Апокалипсис личного характера

"Мисс Вайоминг" Дугласа Коупленда - роман (или сборник новелл-кирпичиков) о поисках себя, веры, смысла, уверенности - короче, всего того, что редко удается найти

Апокалипсис личного характера

Почти все знают, что Дуглас Коупленд - это канадский скульптор-дизайнер, который после облучения славой (соответственно, получения всяческих наград в области дизайна) стал писать эссе и очерки в различных канадских СМИ. Тогда-то он и получил заказ на социологическое эссе на тему "потерянного поколения". Коупленд взял аванс и пропал на полтора года, появившись с романом "Поколение X".

Ныне на русской книжной сцене представлено восемь книг Коупленда, включая в последнюю очередь переведенную (хотя и вышедшую пять лет назад) "Мисс Вайоминг".

Рядовым читателям, предпочитающим бытовую иронию от Дарьи Донцовой, максимум чем может помочь чтение "Мисс Вайоминг" - это запомнить название американского штата. Для всех остальных - перепаханное поле грусти и самоидентификации.

Джон Джонсон и Сьюзен Колгейт - более общих имен сложно сыскать - встретились за обедом во дворике ресторана "Плющ" на окраине Беверли-Хиллз. До этой встречи каждый из них уже многократно пытался найти себя через начало новой жизни, однако сколько бы сил и стараний не было на кон поставлено - удачного исхода задуманного не получалось. Напротив, от осознания еще большей беспомощности и тщетности попыток стало только хуже.

Сьюзен Колгейт - жертва модного мира многотысячной армии барби. Ее родительница - яркий представитель шоу-мамаш, так в Америке (или по замыслу Коупленда) прозвали женщин, положивших на заклание детство родных дочерей ради участия в конкурсах красоты. Но Сьюзен не похожа на большинство моделей, ей с детства хотелось узнать все про всех. Отсюда и сверхранняя мудрость в глазах, и желание убежать от всего света. Повзрослевшая Сьюзен становится второплановой актрисой категории "С". Возвращаясь с неудавшихся проб, Сьюзен оказывается на борту самолета, который терпит крушение. Благосклонность небес или земная неудача: Сьюзен, единственная, кто выжил из всех пассажиров, летевших злополучным рейсом. Сей толчок позволяет ей попробовать жить чужой жизнью - гулять в парике и неприкосновенно видеть мир, считающий тебя умершей. Сьюзен хватило на год. Потом она появилась в новостных сводках всего света как восставшая из мертвых актриса, к тому же страдающая амнезией.

Джон Джонсон - киношный продюсер, испытывающий всевозрастающий крах надежд и желаний. В результате передозировки он оказывается в реанимации - а что есть наркотики, как не инструмент бегства от реальности? Зависший над пропастью Джон без сознания возлегает на больничной койке, в галлюцинаторном бреду его умирающее сознание поднимается все выше, пока не упирается в блестящие двери станции "Мир". Тут его вниманию является образ Сьюзен Колгейт (с которой он пока еще не знаком), вещающий, что Джон должен выжить, пусть и переосмыслив массу вещей. Джон выздоравливает, раздает все свои миллионы, выбрасывает кредитки с документами и отправляется скитаться по Великой Всемогущей Америке, питаясь заплесневевшими гамбургерами "Макдоналдса", ночуя под мостами и очень быстро понимая, что в такой ситуации он никто. (Кстати говоря, у Джона Джонсона и его напарника Айвана МакКлинтока есть реальные прототипы: известный продюсерский дуэт Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер. Но в жизни, видимо, большой спасительной любви не случилось: в 1996 году Дон Симпсон скончался от передозировки).

После знакомства этих двух похожих и необычных индивидуальностей - Сьюзен и Джона - в их жизни появляется искра, подпитывается батарейка, заставляющая работать индикатор стремлений. И осознание, что жизнь была всего лишь заведомо фальшивой инсценировкой, переполняет обоих. Точно так же, как и на протяжении всего прошлого существования.

Персонажи Коупленда (даже второплановые) - пытающиеся восстановить позабытый контакт с природой, с другими людьми, с собой. Добравшись до иллюзорной вершины (будь то карьера или степень популярности), они чувствуют лишь пустоту в душе и дрожь в коленках. Жертвы мира-супермаркета, пробующие взломать спираль кармы.

Они бредут по скользкому Пластиковому Пути, не ведущему к гармонии, зато преподносящему американскую мечту как главную сверхцель. Эта идея, кстати, является заглавной во всех произведениях Коупленда - где-то с более ироничными интонациями, где-то со всепоглощающей депрессией и меланхолией, но без всякой тени морализаторства, без упреков и выводов. Коупленд вообще бредит концом света, его мир иначе, как бабьим летом человечества, и не назовешь. Не зря ведь главным хобби Дугласа является коллекционирование метеоритов.

При этом может показаться, что прогнозы г-на Коупленда на будущее мира, созревшего для Апокалипсиса, истеричны и неправдивы, хотя в реале он профессиональный футуролог (состоявший даже в числе консультантов спилберговского "Особого мнения"). Это человек с обостренным чувством времени, улавливающий что-то такое, что никому не приходит в голову; его интеллект устроен как глаза у Шумахера: оба видят то, что будет за поворотом.

Коупленд рассказывает о стержневом, и рассказывает искренне. Это исповедь большого любителя поговорить о главном со случайными прохожими на простом, быстром, пересыпанном остротами и притчами языке.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее