Смена министров и смена методик

Поделиться видением ситуации мы попросили руководителя сектора внутренней политики Института политических решений Максима Казначеева.

Максим Казначеев
Максим Казначеев

— Максим, в одном из недавних интервью вы прогнозировали, что отставка правительства произойдет в конце сентября. Вы объясняли это тем, что производить перестановки позже — значит рисковать, что новый кабмин будет дольше входить в курс дела. Как вы думаете, а почему решение об отставке кабинета Карима Масимова не было принято раньше?

— На мой взгляд, отставки правительства после парламентских выборов не произошло в силу того, что из-за обострения внутриполитической обстановки после событий в Жанаозене президент принял решение, что сначала необходимо разрешить возникшую конфликтную ситуацию и только потом принимать решение о правительстве. А позднее, когда в июне было несколько депутатских выпадов, в принципе было ожидание, что правительство отправят в отставку, но этого опять не произошло из-за ряда несистемных акций: событий на заставе, обострения террористической активности. У президента проблема с силовым блоком, и в этот момент менять правительство — значит вносить неразбериху в работу центральных органов власти.

— Вместе с тем в мае г-ну Масимову довольно неожиданно для всех президент поручает председательствовать в комиссии, проводящей аттестацию силовиков…

— Была информация, что к Аслану Мусину у президента появились претензии после Жанаозена. А силовиков традиционно курирует администрация президента. Неожиданная передача функции председателя аттестационной комиссии Кариму Масимову свидетельствует о том, что в весенние месяцы вопросов к АП было больше, чем к правительству.

— Немного абстрагируясь от конкретной ситуации: какое значение, по-вашему, придается смене правительства в РК? Если в большинстве западных стран правительство определяет экономическую и социальную политику, то у нас все ключевые задачи ставит президент.

— Если судить из того, что мы видели раньше, — это попытка выстраивания кадрового баланса. Такая версия значения смены правительства мне представляется оптимальной и в этот раз. То есть президенту необходимо освободить сразу несколько позиций в бюрократической машине, и чтобы была определенная свобода маневра фигурами, президент принимает решение сразу по нескольким ключевым позициям.

— Опрошенные «Экспертом Казахстан» аналитики не относят нового премьер-министра Серика Ахметова к какой-то из элитных группировок. С кем, вероятнее всего, он будет блокироваться?

— Я думаю, что просматривается союз с председателем мажилиса Нурланом Нигматулиным. Вряд ли стоит рассматривать этот союз как что-то серьезное, но, в принципе, полагаю, общий язык они найдут. Им поможет опыт деятельности в одном регионе, а неформальные контакты будут как нельзя кстати, особенно если будет принято решение по усилению контрольно-надзорных функций мажилиса, о чем весной говорила Дарига Назарбаева: практика парламентских комиссий и так далее. В этом плане более коммуникабельный премьер, способный находить общий язык с руководством нижней палаты, будет очень полезен.

— Как вы считаете, какие основные задачи стоят перед новым правительством и какие проблемы ему придется разрешить?

— По всей видимости, полностью будет меняться курс социальной политики. Я не имею в виду даже нашумевшую статью президента, а у нас на протяжении полутора лет идет стихийный устойчивый рост трудовых конфликтов, и не обращать на это внимание для центральных органов власти, как минимум, небезопасно. Нужно делать среднесрочные шаги, которые связаны с большими затратами и структурными изменениями. Соответственно, нужно ставить задачи профильным министерствам и ведомствам. Но если мы меняем приоритеты в социальной политике, то нам необходимо что-то предпринимать и в отношении министерств экономического профиля, нужно искать новые источники финансирования. Мне видится два варианта: либо увеличивается негласная нагрузка на бизнес, либо действительно следует резко сокращать те непрофильные расходы, которые несут госкомпании — это так называемая «корпоративная социальная ответственность, — резко сокращать коррупционную ренту и искать дополнительные источники пополнения бюджета.      

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности