О любви

Два фильма, снятых в одно и то же время на Западе и Востоке, по-разному отвечают на вопросы, что такое любовь и какими стали отношения между мужчиной и женщиной в современном мире

О любви

Две картины, представленные на Евразийском фестивале, были посвящены философии любви. Их названия говорят сами за себя. "Любовь" - иранского режиссера Мохсена Махмальбафа (в западном прокате она вышла под названием "Секс и философия") и "Любовь идиота" испанского режиссера Вентуры Понзы. Обоих авторов интересует вопрос: чем стала любовь сегодня? Какие черты она обрела в современном мире? Если у Понзы любовные отношения становятся частью современной западной реальности, где актуальны проблемы индивидуальной свободы и одиночества, секса и смерти, то история любви Махмальбафа получилась по-восточному романтичной и оторванной от жизни.

В отличие от "Секса и философии", на первый взгляд Amor idiota выглядит циничным и пресыщенным откровенными шокирующими сценами. Но затем замысел режиссера начинаешь понимать. Секс дан нарочитой гиперболой, а циничность фильма превращается в здоровую иронию. Если картина Махмальбафа, начинаясь с поэтических сцен, заканчивается убийственной прозой, то у Понза начало, да и почти весь фильм подчеркнуто циничны, а ближе к концу он вообще становится сочувственно-трогательным. В "Любви идиота" все вращается вокруг личности персонажей, их внутреннего выбора, сложности и даже извращенности души главного героя, причисляющего себя к "идиотическому" братству, его глубокомыслия и экстравагантных поступков, а также равноценной борьбы мужского и женского характеров в водовороте затягивающей, но исцеляющей страсти.

Несмотря на оторванность от жизни, "Любовь" Махмальбафа все-таки улавливает одну важную черту традиционного Востока - мифопоэтизированность социально-половых ролей. Женщина - это собирательный образ, нежный цветок, манящая гурия, в общем, персонаж средневековой притчи, вряд ли способный понять, что такое любовь в действительности. А мужчина, напротив, странник, беспокойный философ, искатель суфийской истины любви. Недаром в одной из красивейших сцен юные танцовщицы в голубых платках на волнующих бедрах (слетаясь, словно бабочки на пламя), покачиваясь в танце, следуют за своим учителем.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее