Своим путем

Международный кинофестиваль «Евразия» проводится с 1998 года. По настоящее время он остается одним из важнейших кинематографических событий на территории СНГ и стран Балтии.

Гульнара Абикеева
Гульнара Абикеева

В 2012 году ежегодное издание International Film Guide включило МКФ «Евразия» в список 35 лидирующих кинофестивалей мира. Его бессменный арт-директор Гульнара Абикеева рассказала, что емкое имя «Евразия» фестиваль получил потому, что в 1998 году, когда он начал свою работу, прошло семь лет, как развалился Советский Союз, и было желание восстановить прерванную традицию межреспубликанских фестивалей. «Эту миссию на себя решил взять Казахстан, Алматы. Время тогда было тяжелое, в Алматы функционировало один-два работающих кинотеатра, гостиницы находились в плохом состоянии. Возникало ощущение, что праздников не будет уже никогда. Но вдруг праздник кино состоялся. Называя «Евразия», мы предполагали, что он каждый год будет проходить в разных столицах азиатских государств. К сожалению, эта инициатива не была поддержана другими республиками — Кыргызстаном, Азербайджаном, Грузией», — посетовала она. Таким образом, между первым фестивалем и вторым возник перерыв в семь лет. Первый фестиваль в 1998 году проводили при поддержке Федерации кинематографистов Москвы, а в 2005 году уже собственными силами. В первый раз демонстрировались картины только постсоветского пространства. Во второй было решено, что будут участвовать картины из Европы. Тогда организаторы фестиваля решили сделать главный акцент на кино Центральной Азии. «Говорили, что кинофестиваль не нужен, ведь в Казахстане в год производится всего 4–6 картин. И далеко не все из них фестивального уровня, — вспоминает киновед. — Прошло семь лет, и вот уже производится порядка 20 картин в год. Из них мы тяжело выбираем, что может попасть в фокус фестивальной программы». В этом году в кинофестивале участвовали 16 казахстанских картин. Причем некоторые казахстанские картины не вошли в фестивальную программу. Например, не вошла картина «Шал» Ермека Турсунова. Причина в том, что ее режиссер хотел бы, чтобы премьера его картины состоялась на крупном международном фестивале. Такая же ситуация с картиной «Талгат» Жанны Исабаевой, которая предпочла участие в конкурсе «Киношока», а также показ в рамках Пусанского кинофестиваля. И еще ряд картин, которые не показываются не потому, что их не отобрало жюри, просто их создатели выбирают другие пути. Это их право, подчеркнула Гульнара Абикеева. На церемонии открытия фестиваля была показана «Виртуальная любовь» Амира Каракулова. Две картины в рамках программы «Особое событие» — «Жаужурек Мын Бала» и самая кассовая, по словам Гульнары Абикеевой, за всю историю казахского проката картина «Книга легенд», ставшая, по ее же мнению, казахстанским прорывом в новые компьютерные кинотехнологии. Остальные 11 картин были показаны в программе «Динамичное казахское кино».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики