Cовременный роман

Непреходящие ценности

Cовременный роман

Керуак Дж. В дороге. - СПБ.: Азбука-классика, 2004. - 379 с


"В России пашут на Государство, здесь - на Расходы. Люди день за днем стремглав несутся на бессмысленные работы, видишь, как они кашляют в метро на заре. Они проматывают свои души на такие вещи, как "квартплата", "приличная одежда", "газ и электричество", "страховка", ведут себя как крестьяне только что от сохи и так ужасно довольны, что могут покупать всякие княки и прибамбасы в магазинах... У меня есть задумка еще одного романа - "На дороге", о котором я не перестаю думать: два парня стопом едут в Калифорнию в поисках того, чего на самом деле не находят, и теряют по дороге себя, возвращаясь обратно в надежде на что-то еще..." - писал в 1949 году в своих дневниках Джек Керуак.

Времена битников давно прошли. И вряд ли бит сможет остаться прежним, превратившись в моду, религию, в лейбл на продажу, в наследие для гордости и личностной самоидентификации. Благодаря "битому" поколению, изобретшему контркультуру, протест, он наконец был социализирован и стал неотъемлемой частью состояния современной культуры. Протест приобрел официальный статус. Контркультура превратилась, почти по Гегелю, не только в палеонтологию, но и в эмбриологию духа, став стадией развития индивидуального сознания, необходимым этапом его социализации, частью личной и коллективной истории посттрадиционного общества. Протест - дело молодых. Их право - бунтовать, носить вызывающую одежду, изобретать свою манеру поведения, высказывать крамольные мысли и хотеть изменить существующую систему. Но после бурной либерализации дух входит в состояние консервации. Протест стал легальной стадией, но стадией перехода. Наш бытовой язык указывает на это: молодой - перебесится!

Бит очень быстро превратился в представление о бите. Вырванный из жизни, он стал ее образом, стилем, маньеризмом. Когда появился ярлык "битник" - спонтанность стала манерой. Джеку Керуаку, Алену Гинзбергу, Уильяму Берроузу, при жизни которых это случилось, пришлось бунтовать еще и против этого. Но тщетно, персонажи, однажды созданные автором, продолжают дальше жить своей жизнью. Но несмотря на пафос невозвратимости, бит переживает перманентный ренессанс в массовой культуре. Этот привлекательный для современных поколений образ открывает каждый раз новые грани. За поверхностным, манерой одеваться и говорить, в бите и по сей день остается нечто глубоко интимное и искреннее. Читая роман Керуака "В дороге", переживаешь чувство свободы и откровения от каждого мгновения жизни, неизменными атрибутами которой становятся природа и дорога.

Хотя система производства и потребления, призванная осуществить "американскую мечту", превратила ее в массовый штамп и идеологию, но для некоторых она открыла возможность искать нечто другое, прийти к свободе через "опустошенность", исключив себя из рутины производственного цикла, разрушив навязанный системой ритм существования.