Виртуальный торг уместен

С открытием в Казахстане первой электронной торговой площадки зародился новый вид бизнеса. Со временем проект будет коммерциализирован, что, безусловно, подтолкнет других потенциальных игроков активизироваться на этом рынке

Виртуальный торг уместен

Согласно отчету Aberdeen Group, закупаемые товары и услуги являются самой большой статьей расходов в большинстве организаций: они в среднем тратят 55 центов с каждого доллара прибыли. Почти половина рабочего времени (45%) менеджера по закупкам проходит в поездках на встречи. Между тем у большинства руководителей крупных компаний возникает желание не только оптимизировать этот процесс, но и снизить свои издержки на покупку необходимых товаров и услуг.

Именно с этой целью Казкоммерцбанком (ККБ) еще в феврале 2004 года была создана электронная торговая площадка (ЭТП). До сих пор основными покупателями на ней были сам банк и его дочерние структуры. Но теперь решено предоставить преимущества по электронным закупкам другим компаниям и с января 2006 года превратить ЭТП в коммерческий проект.

Сегодня на площадке зарегистрировано уже 150 участников, и их число растет.

Только плюсы

Сама по себе идея проста - объединить под интернет-крышей покупателей и продавцов, которые могут совершать сделки, не выходя из офиса. При этом и первые, и вторые получают ряд неоспоримых преимуществ.

Покупатели, объявив о тендере, не тратят свои усилия на рассылку писем и поиск приемлемых решений. Прежде ограниченный круг поставщиков расширяется, благодаря этому появляются новые предложения, и это, как правило, позволяет минимизировать затраты на покупки.

- Устоявшийся круг поставщиков дает все предпосылки для ценового сговора. Даже проводя конкурс по выбору поставщика, компания теряет деньги, так как доступ к информации у нее ограничен, - говорит ведущий специалист департамента инновационных технологий ККБ Бауржан Сауранбеков. - Одно из главных преимуществ электронной торговой площадки - экономия средств. Проведя анализ всех торгов, мы обнаружили, что любая компания на закупках сможет сэкономить от 10 до 40%.

Что касается преимуществ, которые получают продавцы, они не менее значимы. Во-первых, расширяются их возможности по поиску новых покупателей и партнеров. Причем они получают выход на таких покупателей, доступ к которым ранее был заблокирован уже заключенными контрактами с другими компаниями. Во-вторых, участие в виртуальных торгах подвигает компании давать эластичные предложения, что благоприятно сказывается на ее продажах и может привести к завоеванию новых долей рынка.

Директор департамента инновационных технологий ККБ Нурлан Жагипаров подчеркивает, что главное и важнейшее условие для участия в работе электронной торговой площадки - прозрачность. Заявления от компаний, скрывающих собственные координаты и не желающих открывать о себе другую информацию, администрацией ЭТП не рассматриваются. Таким образом, площадка в целом стимулирует на рынке проведение транспарентных торговых операций.

Однако это не означает, что в любом случае информация становится абсолютно открытой. Иногда необходима регулируемая степень видимости - все зависит от специфики товаров. Опционально есть возможность сделать торги совершенно открытыми или открытыми среди определенного количества компаний. Поэтому там, где нужно соблюсти конфиденциальность, она соблюдается.

Не попасть в ловушку

Одна из главных трудностей при построении ЭТП - расширение базы данных. Например, средний уровень менеджеров далеко не всегда готов делать закупки прозрачными. "Когда мы пытаемся привлекать к участию в нашем проекте компании, руководитель по закупкам или начальник хозяйственной части дистанцируются от этой площадки, - говорит г-н Жагипаров. - Но если нам все-таки удается добиться встречи с первыми руководителями, они с удовольствием идут на сотрудничество, понимая, что таким образом смогут эффективно контролировать закупки и бороться с неэффективным расходованием средств".

При этом если компания заходит на ЭТП, ей предоставляется возможность привести с собой своих поставщиков. С одной стороны, ей комфортно, потому что торг идет среди знакомого круга продавцов. С другой - она может делать сравнение предложений и расширять этот круг. Как показывает практика, очень часто такие компании делают закупки у новых поставщиков, потому что их предложения оказываются привлекательнее. Например, сам Казкоммерцбанк за полтора года в три раза увеличил количество своих поставщиков.

Администрация ЭТП предоставляет компаниям возможность торговаться, а какие будут ценовые предложения и кто окажется победителем, от нее не зависит. Это решать самим покупателям товаров и услуг. Потенциально здесь может существовать ловушка. Например, интересное предложение делает неизвестная компания. А сможет ли она выполнить взятые на себя обязательства? Доверять ей или нет? В таком случае, как правило, принятию окончательного решения о победителе тендера предшествует "разведка". Если у поставщика нет истории, то лучше выбрать предложение выше по цене, но надежнее.

ЭТП без границ

Авторы проекта считают электронную торговую площадку универсальной. Потенциально она может охватить все секторы экономики. Но при этом пока (да и в дальнейшем, наверное, эта тенденция сохранится) лидируют IT-компании, которые лучше всех знают возможности Интернета и пользуются ими. "На данный момент мы охватываем все секторы, кроме госзакупок, - говорят в инновационном департаменте ККБ. - В принципе, государственные органы могут подключаться и делать закупки в режиме on-line, каких-либо препятствий для этого нет. Но мы планируем детально изучить законодательство и сделать свои предложения по этому вопросу".

Также изучается возможность по проведению торгов не только в тенге, но и в долларах. Со временем, когда электронная площадка укрепит свои позиции в Казахстане (сейчас будет сделан упор на региональное развитие), планируется ее выход на рынки ближнего зарубежья. Поэтому в течение ближайших двух-трех лет очень важно приобрести опыт торговли на иностранную валюту.

Уже с января 2006 года обслуживание на площадке станет платным. Однако говорить о том, что это будет полноценный коммерческий проект, пока не стоит. По словам Нурлана Жагипарова, предполагается "сделать тарифную политику разумной". Скорее всего, это будет небольшая комиссия с закупщика - за обслуживание на ЭТП и за сопровождение. Цель - не столько зарабатывать деньги, сколько покрывать текущие расходы. Для проекта важно собрать большое количество участников, видеть финансовые потоки, а также создать новый банковский продукт. Своим клиентам ККБ будет предлагать обслуживание на электронной площадке, что, безусловно, станет конкурентным преимуществом по сравнению с другими банками.

Уже сейчас ЭТП абсолютно открыта и доступна для всех. Недавно был подписан договор с одним из коммерческих банков - электронный проект не закрывается даже для конкурентов. При этом в ККБ не исключают, что некоторые финансовые институты попытаются создать подобные площадки. "Возможно, со временем появятся альтернативные площадки, и они будут развиваться. Я не вижу в этом никаких проблем, - говорит г-н Жагипаров. - За два года, что мы работаем над этим проектом, сделано многое. У нас все специалисты сертифицированы. Вместе с тем стоять на месте мы не собираемся, поэтому за то время, что наши конкуренты будут заниматься созданием ЭТП, мы уйдем еще дальше".

Тем, кто захочет создать ЭТП, надо быть готовым к большим материальным затратам, поскольку необходимо покупать специальный софт, формировать инфраструктуру, обучать персонал, оттачивать технологии. В то же время подобный проект, оцениваемый примерно в 500 тыс. долларов, может довольно быстро окупиться за счет экономии на закупках, если его создает крупный потребитель. Например, ККБ за счет экономии на закупках уже практически окупил прямые затраты по созданию ЭТП. Именно этот факт и станет, вероятнее всего, стимулом для создания подобных торговых площадок и появления конкурентной среды.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности