Выйти в лидеры

В Казахстане усиливается конкурентная борьба между крупнейшими мировыми автопроизводителями. Новыми влиятельными игроками на местном рынке стремятся стать китайские автомобильные компании

Выйти в лидеры

Казахстан нельзя назвать приоритетным рынком, но статус значимого в автомобильном мире он постепенно завоевывает. Для того чтобы получить разрешение на официальное дилерство, многим компаниям пришлось доказывать крупным зарубежным автопроизводителям, что мы можем строить хорошие автосалоны и предоставлять качественное сервисное обслуживание. Динамичный рост казахстанского автомобильного рынка, в том числе "белого", обусловлен в первую очередь стабилизацией экономики. Доход на душу населения в Казахстане в последнее десятилетие возрос более чем в 4 раза. По прогнозам, в 2005 году ВВП Казахстана в перерасчете на душу населения составит около 3 тысяч долларов, а к 2015 году данный показатель возрастет до 9 тысяч. Казахстанцы стали покупать больше машин. Так, если в 2002 году официальными дилерами было продано 1,1 тысячи новых автомобилей, то за первое полугодие 2005 года эта цифра возросла до 6,2 тысячи, и к концу года составит 12 тысяч машин. Учитывая, что доля "белых" авто в стране не превышает 10% от всего объема продаж, не сложно подсчитать, что ежемесячно продается более 30 тысяч автомобилей.

По данным директора по маркетингу Казахской моторной компании "Астана Моторс" Дмитрия Липича, объемы продаж официальных дилеров растут за счет общего роста продаж рынка. В прошлом году 84% объема продаж составили подержанные машины и только 16% - новые. Из этих 16% только две трети автомобилей завезено по "белой" схеме. Для сравнения: в России и Украине 85% составляют новые машины, 15% подержанные. По словам автомобильного эксперта Олега Голикова, связано это с тем, что в России запрещен ввоз машин возрастом старше 7 лет. В Казахстане из общего числа зарегистрированных машин только 20% моложе 8 лет. Кроме того, для официальных дилеров в других странах существуют различные преференции, у нас же все дилеры поставлены в равные условия.

Китайский синдром

На сегодняшний день китайский автопром все четче обозначает себя на мировом рынке, что вызывает негативную реакцию со стороны крупных игроков. Так, к примеру, участники Франкфуртского автошоу выразили недовольство массовому присутствию китайских автопроизводителей, назвав большинство их новинок плохо выполненными копиями устаревших моделей.

Известно, что главным козырем в политике продвижения любого товара Поднебесной неизменно является низкая ввиду дешевизны рабочей силы цена по сравнению с европейским производителем. Благодаря этому, а также не в последнюю очередь из-за умения быстро перенимать идеи Китай захватывает все большие ниши и становится все более значимым конкурентом. Для признанных мировых автопроизводителей Китай - нешуточная угроза. Ведь китайские автомобили идентичного класса стоят минимум на 20-40% дешевле европейского аналога.

Сегодня Китай - один из ведущих автопроизводителей в мире. По прогнозам, в этом году там будет выпущено 2,5 млн легковых автомобилей и примерно столько же грузовиков, а экспорт вырастет не менее чем на 50%. Официально в стране насчитывается 124 производителя легковых машин. Совсем недавно их было порядка 500, большинство из которых выпускали машины только для своих провинций. Однако машины эти были похожи на старые японские модели и не отличались высоким качеством. Государство взяло отрасль под свой контроль. В результате в начале 90-х годов на фоне экономического роста страны стала развиваться новая китайская автомобильная промышленность. Большая часть фирм занимается сборкой европейских, японских и корейских моделей только для внутреннего рынка. И лишь 20-25 компаний пытаются создать автомобиль с чистого листа, причем технически не уступающий европейским аналогам, но при этом более дешевый.

Сейчас на отечественном рынке функционируют три официальных дилера китайских автомобилей. Это компания "Восток авто" (дилер компании Chery Automobile Co Ltd .), компания FAWORIT AVTO (дилер FAW) и компания Great Wall, которая продает китайские внедорожники.

Как рассказал "Эксперту Казахстан" директор ТОО FAWORIT AVTO, официального дилера First Automobile Works (FAW), Вадим Балыбин, из-за того что у нашего потребителя сложилось предвзятое мнение о товарах китайского происхождения, очень сложно было начинать поставки на рынок китайских легковых автомобилей, а также китайской коммерческой техники. "Нам сначала пришлось открывать сервисный центр, наладить поставку запасных частей, а потом уже начать продажи,- говорит г-н Балыбин. - Однако сейчас ситуация немного изменилась в лучшую сторону, наши клиенты уже видят, что по качеству китайские машины не хуже европейских и российских аналогов. Поэтому к следующему году мы прогнозируем рост наших продаж как минимум в полтора раза".

По словам директора ТОО "Восток авто", начавшего свою деятельность всего несколько месяцев назад, Георгия Васильева, китайские легковые автомашины вызывают достаточно большую заинтересованность у отечественного покупателя, многие, глядя на американский и европейский рынки, уже не боятся надписи "Сделано в Китае".

"Конечно, первый год нам будет достаточно сложно продвигать свой товар на отечественном авторынке из-за подорванного имиджа Китая. Однако по моим прогнозам китайские машины могут стать альтернативой подержанным японским и европейским автомобилям. Уже сейчас на рынке отмечена тенденция к росту продаж новых автомобилей, я думаю, она будет сохраняться и дальше",- объяснил "Эксперту Казахстан" Георгий Васильев. До конца года компания планирует продать порядка 20-25 машин. В целом в следующем году продажи могут составить в среднем 200 автомобилей.

Готовы к конкуренции

Однако многие эксперты все же уверены в том, что китайским машинам будет трудно занять на казахстанском рынке определенную нишу. Рынок уже поделен ведущими автопроизводителями, а консервативные казахстанцы отдают предпочтение известным мировым маркам: новый нераскрученный бренд вызывает у них чувство боязни. "По моему мнению, автомобили из Китая уже начали процесс приживания на рынке. Однако стоит вопрос о том, насколько прочно и качественно это произойдет. О качестве китайских автомобилей говорить сложно",- говорит эксперт автомобильного рынка Олег Голиков.

По словам коммерческого директора ТОО "Алматы АТО" (официальный дилер Renault ) Виталия Целикова, китайские автомобили могут составить достаточно жесткую конкуренцию, поэтому компания отслеживает их наступление на наш рынок. Также бытует мнение, что дешевые китайские автомобили позволят Казахстану ускорить формирование цивилизованного авторынка путем вытеснения подержанных машин. Это значит, что металлолома на наших дорогах может стать меньше, а экологическая ситуация лучше. Важно и то, что больше людей станут приобретать автомобили не на барахолках, а в автосалонах.

Как объяснил "Эксперту Казахстан" Дмитрий Липич, сомнительно также, что китайский автопром вообще сможет вытеснить с отечественного рынка так называемые used cars (подержанные машины). В первую очередь из-за низкого качества товара, а также из-за неадекватно высоких цен (в среднем 20-25 тысяч долларов за автомобиль). К примеру, на российском рынке китайские автомобили в полтора-два раза дешевле. "Мне кажется, такая ситуация вызвана тем, что рынок России представляет для китайцев все же больший интерес, им хочется закрепиться на данном рынке. Конечно, если в перспективе китайцы улучшат качество своих машин, а также предоставят конкурентоспособные цены, наш рынок их примет. Пока же мне не кажется это возможным", - говорит г-н Липич.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?