Большие смотрины

Готовность брокерского корпуса работать с розницей определит дальнейшее развитие рынка ценных бумаг

Большие смотрины

В преддверии первого этапа народного IPO, старт которого намечен на октябрь этого года, казахстанские брокеры спешно перестраивают бизнес-процессы: переходят на онлайн-обслуживание, набирают персонал, усиливают свое присутствие в информационном поле.

Однако речь пока что идет о теоретической готовности. Как все будет происходить на практике, не знает никто, ведь прецедента масштабного народного IPО у нас еще не было.

Тем не менее уже ясно, что если в работе с клиентом будут допущены существенные огрехи, развитие фондового рынка окажется под вопросом. Деньги населения пойдут искать другие каналы роста, на рынке будут все так же «хозяйничать» институциональные инвесторы с потребностью в крупных объемах ценных бумаг и с консервативно высокой оценкой рисков — следовательно, о средних эмитентах и диверсификации нужно надолго забыть.

К битве готовы

Говоря о потенциальных рисках рыночного IPО, обычно указывают две ключевые проблемы: правильное ценообразование и удачное время размещения. Казахстанская практика, когда IPО планируется делать народным, дает основания утверждать, что в наших условиях более значимы другие риски: техническая готовность брокерского корпуса и человеческий фактор розничного инвестора.

Первое обстоятельство существенно тем, что народное размещение — это развитие розничного брокерского бизнеса, нацеленного на работу с большим количеством мелких клиентов — физических лиц, в то время как казахстанский фондовый рынок исторически «заточен» на крупных и квалифицированных институциональных инвесторов. Следовательно, брокерам нужны технологии и знания работы с массой мелких инвесторов. Степень надежности и оперативности брокера будет создавать впечатление от народного размещения и определять успех этого проекта.

Готовность брокеров обслужить массового клиента в рамках программы народного IPO, по утверждению самих брокеров, достаточно высокая. Ставки в народном IPO чрезвычайно серьезные. На кону — 160 тыс. прогнозируемых «Самрук-Казыной» розничных инвесторов со средней суммой вложения в 200 тыс. тенге, которые в будущем смогут стать активными клиентами брокерских компаний, а также будущее самого казахстанского фондового рынка. После фактического краха идеи развивать РФЦА и предания забвению самого амбициозного проекта финансового строительства (Региональный финансовый центр Алматы, драйвер казахстанского фондового рынка по версии 2007–2009 годов) программа народного IPO не имеет права на провал. И возможные 160 тыс. розничных клиентов должны купить свои акции, что называется, «без сучка и задоринки».

Именно поэтому за последний год брокеры большое внимание уделяли развитию розничного направления. В первую очередь компании перестроили сервис. Брокерский бизнес в технологическом плане — достаточно сложный. Он предполагает взаимодействие с клиентом в несколько этапов. Сначала клиент открывает брокерский счет, затем зачисляет на него деньги для торгов (эта операция проходит через банк), дальше — подает заявку на покупку ценных бумаг, а после исполнения брокером заявки получает от него отчет. В процессе IPO клиент пройдет все эти четыре этапа. Книга акционеров будет формироваться постепенно в течение месяца. После этого брокер соберет все заявки и передаст их на биржу, которая в свою очередь отправит собранные от всех брокеров книги эмитенту на отсечку.

Если не будет технической поддержки, клиенту придется как минимум четыре раза приходить в офис брокера, дождаться своей очереди и получить услугу. Поэтому многие брокеры сделали ставку на онлайн технологии, на открытие торгового счета и торговлю через Интернет, в соответствии с которой намерены сделать сервис доступным для всех клиентов, независимо от их географического места нахождения. Если у клиента есть Интернет и ЭЦП (электронно-цифровая подпись), он может дистанционно открыть счет, подавать заявки, видеть состояние своего счета, инвестиционный портфель и так далее. «Сейчас основной акцент развития рынка ставится на онлайн технологии для участников этой программы. Многие брокеры уже адаптировали торговые платформы под программу, решили часть вопросов, связанных с документами клиента, при помощи электронно-цифровой подписи, в связи с этим проблем у брокеров при проведении программы «Народное IPO» возникнуть не должно. Мы стараемся максимально разгрузить внутренние ресурсы, переложив их на автоматизированные торговые платформы, которые с момента запуска уже достаточно хорошо проявили себя», — рассказывает директор департамента продаж и развития бизнеса компании ИФД «RESMI» Наталья Тимошенко. — Мы также стремимся, чтобы нехватка человеческого общения с брокером (все-таки основная часть розницы сосредоточена в регионах) сглаживалась за счет IT-технологий. Мы стараемся стать ближе для своих клиентов через присутствие в интернет-пространстве: социальных сетях, корпоративном сайте и других ресурсах. Мы регулярно размещаем новости об участии в народном IPO и наших услугах, что автоматически помогает клиентам найти ответы на насущные вопросы. Это удобно и клиентам, и нам как брокеру».

Дополнительно брокеры снизили тарифы для участников программы народного IPO.

«Идет активная пропаганда народного IPO, население призывают покупать акции. Но поскольку брокерские услуги не настолько известны, как, например, банковские, есть опасение, что услуги брокера будут недешевыми, — отмечает председатель правления компании “Сентрас Секьюритиз” Талгат Камаров. — Чтобы не загнать клиента в угол, мы попросили “Самрук-Казыну” составить некую декларацию и заверить ее подписями компаний, что их услуги не будут для клиента обременительными и не получится так, что в Алматы клиента обслужат по тысяче тенге, а где-нибудь в глубинке, с офисом единственного брокера или трансферагента, гораздо выше».

Зона риска

Тем не менее, даже если техническая готовность брокеров будет на хорошем уровне, существуют риски, на которые брокеры повлиять не в состоянии. Это человеческий фактор, включающий в себя целый ряд показателей — в частности, низкую финансовую грамотность населения, слабый уровень использования ими интернета для осуществления регистрационных услуг и финансовых платежей.

Как показывает международная практика проведения масштабных IPO, основная масса инвесторов принимает решение об участии в программе лишь после объявления цены. Не будет исключением и наше IPO. Сегодня представители брокеров жалуются на низкую активность населения по открытию брокерских счетов и связывают это с тем, что людей агитируют без объявления ценовых показателей, просто за идею. Сами компании готовы нарастить свою активность в привлечения клиентов. Но что им говорить? Потенциальную справедливую стоимость акций первого эмитента — «КазТрансОйл» — уже детально обсудили, многие брокеры дали по ним свое заключение. Новой значимой информации для инвестора нет, а без нее поддерживать интерес к теме народного IPO непросто.

Брокеры всерьез опасаются, что после объявления цены начнется настоящий ажиотаж, а основная масса клиентов, как это обычно бывает, отложит визит к брокеру на последний момент (хотя подписка на акции будет проходить в течение месяца и у людей будет время принять инвестиционное решение, собрать деньги и прийти в офис). К тому же вполне возможно, что основная масса инвесторов пойдет не через электронный портал, а по старинке: в компанию лично, с документами в руках. Потому что в последний день не у всех будет возможность открыть ЭЦП (сегодняшняя статистика показывает, что ЭЦП пользуются меньше десятка тысяч человек).

«Казахстанский брокерский корпус пока еще малочисленный. Если мы говорим о национальном масштабе вовлечения людей, то существующие брокеры могут столкнуться с проблемой, что число желающих одновременно открыть счет и подать заявку превысит возможности брокеров их быстро и эффективно обслужить. Если верить оптимистическим планам привлечь 160 тысяч человек, которые одновременно придут открыть счет, то мы столкнемся с проблемой очередей. Даже если брокеры станут работать сутками, жалобы со стороны клиентов все равно будут. Потому что будет ажиотаж, во время которого снизится качество обслуживания и могут случиться ошибки, — отмечает Талгат Камаров. — Ажиотажный спрос удовлетворить качественно и своевременно, как того требуют нормативы и правила конкуренции, будет, наверное, сложно».

По мнению эксперта, сложности могут возникнуть и с исполнением заявок клиентов. Даже если клиенты будут сидеть дома за компьютерами и самостоятельно вводить заявки, что, бесспорно, ускорит процесс, возможный ажиотаж в Сети снизит оперативность исполнения клиентских заявок.

А по правилам срок исполнения заявок ограничен рамками норматива. Если открыть счет и выдать выписку со счета брокер должен в течение трех дней, то исполнить приказ на покупку ценных бумаг он обязан немедленно. Если акции эмитента будут ликвидными, их курсовая стоимость станет колебаться ежесекундно в ту или иную сторону, то эффект очереди может сказаться на финансовом результате клиента. Если он увидит, что акция выросла в цене, и подаст в это время заявку, то пока дойдет очередь до исполнения его заявки и она исполнится, цена может измениться.

Практически все опрошенные редакцией брокеры указывают на низкую финансовую грамотность населения, которая остается таковой, несмотря на предпринимаемую инициаторами IPO разъяснительную работу. Они считают, что необходимо продолжать обучение людей и проводить разъяснительную программу.

Пока неясно, что такое народное IPO: инфраструктурный или социальный проект. Если первый, то необходимо дополнительное время на разъяснительную работу и нужны инвестиции в создание собственных деловых теле- и радиоканалов, которые смогли бы воспитать инвестора. Если второе, то зачем городить огород, когда можно просто раздать акции по символической стоимости. Массовый инвестор остается «сырым», и не совсем понятна его дальнейшая мотивация: останется ли он долгосрочным вкладчиком или же выступит в роли биржевого спекулянта — прогонит через себя акции при первичном размещении, тут же сбросив их на вторичном рынке.

Риск-менеджмент

А что же брокеры? Ведь именно они заинтересованы в притоке клиентов и в развитии бизнеса. И кто, как не они, должны быть озабочены воспитанием инвестора, усилением разъяснительной работы?

Однако не все так просто. Предвидя серьезные неожиданности, брокеры не хотят излишне рисковать.

Заработать на IPO — один вопрос, серьезно инвестировать в розницу и воспитывать культуру массового инвестора — совершенно другой.

«Можно провести массовую акцию и подписать сотни людей. Но мы не хотим в будущем видеть обиженные лица. Человек должен прийти на фондовый рынок добровольно. Мы — не розничная компания. Мы набираем клиентов на долгосрочное обслуживание, а не только под народное IPO», — сказали «Эксперту Казахстан» в одной из компаний.

«В народном IPO главное — не просто завести толпу клиентов на обслуживание, а объяснить клиентам, приходящим к брокеру на обслуживание, смысл инвестирования. Для брокеров это не разовый проект: прогнали через систему клиентов и заработали деньги. Должен быть сделан клиентский задел на будущий бизнес», — прокомментировали отношение к IPO в другой компании.

Похоже, что сегодня для большинства брокерских компаний народное IPO — больше социальный проект. Тем не менее, если первое размещение пройдет успешно (придет хотя бы несколько десятков тысяч человек, активность по розничным счетам пойдет за счет автоматизированных систем), розница станет достаточно интересной. Тогда вполне реально говорить о целенаправленном развитии розницы большинством брокерских компаний.          

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?