Юбилей на перепутье

24 октября исполнилось 60 лет с момента основания Организации Объединенных Наций. Эту организацию называют одним из самых удачных изобретений человечества ХХ века, и на то имеются все основания. В то же время дискуссии о реформировании главной международной организации звучат все чаще, иногда даже ставя под сомнение перспективы ее существования

Юбилей на перепутье

Объединенные Нации показали себя с лучшей стороны в годы "холодной войны", не дав противоборствующим сторонам начать мировой конфликт с серьезнейшими последствиями для будущего человечества. Выполнила свою задачу ООН и по деколонизации. Весьма успешной оказалась деятельность организации в сфере нераспространения оружия массового уничтожения. В то же время были и неудачи. ООН практически никак не проявила себя во время подготовки операции НАТО в Югославии и войны в Ираке, оказалась бессильной против геноцида в Руанде и Бурунди. Говоря об успехах и неудачах ООН, следует иметь в виду, что все они принадлежат мировому сообществу, т.е. нам. ООН - это мы, народы и государства, добровольно назвавшие себя Объединенными Нациями. Здесь уместно вспомнить слова Маргарет Тэтчер, которая в бытность британским премьером весьма точно заметила, что если вы хотите увидеть лицо ООН, необходимо просто посмотреть в зеркало. У ООН нет альтернативы в современном мире, с ней связаны надежды всех народов. Именно поэтому мировое сообщество так болезненно воспринимает падение репутации ООН. И поэтому сейчас так много говорится о необходимости ее реформирования.

Казахстан, будучи членом Организации Объединенных Наций, конечно, не может оставаться безучастным к проблемам и трудностям всемирной организации. Ведь облик и репутацию ООН формируют люди, работающие как в секретариате, так и в специализированных организациях ООН во многих регионах мира. Подавляющее большинство - это квалифицированные и преданные делу мира и безопасности специалисты. Но настораживает то, что в ООН работает очень много людей, представляющих государства, которые подрывают режим нераспространения или же не занимаются укреплением международной безопасности и реформированием собственных экономик. Неправильный подбор кадров ведет к снижению качества работы, с иными представителями ООН ни правительства, ни НПО, ни частные лица не хотят иметь дело. Здесь, конечно, нельзя не сказать о коррупции, ставшей хрестоматийным примером падения нравов в ООН. Одна программа "Нефть в обмен на продовольствие" чего стоит.

Территория ООН: невозможное возможно

Где, как не в ООН, в этом глобальном человеческом муравейнике, особенно в дни проведения работы Генеральной Ассамблеи, можно обнаружить удивительные вещи, напоминания, что планета - наш общий дом. К примеру, премьер-министр благополучной Бельгии Ги Ферхофстадт посвятил свое выступление помощи Африке, призывая с высокой трибуны помочь всех этому континенту. Или японский премьер Коидзуми, который старательно выговаривал свою речь на... английском, что за ним вообще ранее не водилось. А венесуэльский лидер Уго Чавес, решив поспорить с США, позволил себе говорить на Генассамблее не 5 минут, положенных регламентом, а 20, как американский президент Буш, которому дали слово одному из первых на правах хозяина и не ограничили во времени.

У многих возникал вопрос о присутствии на форуме лидеров некоторых стран, к примеру, Ирана и Белоруссии, Кубы и Северной Кореи, которым американский Госдепартамент мог отказать во въезде. Однако ООН обладает экстерриториальностью, и приглашенным ею лицам американцы обязаны выдавать визы. Надо сказать, виза особая, с радиусом действия до 50 км.

Любовь и ненависть

У американцев есть хорошее выражение "love to hate", которое дословно можно перевести как "любить ненавидеть". То есть кто-то или что-то является предметом постоянной ненависти. Одним из любимых объектов ненависти американцев, а точнее жителей Нью-Йорка, является Генеральная Ассамблея ООН. Объединение, которое символизирует собой мир и сотрудничество нашей планеты, становится причиной жуткой нервотрепки автомобилистов и пешеходов, особенно на манхэттенском Ист-Сайде. К примеру, в дни недавнего саммита в городе находилось более 170 президентов, премьеров и королей, к которым надо прибавить их многочисленные свиты. И сколько бы ни было этих лидеров, полиции и сотрудников всевозможных служб безопасности еще больше.

Но нет худа без добра. По оценкам городских экономистов, деятельность ООН ежегодно вливает в нью-йоркскую экономику 2,5 млрд долларов. Благодаря ООН в городе действует 11 тысяч рабочих мест. Чтобы посмотреть на штаб-квартиру и побывать в ней, в город ежегодно приезжает 700 тысяч туристов.

Корпорация "ООН" и ее структуры

Сегодня ООН можно сравнить с гигантской и временами совершенно беспомощной корпорацией. Дочерние структуры окрепли и, не нуждаясь в опеке, действуют самостоятельно. Правда, вызывает недоумение расположение специализированных организаций ООН. Так, ФАО, занимающаяся продовольственным обеспечением бедных стран, расположена в благополучной Италии; ЮНЕП - защита окружающей среды - находится не в одной из стран Северной Европы, являющейся примером образцового решения экологических проблем, а в Кении. Но изменить что-либо уже невозможно.

Как достичь консенсуса? Сами ооновские чиновники отвечают уклончиво, но оптимистично. "Проблем хватает, но заметен прогресс", - объясняют они. И это правда - ведь совсем недавно невозможно было представить, что дискуссии о реформах зайдут так далеко.

Самое большее внимание привлекает, конечно же, тема преобразований в Совете Безопасности ООН. Именно здесь, можно сказать, зарыта собака. К примеру, генсек Кофи Ананн предложил два варианта. Модель "А" предусматривает увеличение числа постоянных членов Совбеза с нынешних пяти до одиннадцати. Модель "Б" - на восемь новых непостоянных участников с двойным сроком полномочий - четыре года вместо двух. Пока в дискуссиях доминирует первый вариант реформы СБ ООН, активные сторонники которого объединились в "группу четырех" (G4) - Германия, Япония, Индия и Бразилия. Еще два постоянных места предлагаются Африке. Однако определить своих представителей африканский континент пока не может.

Все понимают абсурдность ситуации, при которой государства, формирующие бюджет ООН до ее трети (Япония и Германия), не только не представлены в Совбезе, но и до сих пор фигурируют в уставе как "враждебные". Права Индии тоже неоспоримы - не только по причине ее бурного экономического и демографического развития, но и потому что эта держава поставляет наибольшее число "голубых касок" для миротворческих контингентов ООН.

И здесь без компромисса не обойтись - кандидатам на постоянные места придется пойти на уступки, к примеру, согласиться на возможность пересмотра их статуса каждые пять лет. В то же время Совет Безопасности это не джентльменский клуб с устоявшимися консервативными традициями, где получить постоянное членство практически невозможно, а, скорее, вполне живой организм, который после 60-летнего пути требует кардинальной очистки и притока свежей крови.

Реформа ООН - рецепт от Казахстана

По нашему твердому убеждению, высказанному неоднократно на различных международных форумах, Организация Объединенных Наций продолжает играть роль проводника совместных усилий государств, направленных на укрепление мира и безопасности, решение наиболее злободневных проблем современности и противодействие новым глобальным вызовам и угрозам. ООН с ее авторитетом, универсальным характером и уникальным опытом по-прежнему играет важную координирующую роль во всех мировых делах. Другой альтернативы глобальному многостороннему сотрудничеству государств мира не существует.

Сотрудничество Казахстана с ООН - одно из приоритетных направлений внешней политики нашего государства. С момента принятия в ООН в 1992 году наша страна сумела не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место, сотрудничая с различными организациями, программами и спецучреждениями системы ООН.

Касаясь такого сложного вопроса реформы ООН, как реорганизация работы Совета Безопасности, необходимо отметить, что наша позиция здесь не претерпела каких-либо изменений. Казахстан по-прежнему считает, что этот принципиальный орган должен стать более представительным, легитимным, транспарентным и эффективным, с тем чтобы отвечать требованиям современного мироустройства и постконфликтного строительства. Мы признаем Совет Безопасности в качестве ключевого элемента формирования действующей системы коллективной безопасности.

В более широком плане следует говорить о реформах ООН, которые не должны сводиться лишь к расширению Совета Безопасности. Не отрицая такой возможности, необходимо продолжать работать над демократизацией международных отношений. Как и большинство государств-членов организации, Казахстан исходит из того, что Генеральной Ассамблее должно принадлежать центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа ООН.

Ядерный клуб: быть или не быть?

Символично, что в дни работы юбилейного саммита ООН прошла обзорная конференция по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и тем самым наложила на форум дополнительную ответственность за решения, которые предстоит принять во имя укрепления мира и безопасности.

С сожалением приходится констатировать, что список стран, обладающих ядерной кнопкой, пополнился. Кроме ядерных держав-постоянных членов Совета Безопасности ООН, подобным арсеналом оружия обладают Индия и Пакистан. Непонятно, в каких целях используют атом в Израиле и Иране. Многочисленные переговоры в многостороннем формате с Северной Кореей не приносят должной ясности. Никто четко не может сказать: имеет ли Пхеньян ядерное оружие или данный факт - блеф?

С момента последней встречи два года назад прошедший период оказался нелегким и даже во многом разочаровал. Лишним доказательством служит тот факт, что, несмотря на длительные дискуссии, в итоговый документ саммита ООН так и не вошли наиважнейшие положения, связанные с вопросами разоружения и нераспространения. А конференция участников Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не оправдала надежд тех, кто решительно и навсегда отказался от ядерного выбора.

Вопрос этот для Казахстана отнюдь не праздный - дата проведения конференции совпала с десятилетием вывода с территории Казахстана всех ядерных зарядов, доставшихся нашей стране в наследство от бывшего Советского Союза. На территории нашей страны не только хранилось ядерное оружие, но и было произведено 470 ядерных взрывов, последствия которых до сих пор сказываются на экологии и состоянии здоровья населения.

Переговорный процесс по тематике ядерного разоружения и нераспространения достиг высшей степени политизации, что говорит о глубоком кризисе в системе глобальной безопасности. Причина - в двойных и даже тройных стандартах. В то время как страны, не обладающие ядерным оружием, настаивают на скорейшем ядерном разоружении, государства "ядерного клуба" уделяют приоритетное внимание вопросам так называемого горизонтального нераспространения по различным странам и регионам. Из-за попыток некоторых государств строить свою национальную безопасность в ущерб интересам других переговоры по данным вопросам практически с самого начала заходят в тупик. Такая позиция крайне безответственна - ни одно государство не имеет права ставить интересы глобальной общечеловеческой безопасности в зависимость от своей внутренней политики.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее