Деньги - вода

Проблема обеспечения населения питьевой водой остается актуальной для Казахстана. Сократить бюджетные потери, которые наблюдаются при реализации госпрограммы "Питьевые воды", можно за счет разработки механизма оценки и контроля за реализацией инвестиционных проектов

Деньги - вода

Расходы Министерства сельского хозяйства на развитие водной программы в 2006 году будут сокращены в сравнении с расходами 2005 года на 2,8 млрд тенге. Об этом заявил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов в ходе презентации законопроекта "О республиканском бюджете на 2006 год". Данные сокращения министр мотивирует опытом прошлых лет, когда увеличение государственных ассигнований на программу развития водного хозяйства не привело к достижению намеченной цели. По его мнению, такое положение дел обусловлено техническими недоработками и отсутствием согласования между исполнителями программ. "Программа должна реализовываться совместным финансированием республиканского и местных бюджетов, однако администраторы не проработали их финансирование, - заявил г-н Келимбетов. - Это показатель сегодняшней готовности администраторов программ и акиматов обеспечивать население питьевой водой".

Вместе с тем проблема обеспечения качественной питьевой водой остается актуальной для жителей ряда регионов Казахстана. По данным Азиатского банка развития, количество населения, обслуживаемого централизованными системами водоснабжения, ежегодно сокращается на 3-5%. В среднем 70-75% городского населения потребляют водопроводную воду. В сельской местности только 60% населения имеют доступ к такой воде. Остальные пользуются водой из локальных источников (скважины, родники, реки и пруды) или привозной водой. Помимо этого, существует большой износ основных фондов водоснабжения республики. Техническая экспертиза, проведенная по линии Агентства РК по регулированию естественных монополий, показала износ сооружений городских водоканалов на уровне 70%, в Таразе и Талдыкоргане -78%, в Атырау - 80%. Суммарные потери воды при этом доходят до 30-50%. Ветхие коммуникации теряют 250-300 тыс. кубометров воды в сутки.

Для решения проблемы по замене ветхих водопроводных сетей, модернизации существующих и строительства новых сооружений правительством и была утверждена отраслевая программа "Питьевые воды" (2002-2010 годы), администратором которой является Министерство сельского хозяйства. Программа оценена в 115,1 млрд тенге, и эксперты настаивают на увеличении объема инвестиций: при нынешнем объеме бюджетного финансирования программы "Питьевые воды", качественной питьевой водой к 2010 году будут обеспечены только 65% казахстанцев.

О необходимости расширения финансирования говорят и в Комитете по водным ресурсам (КВР). В результате уточнения программы ее бюджет следует увеличить до 305-310 млрд тенге. Возможность увеличения финансирования в комитете связывают с улучшением экономической ситуации. "Сегодняшняя экономика позволяет реализовать программу во всех сельских пунктах, нуждающихся в построении или реконструкции водных коммуникаций. Так, если в 2002-2004 годах удалось улучшить водообеспечение в 1251 населенном пункте, то сегодня мы можем вовлечь в программу дополнительно 6409 сельских пунктов, так как общее число населенных пунктов, требующих улучшения водоснабжения, составляет 7660", - говорит заместитель председателя КВР Нурлан Атшабаров.

При этом, помимо государственных средств, водные программы республики активно финансируются правительствами других стран и международными финансовыми организациями. Например, правительство Японии выделило в рамках двух проектов техническую помощь на общую сумму 300 тыс. долларов США. Дополнительно осуществляется проект водоснабжения и канализации сельских территорий (общая стоимость 65 млн долларов США, рассчитан на 2004-2009 годы), который входит в республиканскую отраслевую программу "Питьевые воды" и который, помимо средств республиканского бюджета, спонсируется Азиатским банком развития (34,6 млн долларов) и Исламским банком развития (10 млн долларов).

Парадокс цели

Оценивая негативно реализацию инвестиционных проектов, г-н Келимбетов, безусловно, прав. На выполнение "Питьевых вод" в 2002-2004 годах республиканским бюджетом выделено 16,7 млрд тенге. Однако, по данным Счетного комитета республики, в реальности потрачено лишь 16,3 млрд тенге, а 409 млн тенге остались неосвоенными.

Складывается парадоксальная ситуация: при огромной потребности в деньгах они не осваиваются. По мнению многих специалистов, основная проблема реализации программы заключается в отсутствии качественно проработанных проектов, их четком технико-финансовом обосновании, в координации проектов и реальном контроле за их исполнением. Дело в том, что восстановление водоснабжения на селе финансируется из республиканского бюджета, а источником средств для городов являются местные бюджеты. При этом "сельские деньги" имеют проблемы с освоением, а в городах бюджеты выделяют либо недостаточное количество денег, либо не находят на водоснабжение средств вообще. Поэтому Счетный комитет в годовом отчете указал на отсутствие координационного совета при Министерстве сельского хозяйства по контролю за реализацией программы. Более того, не разработаны и не утверждены стратегия и генеральная схема водообеспечения страны, отраслевые стандарты, методические указания и инструкции по вопросам водоподготовки, водоподачи и эксплуатации систем водоснабжения. При этом подготовка и утверждение проектно-сметной документации, проведение конкурсов и контроль за выполнением подрядчиками работ в сельской местности производились Водным комитетом без участия местных исполнительных органов. Такая схема привела к неэффективному и необоснованному использованию средств республиканского бюджета. Счетный комитет отметил слабый уровень мониторинга реализации программы "Питьевые воды" акиматом Актюбинской области. В 2003-2004 годах мероприятия, предусмотренные данной программой в части создания новых и реконструкции существующих систем водоснабжения, ресурсного и нормативно-правового обеспечения отрасли, в полном объеме не выполнены. Так, из 22 предусмотренных по плану мероприятий на сумму 568,3 млн тенге реализовывались 7 мероприятий на общую сумму 236,2 млн тенге, в том числе из местного бюджета - 8,4 млн тенге. Аналогичные недостатки установлены и в Акмолинской области. По Карагандинской области отмечено использование средств не по целевому назначению на сумму 7,8 млн тенге.

Еще одна проблема - низкий профессиональный уровень подготовки технической и сметной документации в районах, приводящий к занижению или же завышению сумм проектов, а зачастую и к банальной коррупции. "В регионах качество проектирования довольно слабое, плохая строительная база. При проведении тендеров используется демпинг. Все это множится на недостаточную ответственность местных исполнительных органов по контролю за строительством и принятием в эксплуатацию объектов", - говорит президент Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению Казахстана "Казахстан Су Арнасы" Валерий Сюндюков.

Так, Счетным комитетом выявлен факт внесения дополнения и изменения в проект по реконструкции и ремонту водохозяйственных сооружений города Шалкара Актюбинской области акиматом района на сумму 78,4 млн тенге в сторону увеличения. Так как при его подготовке проектировщиком были использованы устаревшие отчеты и инженерные изыскания 1974-1992 годов. При этом, несмотря на существенные недостатки, первоначальный проект прошел государственную экспертизу в ДГП "Актюбгосэкспертиза".

"Водное хозяйство в настоящее время нуждается в значительных инвестициях, однако стоит задача не просто направить финансовые ресурсы в этот сектор, а добиться от них максимальной отдачи экономического, социального и экологического плана, - считает Лариса Гусева, ученый секретарь Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК. - При этом большое значение имеет оценка результативности планируемых программ и связанных с ними мероприятий. Уже сейчас необходимо определить основные требования для разработки эффективной системы мониторинга за ходом выполнения мероприятий".

Нужен хозяин

Бесспорно, реализация программы "Питьевые воды" значительно улучшила ситуацию с водоснабжением. "К плюсам можно отнести достаточно высокий уровень услуг водоснабжения в сельских районах (круглосуточная подача водопроводной воды и наличие источников воды, удаленных не более чем на 100 метров от домохозяйств), активное содействие Департамента здравоохранения в процессе мониторинга качества воды и ее потребления в сельских районах, - считает международный консультант проекта технической помощи "Уточнение отраслевой программы "Питьевые воды" по линии АБР Артур Макинтош. - Программой предусмотрены значительные ресурсы. В связи с этим основной задачей становится их эффективное использование. В этом смысле фактор времени приобретает самое большое значение с учетом ряда аспектов, таких как суровый климат, быстрое ухудшение состояния существующей инфраструктуры, ограниченные человеческие ресурсы, а также время, ежегодно затрачиваемое на распределение утвержденных бюджетных ресурсов и сложный процесс закупок, что в комплексе может серьезно помешать ходу реализации отраслевой программы. К другим сложностям относится не только обеспечение населенных пунктов водой, но и создание систем ее распределения между пользователями, а также отсутствие организаций, способных обеспечить надлежащие эксплуатацию и обслуживание этих систем".

То, что в государстве находятся деньги для поддержания водоснабжения - положительный момент. Однако, сузив свою роль до финансирования программ, да и то частичного, так как городские проекты остались на попечении акиматов, правительство отправило стратегически важную отрасль в "дрейф". Существующая концепция развития водного хозяйства РК не отражает стратегии развития коммунального водоснабжения и водоотведения городов и населенных пунктов республики. Данные сферы не регулируются государством за исключением тарифной политики и ценообразования. "Ни один из центральных исполнительных органов не отвечает за государственную политику в области коммунального водоснабжения, потому что политики как таковой и нет", - считает г-н Сюндюков. В этой связи президент ассоциации высказывается за создание государственной концепции развития систем водоснабжения и водоотведения, а также за образование уполномоченного госоргана.

"Если говорить о городском секторе, то здесь наблюдается необходимость в оценке работы водоканалов, которые не подчиняются ни одному республиканскому органу. В мировой практике городские тарифы на воду обычно рассчитываются на основе критерия ценовой доступности, поэтому уровень таких тарифов значительно выше, чем в Казахстане, и это позволяет напрямую осуществлять финансирование на развитие непосредственно из доходов от уплаты тарифов, - говорит г-н Макинтош. - Возможно, наиболее сложным вопросом в ходе реализации отраслевой программы "Питьевые воды" станет необходимость создания сильного и независимого государственного органа, отвечающего за водные ресурсы в целом и администрирование самой программы в частности".

Данный орган может быть организован на базе Комитета по водным ресурсам, так как комитет является оператором отечественных водных программ. В июле 2004 года в парламент были внесены проекты законов "О водоснабжении и водоотведении" и "Об изменениях и дополнениях в Водный кодекс РК". В них как раз предусматривалось создание государственного органа. Однако эти документы до сих пор не приняты. Основные причины - нерешение вопроса о его финансировании и несовпадение взглядов различных министерств на компетенцию и структуру данных документов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?