Индустрия впечатлений

Казахстанские компании готовы применять нормы корпоративного управления. При этом им следует решить некоторые инфраструктурные вопросы, одновременно избегая формализма

Индустрия впечатлений

Корпоративное управление перестает быть лишь модной темой и приобретает статус эффективного механизма управления компанией. Это связано в первую очередь с реальной финансовой отдачей, которую получают компании от внедрения стандартов корпоративного управления. Речь идет об удешевлении стоимости заемных ресурсов, а также росте стоимости бизнеса и ликвидности ценных бумаг компании.

Опрос инвесторов компанией McKinsey&Co показал, что 78% респондентов выразили готовность платить больше за акции компаний с хорошим уровнем корпоративного управления. При этом размер премии может составлять до 40%. Щедростью западных инвесторов не преминули воспользоваться казахстанские компании. Например, корпорация " Казахмыс". По результатам проведенного в Лондоне публичного размещения, медный гигант был оценен в 2,52 млрд фунтов стерлингов, хотя ранее аналитики говорили о рубеже в 2 млрд фунтов. Акции компании в ходе торгов подорожали на 13% - до 610 пенсов против 540 пенсов за каждую, сообщило агентство Bloomberg. Чтобы добиться успеха, компании пришлось пойти в том числе на трудный для казахстанского бизнеса шаг - сделать структуру собственности прозрачной.

Хотя пример IPO "Казахмыса" - пока единичный. На международном рынке капитала казахстанские компании, в основном банки, чаще занимают, удачно размещая еврооблигации. При этом не последнюю роль в иностранном займе играет желание создать кредитную историю, понятную западным инвесторам.

"Корпоративное управление ведет к тому, что снижаются агентские функции по управлению компанией. Если контрольный акционер хочет разделить риски с другими акционерами и привлечь капитал, он строит прозрачный механизм принятия решений, раскрывает необходимую для потенциального инвестора информацию. Инвестор активнее покупает акции и облигации данной компании, зная, что его риски меньше. Естественно, на бумаги прозрачной компании возникает очередь. Она ведет к тому, что ставки по заимствованию для этой компании снижаются. Поэтому корпоративное управление очень неудобно на первичной стадии для контрольных акционеров, но в конечном итоге доверие инвесторов приводит к повышению стоимости компании, улучшению ее имиджа, - говорит председатель правления Банка ТуранАлем Садуакас Мамештеги. - Казахстанская компания, размещающая акции на международных рынках, за счет хорошего корпоративного управления может увеличить свою стоимость на 15-30%".

Однако стимул получить более длинные деньги под низкие проценты пока актуален для быстрорастущих компаний финансового и телекоммуникационного секторов экономики. Поэтому акционерных обществ, принявших стандарты корпоративного управления, не так много.

"Казахстанские компании заинтересованы в получении рейтинга корпоративного управления Standard & Poor's. В наше агентство уже обратились несколько крупных казахстанских компаний; работа находится на разных стадиях. Пока рано говорить о том, насколько массовым будет процесс улучшения качества корпоративного управления, об этом можно будет судить, в частности, по темпам получения рейтингов. Сдерживающие факторы заложены в росте самого фондового рынка. Речь идет об ограниченном количестве акций в свободном обращении, концентрированной и непрозрачной структуре собственности. А также различных ФПГ (финансово-промышленных группах), которые пока, не нуждаясь во внешнем финансировании, не стремятся выходить на публичные и открытые фондовые рынки. В этом существует определенная проблема. Если бы рынок остро нуждался в деньгах, то стимул к совершенствованию практики корпоративного управления был бы гораздо больше", - считает директор службы рейтингов корпоративного управления рейтингового агентства Standard & Poor's Юлия Кочетыгова.

Разделяй и... доверяй

Другим моментом, способствующим развитию стандартов корпоративного управления в казахстанских компаниях, является наметившаяся тенденция разделения собственности и оперативного управления. Ее внешняя составляющая обусловлена экспансией казахстанских компаний на соседние рынки. Новая собственность должна эффективно управляться, однако поставить в каждую такую компанию одного из казахстанских собственников нереально.

Внутренняя составляющая заключается в сильной концентрации структуры собственности в экономике, чреватой опасностью конфликта интересов. У собственников могут возникать сторонние проекты, которые нередко реализуются за счет ресурсов компании. Естественно, топ-менеджмент недоволен принимаемыми в этой связи решениями. Проработав в компании несколько лет и приведя ее к определенным успехам, менеджеры начинают полагать, что они лучше разбираются в потребностях компании и источниках ее роста. Нужен новый подход к мотивации менеджмента.

Кроме того, по оценкам специалистов, в течение следующих 5-7 лет многие владельцы бизнеса планируют отойти от дел и посему ищут механизмы повышения эффективности работы наемного менеджмента. При этом главной становится проблема доверия друг к другу, повышения профессионализма и добросовестности.

"Рынок переходит к новым отношениям, где основным становится вопрос доверия между менеджментом и акционерами. Вопрос доверия связан с тем, что существует культурный и профессиональный разрыв между желаниями акционеров и исполнительской функцией менеджмента: в каком направлении двигать компанию дальше, какие осуществлять проекты, что относить к вопросам стратегии. Менеджмент все чаще задается риторическим вопросом: а зачем ему нужны такие акционеры?", - комментирует ситуацию генеральный директор компании "Сентрас Секьюритиз" Ельдар Абдразаков.

С другой стороны, излишне централизованные руководство и финансовые потоки компании не позволяют отследить вклад отдельного менеджера в получение компанией прибыли или убытков. Особенно когда речь идет об управленцах, имеющих крупные пакеты акций. При этом менеджерам сложно привыкнуть к необходимости отчитываться перед советом директоров. "В нынешней рыночной практике нет популярных методик оценки действия менеджмента. Они возникнут по мере развития собственнических отношений, когда собственники либо не смогут сами заниматься операционной деятельностью, либо начнут привлекать дополнительных партнеров. По мере делегации ответственности за полное управление начнут складываться требования к деятельности менеджмента", - говорит г-н Абдразаков.

Необходимость регулирования отношений "менеджер - собственник" посредством норм корпоративного управления осознают многие владельцы компаний. Открытым остается следующий вопрос: какой совет директоров, какие независимые директора нужны компании и какие документы должны прописывать отношения? Корпоративное управление - тонкий инструмент, которым надо уметь реально пользоваться, а не использовать как ширму.

"Нормы корпоративного управления - не панацея. Их вводят, когда контрольный акционер или же группа собственников хотят отойти от оперативного управления компанией и ищут профессиональных и честных управленцев. При этом акционерам важно, чтобы в компанию пришла независимая кандидатура, не лоббирующая интересы кого-либо из акционеров. В идеале такому кандидату должны верить все. Именно в этом случае достигается наиболее эффективное управление компанией", - утверждает г-н Мамештеги.

Основным вопросом при этом является соблюдение независимости директора. Репутация независимого директора из-за молодости финансового рынка слабая: такой директор быстро становится зависимым от других директоров либо менеджмента компании. По единому мнению участников рынка, статус независимого директора должен перерасти в профессию. Навыки и критерии отбора независимого директора необходимо прописать на законодательном уровне. Сегодняшние требования к независимым директорам устанавливаются законом "Об акционерном обществе" от 13 мая 2003 года. Наиболее активное присутствие независимых директоров в казахстанских компаниях обеспечивает нефтяной, а также банковский сектор. Таковыми часто избираются представители крупных международных аудиторских компаний, банков и отечественных компаний, бывшие министры и другие высокопоставленные чиновники. Учитывая растущую потребность в независимых директорах, рынок ощущает их дефицит.

Разграничение сфер деятельности и ответственности, распределение исполнительных и контрольных функций между акционерами и менеджерами, поиск общего корпоративного равновесия должны найти свое выражение в кодексах корпоративного управления, считает председатель АФН Болат Жамишев. Однако мнение рынка по поводу принятия кодекса неоднозначно. Кодекс не нужен, когда нет публичного рынка. Главный интерес акционера - получение дивидендов - нужно прописать в уставе компании, считают одни специалисты. Другие настаивают на том, что инвесторам, особенно иностранным, сложно будет знакомиться со всем корпоративным законодательством, и необходимы внутренние документы в виде кодекса.

И споров будет довольно много. Слишком специфичен и индивидуален механизм корпоративного управления. Пока компания не пришла к необходимости внедрять у себя эти принципы - любые законодательные требования будут сведены к формальному исполнению.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?