Чье дело правое?

Правительство Казахстана вновь рассматривает возможность запрета на ввоз в страну автомобилей с правым рулем

Чье дело правое?

Количество автомобилей в Казахстане с каждым годом увеличивается. Только за последние три года в страну импортировано порядка 500 тыс. машин. Причем если еще лет пять назад японские авто с правым рулем были в диковинку на казахстанских дорогах, то сегодня они становятся все более распространенными. По мнению специалистов, японские транспортные средства характеризует в первую очередь высокое качество. Дело в том, что на внутреннем рынке Японии царят очень жесткие технические требования. И даже далеко не новый автомобиль все же находится в отличном состоянии, при этом он на 20-30% дешевле автомобилей с левым рулем. Получается, что в соотношении цена/качество японские машины намного выгоднее своих европейских аналогов. Эти факторы и являются определяющими спроса на эти машины. Сегодня, по данным департамента дорожной полиции МВД, в Казахстане зарегистрировано более 60 тыс. автомобилей с правым рулем, из них более 24 тыс. завезено в этом году.

Нерадостная статистика

Еще в прошлом году Виктор Храпунов (тогда аким Алматы) инициировал запрет на ввоз и эксплуатацию праворульных машин в южную столицу. Но несколько сот владельцев "праворулек" собрались на митинг протеста, и премьер-министр Даниал Ахметов своим постановлением отменил решение городского акимата.

Сегодня против ввоза "нестандартных" машин выступило Министерство внутренних дел республики. Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения рекомендует принять решение о запрете уже в I полугодии 2006 года. При этом имеющийся правосторонний транспорт предлагается оставить до его полного износа.

По словам председателя центрального совета Союза водителей страны Талгата Жанабаева, несмотря на все свои плюсы, праворульные автомашины все же непригодны для езды на наших дорогах. "Нестандартное видение дороги приводит водителя к повышенной утомляемости и нервозности за рулем. А из-за худшего обзора реакция водителя запаздывает, соответственно, остается меньше времени на принятие решения в чрезвычайных ситуациях", - говорит г-н Жанабаев.

В МВД приводят в качестве аргументов статистику по дорожно-транспортным нарушениям. Как сообщил "Эксперту Казахстан" начальник отдела организационно-аналитической и профилактической работы департамента дорожной полиции МВД РК Мурат Баймукашев, за 9 месяцев текущего года по вине водителей произошло 8,8 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибло 2,2 тыс. человек, травмировано более 11 тыс. Из них 142 ДТП, в которых погибло 72, а травмировано более 200 человек, произошло по вине водителей, управляющих праворульными машинами.

"На мой взгляд, очень плохо, что ввоз праворульных автомобилей за последний год значительно активизировался. Ведь если сравнивать последствия ДТП с участием леворульных и праворульных машин, то во втором случае они гораздо тяжелее. Так, на 100 ДТП с левым рулем приходится 23 погибших, а на 100 аварийных ситуаций с правым рулем - 52", - пояснил Мурат Баймукашев.

Кто лоббирует запрет

В качестве одной из версий того, кто заинтересован в запрете на праворульные машины, автовладельцы говорят об усилившемся лобби официальных автодилеров. Одной из версий появления запрета считается желание пролоббировать интересы официальных дилеров. Сейчас в Казахстан можно завезти (для продажи на первичном рынке) только автомобили, адаптированные под климатические условия нашей страны. Ясно, что праворульные автомобили для нас не адаптируют. Кроме того, благодаря своей низкой стоимости и хорошему качеству автомобили с правым рулем составляют значительную конкуренцию новым леворульным машинам.

Дилеры свою причастность к возобновившемуся обсуждению опровергают. "Мы не лоббируем данный вопрос, но я лично против ввоза в страну праворульных автомобилей. Во-первых, статистика дорожного управления подтверждает, что смертность водителей машин с правым рулем выше, чем с левым. Во-вторых, данные авто, как правило, имеют 7-8-летнюю амортизацию, а значит, наносят вред экологии", - заявил "Эксперту Казахстан" президент компании "Астана Моторс" Нурлан Смагулов.

Слухи о том, что ввоз праворулек влияет на продажи официальных дилеров, руководство "Астана Моторс" также опровергло, предоставив данные по продажам - в текущем году продажи по всем брендам в среднем увеличились на 60%, по отдельным брендам - до 100%. Согласно оценкам экспертов, в целом рынок официальных продаж автомобилей вырос на 40%.

Владельцы бизнеса по ввозу праворульных машин говорят о том, что данный запрет будет ущемлять права человека, в частности, право выбора более дешевого и качественного автомобиля. "Если все-таки запрет вступит в силу, получится, что наш бизнес останется просто вне закона. Мы, естественно, рассматриваем возможность проведения акций протеста. На мой взгляд, появится больше "серых" схем ввоза автомобилей из Японии", - поделился с "Экспертом Казахстан" владелец компании, занимающейся ввозом праворулек, пожелавший остаться неизвестным. При этом он не стал комментировать данные о том, что праворульные автомобили в нашей стране (как и в любой стране с правосторонним движением) являются источником повышенной опасности на дорогах.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности