Джентльменское предложение

Казахстан ведет активные переговоры с Всемирным банком о конвертации части внешнего долга путем выпуска ВБ производных ценных бумаг в тенге. Свое мнение по этому поводу высказали старший экономист регионального представительства Всемирного банка в Центральной Азии Педро Родригес и его коллеги

Джентльменское предложение

Какова общая сумма долга Казахстана перед Всемирным банком? Когда наступают сроки погашения по этому долгу?


Педро Родригес

- Согласно статистике Министерства финансов РК общий запас государственного и гарантированного государством внешнего долга на конец 2004 года составлял 3,366 млрд долларов, примерно одна треть которого (1,275 млрд долларов) относится к долгу Всемирному банку. К концу текущего года запас долга Всемирному банку значительно снизится - до менее 1 млрд долларов США. Это произойдет в результате досрочного погашения, о котором запросил Казахстан и который с одобрения Всемирного банка произошел в первом квартале этого года.

- Насколько интересным для Всемирного банка представляется предложение казахстанского правительства о конвертации части внешнего долга - сейчас речь идет о сумме 100 млн долларов?

- Из макроэкономических соображений Всемирный банк одобряет шаги, предпринимаемые Министерством финансов Казахстана: досрочное погашение внешнего долга и финансирование этих выплат частично за счет выпуска внутренних долговых обязательств и частично за счет использования общего финансового излишка страны. Эти действия соответствуют политике управления активами и пассивами, отмеченной Всемирным банком в последнем отчете по стране. Отчет рекомендует Казахстану продолжать сохранять в Национальном фонде часть нефтяных доходов для будущих поколений и при этом заимствовать в умеренных размерах, поскольку политика больших заимствований в других странах, богатых нефтью, привела к отрицательным чистым сбережениям в среднесрочном периоде.

Данная политика управления активами и пассивами, конечно, предполагает определенные уступки. Например, могут немного ухудшиться условия в целом по внешним и внутренним заимствованиям Казахстана: может вырасти средняя процентная ставка или уменьшиться средний срок погашения, или и то, и другое. Но эти "потери" будут незначительными, и о них нужно судить на фоне следующих преимуществ: повышение доступности финансовых инструментов для институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, установление ссылочных процентных ставок по основным срокам платежа (т.е. кривая доходности), сокращение валютных рисков и открытых валютных позиций Казахстана. Министерство финансов и Министерство экономики и бюджетного планирования РК хорошо осведомлены об этих уступках и работают над их расчетом и балансированием в рамках мероприятий по настройке и введению в действие своей среднесрочной политики управления активами и пассивами.

- Вы полагаете, что Казахстану может быть выгодно и дальше заимствовать на внешних рынках?

- Важно, чтобы казахстанская общественность понимала разницу между операциями по "запасу" и операциями по "приросту". А именно, замена внешнего долга на внутренний относится к операциям по "запасу" и никоим образом не противоречит принципу новых заимствований в умеренном размере (например, операции по "приросту"). В частности, Казахстану действительно может быть выгодно и дальше заимствовать небольшие суммы на европейских рынках, так как спред по облигациям с переменной ставкой позволит государству понимать оценки рынка экономической политики страны и ее перспектив. Мы также считаем, что Казахстану следует заимствовать умеренные суммы у международных финансовых учреждений, таких как Всемирный банк. Такие заимствования позволят сделать сбережения в общем объеме ресурсов, направляемых на конкретные государственные инвестиции, поскольку заимствования из международных финансовых учреждений, как правило, требуют применения международных стандартов по подготовке и реализации проектов, которые повышают прозрачность и подотчетность использования ресурсов и, таким образом, позволяют добиваться лучших результатов и нести меньшие затраты. Другими словами, политика обмена внешнего долга на внутренний не то же самое, что политика приведения запаса внешнего долга к нулю, и поэтому не противоречит принципу нового заимствования. Разумеется, что все те суммы, которые государственные предприятия занимают за рубежом, должны быть незначительными в отношении к общим уровням доходов и расходов государственного сектора Казахстана (в следующем году предполагается достижение отметки около 14 млрд долларов), а общие уровни внешнего долга должны снижаться в среднесрочной перспективе.

- И все-таки ВБ поддерживает казахстанские планы по конвертации?

- Для стран, располагающих неожиданно высокими доходами (в случае с Казахстаном неожиданно высокие доходы относятся к темпам добычи нефти и росту цен на нефть), типично стремление к накоплению активов и сокращению пассивов. Политика сокращения внешнего долга распространяется и на займы Всемирного банка.

Но пока Всемирный банк мало знаком с особенностями обмена долга, предполагаемого Министерством финансов Республики Казахстан совместно с другими экономическими ведомствами. Детализации требуют многие вопросы: например, объемы конвертации, насколько займы Всемирного банка входят в план конвертации, вид выпуска внутренних облигаций.