Апокалипсис личного характера

"Мисс Вайоминг" Дугласа Коупленда - роман (или сборник новелл-кирпичиков) о поисках себя, веры, смысла, уверенности - короче, всего того, что редко удается найти

Апокалипсис личного характера

Почти все знают, что Дуглас Коупленд - это канадский скульптор-дизайнер, который после облучения славой (соответственно, получения всяческих наград в области дизайна) стал писать эссе и очерки в различных канадских СМИ. Тогда-то он и получил заказ на социологическое эссе на тему "потерянного поколения". Коупленд взял аванс и пропал на полтора года, появившись с романом "Поколение X".

Ныне на русской книжной сцене представлено восемь книг Коупленда, включая в последнюю очередь переведенную (хотя и вышедшую пять лет назад) "Мисс Вайоминг".

Рядовым читателям, предпочитающим бытовую иронию от Дарьи Донцовой, максимум чем может помочь чтение "Мисс Вайоминг" - это запомнить название американского штата. Для всех остальных - перепаханное поле грусти и самоидентификации.

Джон Джонсон и Сьюзен Колгейт - более общих имен сложно сыскать - встретились за обедом во дворике ресторана "Плющ" на окраине Беверли-Хиллз. До этой встречи каждый из них уже многократно пытался найти себя через начало новой жизни, однако сколько бы сил и стараний не было на кон поставлено - удачного исхода задуманного не получалось. Напротив, от осознания еще большей беспомощности и тщетности попыток стало только хуже.

Сьюзен Колгейт - жертва модного мира многотысячной армии барби. Ее родительница - яркий представитель шоу-мамаш, так в Америке (или по замыслу Коупленда) прозвали женщин, положивших на заклание детство родных дочерей ради участия в конкурсах красоты. Но Сьюзен не похожа на большинство моделей, ей с детства хотелось узнать все про всех. Отсюда и сверхранняя мудрость в глазах, и желание убежать от всего света. Повзрослевшая Сьюзен становится второплановой актрисой категории "С". Возвращаясь с неудавшихся проб, Сьюзен оказывается на борту самолета, который терпит крушение. Благосклонность небес или земная неудача: Сьюзен, единственная, кто выжил из всех пассажиров, летевших злополучным рейсом. Сей толчок позволяет ей попробовать жить чужой жизнью - гулять в парике и неприкосновенно видеть мир, считающий тебя умершей. Сьюзен хватило на год. Потом она появилась в новостных сводках всего света как восставшая из мертвых актриса, к тому же страдающая амнезией.

Джон Джонсон - киношный продюсер, испытывающий всевозрастающий крах надежд и желаний. В результате передозировки он оказывается в реанимации - а что есть наркотики, как не инструмент бегства от реальности? Зависший над пропастью Джон без сознания возлегает на больничной койке, в галлюцинаторном бреду его умирающее сознание поднимается все выше, пока не упирается в блестящие двери станции "Мир". Тут его вниманию является образ Сьюзен Колгейт (с которой он пока еще не знаком), вещающий, что Джон должен выжить, пусть и переосмыслив массу вещей. Джон выздоравливает, раздает все свои миллионы, выбрасывает кредитки с документами и отправляется скитаться по Великой Всемогущей Америке, питаясь заплесневевшими гамбургерами "Макдоналдса", ночуя под мостами и очень быстро понимая, что в такой ситуации он никто. (Кстати говоря, у Джона Джонсона и его напарника Айвана МакКлинтока есть реальные прототипы: известный продюсерский дуэт Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер. Но в жизни, видимо, большой спасительной любви не случилось: в 1996 году Дон Симпсон скончался от передозировки).

После знакомства этих двух похожих и необычных индивидуальностей - Сьюзен и Джона - в их жизни появляется искра, подпитывается батарейка, заставляющая работать индикатор стремлений. И осознание, что жизнь была всего лишь заведомо фальшивой инсценировкой, переполняет обоих. Точно так же, как и на протяжении всего прошлого существования.

Персонажи Коупленда (даже второплановые) - пытающиеся восстановить позабытый контакт с природой, с другими людьми, с собой. Добравшись до иллюзорной вершины (будь то карьера или степень популярности), они чувствуют лишь пустоту в душе и дрожь в коленках. Жертвы мира-супермаркета, пробующие взломать спираль кармы.

Они бредут по скользкому Пластиковому Пути, не ведущему к гармонии, зато преподносящему американскую мечту как главную сверхцель. Эта идея, кстати, является заглавной во всех произведениях Коупленда - где-то с более ироничными интонациями, где-то со всепоглощающей депрессией и меланхолией, но без всякой тени морализаторства, без упреков и выводов. Коупленд вообще бредит концом света, его мир иначе, как бабьим летом человечества, и не назовешь. Не зря ведь главным хобби Дугласа является коллекционирование метеоритов.

При этом может показаться, что прогнозы г-на Коупленда на будущее мира, созревшего для Апокалипсиса, истеричны и неправдивы, хотя в реале он профессиональный футуролог (состоявший даже в числе консультантов спилберговского "Особого мнения"). Это человек с обостренным чувством времени, улавливающий что-то такое, что никому не приходит в голову; его интеллект устроен как глаза у Шумахера: оба видят то, что будет за поворотом.

Коупленд рассказывает о стержневом, и рассказывает искренне. Это исповедь большого любителя поговорить о главном со случайными прохожими на простом, быстром, пересыпанном остротами и притчами языке.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики