Подающие надежды

Подающие надежды

Появление Казахстана в мировом рейтинге конкурентоспособности, да еще и на 61-м месте среди 117 стран, безусловно, взбодрило казахстанскую общественность. Но при этом возникли противоречивые чувства. С одной стороны, конечно, приятно оказаться в числе стран, считающихся продвинутыми в построении конкурентоспособных национальных экономик. И здесь даже место в седьмом десятке не смущает. С другой - слишком уж в небольшом отрыве мы идем от стран новой экономической формации, где инновационные технологии являются не пределом мечтаний, а реальностью. Тот же Китай, ступивший лишь одной ногой в капитализм, уже давно имеет приличные доходы от инновационных технологий - они превышают наш госбюджет в четыре с лишним раза.

Невольно возникает вопрос: что мы такого сделали, чтобы быть поставленными в один ряд? Неужели отошли от сырьевой зависимости и стали успешно развивать в стране перерабатывающие отрасли? Или, быть может, в нашей стране получила второе дыхание наука, стал работать эффективно государственный аппарат и громадные по объемам нефтедоллары направлены в нужное русло?

Да нет же. Мы еще только в начале большого пути. Принятая программа индустриально-инновационного развития позволяет нам представить лишь в общих чертах свои собственные перспективы, но мы еще слишком далеки даже от "праздника первого урожая". Да, деньги, и немалые, под новые проекты выделяются. Может быть, они действительно необходимы для диверсификации экономики, но еще не факт, что они будут использованы эффективно. Недавно в правительстве шла речь о том, что имеющиеся научные разработки не находят практического применения, поскольку где-то разорвана цепочка, а где - непонятно. И потому мы теряемся в догадках: то ли действительно наши ученые не заинтересованы в воплощении своих знаний в жизнь, потому что у них заведомо отобрано авторское право, то ли их научные разработки, увы, не имеют практической ценности.

Недавно премьер гордо заявил о том, что казахстанские бренды стали узнаваемы на мировом рынке: "Более трехсот казахстанских предприятий сертифицировали свою продукцию в мировых компаниях". Но что это за компании, и что за бренды, которые знают на Западе, но о существовании которых даже не догадываются у нас?

Возможно, о наших достижениях или, по крайней мере, потенциале лучше знает глава Института по стратегии и конкурентоспособности Гарвардского университета Майкл Портер, который консультировал правительство по кластерному проекту. Он же имеет непосредственное отношение к Всемирному экономическому форуму, который и составляет мировую карту конкурентоспособности. Может быть, в том и кроется причина нашего успеха: г-н Портер как опытный учитель просто взял и подсказал верный ответ к трудной задачке?

Заглянуть в будущее, чтобы с точностью до 100% узнать, что у нас получится с кластерной инициативой, к сожалению, невозможно. А потому приходится судить о перспективности проекта по косвенным признакам. Здесь, как говорится, пусть ошибаются пессимисты.

Но вот еще на что хотелось бы обратить внимание. Казахстан поставил своей целью в ближайшие несколько лет войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. И это не цель даже, а уже идефикс, возведенная в ранг государственной задачи. Об этой глобальной цели заходит речь чуть ли не на каждом рабочем совещании в правительстве. Никто не спорит, государство должно иметь свои цели, иначе бессмысленно его существование. Но то, с каким упорством мы стремимся не реально диверсифицировать экономику, а войти в касту продвинутых, вызывает двойственные оценки.

Например, очень интересно, почему мы признаем одни мировые рейтинги и совершенно презираем другие. Хотя там и там используются субъективные по сути оценки (в частности, мнения отечественных и иностранных предпринимателей - ведь всем им может везти не в равной степени в решении своих проблем). В качестве примера можно привести ранжирование Transparensy International по признакам коррупции. Другие страны гордятся высокими местами в этом списке не меньше, чем в рейтинге конкурентоспособных стран. Нам же это не нравится, потому что мы там выглядим не очень респектабельно. Но почему мы не ставим своей целью продвинуться в рейтинге некоррумпированных государств "ближе к сцене"? Очень зря. Ведь именно наличие коррупции не дает нам решать государственные задачи в других не менее важных областях.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее