. Красивый и сильный голос, раскрепощенная артистичная манера поведения на сцене итальянского певца сразу завоевали сердца аудитории. Очаровали публику любимые народом хиты Luna и Time To Say Good-bay (в дуэте с Альфией Каримовой), а также исполненная на бис «Санта Лючия». Закончился вечер потрясающими по мелодике и ритмике «Половецкими плясками» из оперы Бородина «Князь Игорь» в исполнении хоровой капеллы им. Байкадамова.

[inc pk='1124' service='media']

Роковый оркестр

Третий, заключительный вечер был посвящен рок-музыке. Хиты рока исполнил Государственный духовой оркестр. Аранжировки для них написал дирижер Саратовского концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд», дипломант всероссийского конкурса молодых дирижеров, преподаватель консерватории Денис Марьев. Солисты рок-концерта — бас-гитарист Вахтанг Торели и певица Ирина Левина — тоже из Саратова. Ирина — выпускница Саратовской государственной консерватории им. Собинова, и, хотя у нее академическая специализация, она успешно сочетает классическую и эстрадную манеры пения. Ирина — солистка Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке, а также активная участница большинства концертных программ «Волга-Бэнд» и гастролирует совместно с этим коллективом по городам России и ближнего зарубежья. В основном музыканты исполняли хиты из репертуара группы Scorpions, Metallica и Queen, а также прозвучали композиции групп Kiss, Deep Purple, The Beatles, Helloween. В частности, публика услышала: I Was Made For Lovin’ You — Kiss, Hurricane 2000 — Scorpions, Wind of Change — Scorpions, It’s My Life — Bon Jovi, Oh, Darling! — The Beatles, Who Wants to Live Forever — Queen. Несмотря на своеобразное, моментами даже забавное оркестровое переложение и почти удавшуюся попытку создать атмосферу рок-концерта и расшевелить зал (на сцене «зажигали» все — от солистов и дирижеров до рядовых оркестрантов, пускавшихся в пляс и крутящих сальто), все же рок в исполнении оркестра — уже не рок, а что-то другое. Единственное, что остается неизменным и отличает рок от классической музыки, даже если его играет оркестр, — вызываемое им меланхоличное, а временами и депрессивное настроение. Агрессия, свойственная многим композициям, улетучивается, но печаль и трагичность, пусть не очевидно ощутимые, все же навсегда впаяны в структуру этой музыки. Это принципиально отличает рок от классики, вызывающей ощущение легкости и жажду бытия.

Подытожить статью хочется словами дирижера симфонического оркестра Вага Папяна: «Классическая музыка — область консервативная. Менять что-то нужно. Есть молодежь, которая интересуется классической музыкой, а есть и те, кто считает ее “отстойным” пережитком прошлого. Последние немного похожи на грабителей, которые грабят сами себя. Ведь эта музыка имеет огромную силу воздействия, она способна менять человека». Такие вечера, несмотря на их развлекательную ориентацию, все же приближают людей к классическому искусству, дают почувствовать красоту и мощь музыки и понимание того, чем возвышенное отличается от низменного.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом