Юбилей на перепутье

24 октября исполнилось 60 лет с момента основания Организации Объединенных Наций. Эту организацию называют одним из самых удачных изобретений человечества ХХ века, и на то имеются все основания. В то же время дискуссии о реформировании главной международной организации звучат все чаще, иногда даже ставя под сомнение перспективы ее существования

Юбилей на перепутье

Объединенные Нации показали себя с лучшей стороны в годы "холодной войны", не дав противоборствующим сторонам начать мировой конфликт с серьезнейшими последствиями для будущего человечества. Выполнила свою задачу ООН и по деколонизации. Весьма успешной оказалась деятельность организации в сфере нераспространения оружия массового уничтожения. В то же время были и неудачи. ООН практически никак не проявила себя во время подготовки операции НАТО в Югославии и войны в Ираке, оказалась бессильной против геноцида в Руанде и Бурунди. Говоря об успехах и неудачах ООН, следует иметь в виду, что все они принадлежат мировому сообществу, т.е. нам. ООН - это мы, народы и государства, добровольно назвавшие себя Объединенными Нациями. Здесь уместно вспомнить слова Маргарет Тэтчер, которая в бытность британским премьером весьма точно заметила, что если вы хотите увидеть лицо ООН, необходимо просто посмотреть в зеркало. У ООН нет альтернативы в современном мире, с ней связаны надежды всех народов. Именно поэтому мировое сообщество так болезненно воспринимает падение репутации ООН. И поэтому сейчас так много говорится о необходимости ее реформирования.

Казахстан, будучи членом Организации Объединенных Наций, конечно, не может оставаться безучастным к проблемам и трудностям всемирной организации. Ведь облик и репутацию ООН формируют люди, работающие как в секретариате, так и в специализированных организациях ООН во многих регионах мира. Подавляющее большинство - это квалифицированные и преданные делу мира и безопасности специалисты. Но настораживает то, что в ООН работает очень много людей, представляющих государства, которые подрывают режим нераспространения или же не занимаются укреплением международной безопасности и реформированием собственных экономик. Неправильный подбор кадров ведет к снижению качества работы, с иными представителями ООН ни правительства, ни НПО, ни частные лица не хотят иметь дело. Здесь, конечно, нельзя не сказать о коррупции, ставшей хрестоматийным примером падения нравов в ООН. Одна программа "Нефть в обмен на продовольствие" чего стоит.

Территория ООН: невозможное возможно

Где, как не в ООН, в этом глобальном человеческом муравейнике, особенно в дни проведения работы Генеральной Ассамблеи, можно обнаружить удивительные вещи, напоминания, что планета - наш общий дом. К примеру, премьер-министр благополучной Бельгии Ги Ферхофстадт посвятил свое выступление помощи Африке, призывая с высокой трибуны помочь всех этому континенту. Или японский премьер Коидзуми, который старательно выговаривал свою речь на... английском, что за ним вообще ранее не водилось. А венесуэльский лидер Уго Чавес, решив поспорить с США, позволил себе говорить на Генассамблее не 5 минут, положенных регламентом, а 20, как американский президент Буш, которому дали слово одному из первых на правах хозяина и не ограничили во времени.

У многих возникал вопрос о присутствии на форуме лидеров некоторых стран, к примеру, Ирана и Белоруссии, Кубы и Северной Кореи, которым американский Госдепартамент мог отказать во въезде. Однако ООН обладает экстерриториальностью, и приглашенным ею лицам американцы обязаны выдавать визы. Надо сказать, виза особая, с радиусом действия до 50 км.

Любовь и ненависть

У американцев есть хорошее выражение "love to hate", которое дословно можно перевести как "любить ненавидеть". То есть кто-то или что-то является предметом постоянной ненависти. Одним из любимых объектов ненависти американцев, а точнее жителей Нью-Йорка, является Генеральная Ассамблея ООН. Объединение, которое символизирует собой мир и сотрудничество нашей планеты, становится причиной жуткой нервотрепки автомобилистов и пешеходов, особенно на манхэттенском Ист-Сайде. К примеру, в дни недавнего саммита в городе находилось более 170 президентов, премьеров и королей, к которым надо прибавить их многочисленные свиты. И сколько бы ни было этих лидеров, полиции и сотрудников всевозможных служб безопасности еще больше.

Но нет худа без добра. По оценкам городских экономистов, деятельность ООН ежегодно вливает в нью-йоркскую экономику 2,5 млрд долларов. Благодаря ООН в городе действует 11 тысяч рабочих мест. Чтобы посмотреть на штаб-квартиру и побывать в ней, в город ежегодно приезжает 700 тысяч туристов.

Корпорация "ООН" и ее структуры

Сегодня ООН можно сравнить с гигантской и временами совершенно беспомощной корпорацией. Дочерние структуры окрепли и, не нуждаясь в опеке, действуют самостоятельно. Правда, вызывает недоумение расположение специализированных организаций ООН. Так, ФАО, занимающаяся продовольственным обеспечением бедных стран, расположена в благополучной Италии; ЮНЕП - защита окружающей среды - находится не в одной из стран Северной Европы, являющейся примером образцового решения экологических проблем, а в Кении. Но изменить что-либо уже невозможно.

Как достичь консенсуса? Сами ооновские чиновники отвечают уклончиво, но оптимистично. "Проблем хватает, но заметен прогресс", - объясняют они. И это правда - ведь совсем недавно невозможно было представить, что дискуссии о реформах зайдут так далеко.

Самое большее внимание привлекает, конечно же, тема преобразований в Совете Безопасности ООН. Именно здесь, можно сказать, зарыта собака. К примеру, генсек Кофи Ананн предложил два варианта. Модель "А" предусматривает увеличение числа постоянных членов Совбеза с нынешних пяти до одиннадцати. Модель "Б" - на восемь новых непостоянных участников с двойным сроком полномочий - четыре года вместо двух. Пока в дискуссиях доминирует первый вариант реформы СБ ООН, активные сторонники которого объединились в "группу четырех" (G4) - Германия, Япония, Индия и Бразилия. Еще два постоянных места предлагаются Африке. Однако определить своих представителей африканский континент пока не может.

Все понимают абсурдность ситуации, при которой государства, формирующие бюджет ООН до ее трети (Япония и Германия), не только не представлены в Совбезе, но и до сих пор фигурируют в уставе как "враждебные". Права Индии тоже неоспоримы - не только по причине ее бурного экономического и демографического развития, но и потому что эта держава поставляет наибольшее число "голубых касок" для миротворческих контингентов ООН.

И здесь без компромисса не обойтись - кандидатам на постоянные места придется пойти на уступки, к примеру, согласиться на возможность пересмотра их статуса каждые пять лет. В то же время Совет Безопасности это не джентльменский клуб с устоявшимися консервативными традициями, где получить постоянное членство практически невозможно, а, скорее, вполне живой организм, который после 60-летнего пути требует кардинальной очистки и притока свежей крови.

Реформа ООН - рецепт от Казахстана

По нашему твердому убеждению, высказанному неоднократно на различных международных форумах, Организация Объединенных Наций продолжает играть роль проводника совместных усилий государств, направленных на укрепление мира и безопасности, решение наиболее злободневных проблем современности и противодействие новым глобальным вызовам и угрозам. ООН с ее авторитетом, универсальным характером и уникальным опытом по-прежнему играет важную координирующую роль во всех мировых делах. Другой альтернативы глобальному многостороннему сотрудничеству государств мира не существует.

Сотрудничество Казахстана с ООН - одно из приоритетных направлений внешней политики нашего государства. С момента принятия в ООН в 1992 году наша страна сумела не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место, сотрудничая с различными организациями, программами и спецучреждениями системы ООН.

Касаясь такого сложного вопроса реформы ООН, как реорганизация работы Совета Безопасности, необходимо отметить, что наша позиция здесь не претерпела каких-либо изменений. Казахстан по-прежнему считает, что этот принципиальный орган должен стать более представительным, легитимным, транспарентным и эффективным, с тем чтобы отвечать требованиям современного мироустройства и постконфликтного строительства. Мы признаем Совет Безопасности в качестве ключевого элемента формирования действующей системы коллективной безопасности.

В более широком плане следует говорить о реформах ООН, которые не должны сводиться лишь к расширению Совета Безопасности. Не отрицая такой возможности, необходимо продолжать работать над демократизацией международных отношений. Как и большинство государств-членов организации, Казахстан исходит из того, что Генеральной Ассамблее должно принадлежать центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа ООН.

Ядерный клуб: быть или не быть?

Символично, что в дни работы юбилейного саммита ООН прошла обзорная конференция по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и тем самым наложила на форум дополнительную ответственность за решения, которые предстоит принять во имя укрепления мира и безопасности.

С сожалением приходится констатировать, что список стран, обладающих ядерной кнопкой, пополнился. Кроме ядерных держав-постоянных членов Совета Безопасности ООН, подобным арсеналом оружия обладают Индия и Пакистан. Непонятно, в каких целях используют атом в Израиле и Иране. Многочисленные переговоры в многостороннем формате с Северной Кореей не приносят должной ясности. Никто четко не может сказать: имеет ли Пхеньян ядерное оружие или данный факт - блеф?

С момента последней встречи два года назад прошедший период оказался нелегким и даже во многом разочаровал. Лишним доказательством служит тот факт, что, несмотря на длительные дискуссии, в итоговый документ саммита ООН так и не вошли наиважнейшие положения, связанные с вопросами разоружения и нераспространения. А конференция участников Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не оправдала надежд тех, кто решительно и навсегда отказался от ядерного выбора.

Вопрос этот для Казахстана отнюдь не праздный - дата проведения конференции совпала с десятилетием вывода с территории Казахстана всех ядерных зарядов, доставшихся нашей стране в наследство от бывшего Советского Союза. На территории нашей страны не только хранилось ядерное оружие, но и было произведено 470 ядерных взрывов, последствия которых до сих пор сказываются на экологии и состоянии здоровья населения.

Переговорный процесс по тематике ядерного разоружения и нераспространения достиг высшей степени политизации, что говорит о глубоком кризисе в системе глобальной безопасности. Причина - в двойных и даже тройных стандартах. В то время как страны, не обладающие ядерным оружием, настаивают на скорейшем ядерном разоружении, государства "ядерного клуба" уделяют приоритетное внимание вопросам так называемого горизонтального нераспространения по различным странам и регионам. Из-за попыток некоторых государств строить свою национальную безопасность в ущерб интересам других переговоры по данным вопросам практически с самого начала заходят в тупик. Такая позиция крайне безответственна - ни одно государство не имеет права ставить интересы глобальной общечеловеческой безопасности в зависимость от своей внутренней политики.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики