Неспособный в малом не способен на большее

Неспособный в малом не способен на большее

За 10 лет стало привычным объяснять уровень казахстанского образования недостаточным финансированием. Маленькие зарплаты учителей, технически отсталый ассортимент образовательных инструментов в школах, нехватка средств на разработку учебных пособий и масса других проблем, связанных с отсутствием средств, используются чиновниками как железобетонный повод для оправдания недостаточных знаний казахстанских абитуриентов. Конечно, в этих оправданиях доля истины есть, нам пока далеко до уровня Франции или Японии, где школы получают на порядок больше средств, чем наши, казахстанские.

Но помогут ли нам деньги исправить ситуацию со средним образованием? Многочисленные реформы, в которые вложили приличные средства, ожидаемого результата не дали. К европейским стандартам - по содержанию - еще не пришли, а советские каноны фактически утратили. Уровень школьного образования методично опускается вниз, в результате вузы вынуждены принимать абитуриентов со знаниями на жиденькую "тройку" и выпускать специалистов в этом же оценочном диапазоне. Потраченные на реформы деньги можно считать профуканными, они не вернутся к нам в виде интеллектуального капитала. И сколько бы ни вкладывали денег, при нынешнем менеджменте чиновников, призванных создать качественную систему образования, ничего в качественном плане не изменится, не помогут ни 12, ни 15 классов. Даже из тех денег, что выделяет государство сегодня, часть уходит непонятно куда - принятые программы остаются нереализованными.

На прошлой неделе Счетный комитет опубликовал весьма неприятные данные. По итогам проверки по использованию бюджетных средств, выделенных Министерству образования и науки на разработку и апробацию учебников, создание лингафонных и мультимедийных кабинетов, подключение школ к Интернету, выявлены нарушения на общую сумму 159 млн тенге. Более миллиона долларов прошло мимо казахстанских школ. А это значит, что наши школьники опять недополучат учебники, а Интернет останется за семью печатями. Наши же чиновники в это время обсуждают далекую перспективу 12-летнего образования.

А научиться правильно расходовать государственные средства было бы неплохо. Взять, к примеру, Программу по подготовке и выпуску учебников, учебно-методических комплектов по специальным дисциплинам для организации начального и профессионального образования. Ее цель провозгласили еще три года назад - определить единую политику по написанию учебников для школьников. Как раз в этом году ее обещали реализовать. Министерство образования и науки в рамках этой программы должно было создать и внедрить 311 наименований электронных учебников. Однако, по данным Счетного комитета, на 1 октября текущего года министерство осилило всего 13 наименований. Значит, единая политика по учебникам откладывается на неопределенный срок, и учителям придется выкручиваться, искать свои старенькие пособия. Хоть качество первых учебных книжек ниже всякой критики, других в ближайшее время не будет, так как программа за два года реализована менее чем на 5%. Зато по некоторым пунктам чиновники проявили сверхскоростные способности - разработали учебную литературу по программе 12-летнего образования для второго класса. Книжка, может быть, и хорошая, но вся беда в том, что стандарты по 12-летнему образованию у нас в стране еще не приняли. И нет никаких гарантий, что в написанном учебнике авторы интуитивно угадали эти стандарты. Поэтому сотрудники Счетного комитета потраченные Министерством образования деньги на учебник для второго класса на сумму в 7,2 млн тенге отнесли к статье нецелевого использования. Но даже имеющимися в наличии учебниками в министерстве распорядились, мягко говоря, неправильно. В школы, где изучается только английский язык, направлены учебники и учебно-методические комплекты по немецкому, французскому и арабскому языкам на общую сумму 1,3 млн тенге. В некоторые школы направлялись учебники, не соответствующие уровню классов обучения, что привело к неэффективному использованию средств республиканского бюджета на общую сумму 617,5 тысячи тенге. Из этих бюрократических проколов напрашивается вывод - наше министерство имеет смутное представление о том, чему учат в казахстанских школах.

От учебников перейдем к другим средствам образовательного процесса - лингафонным кабинетам. С помощью этого чуда техники учить иностранные языки гораздо удобнее, правда, об этом знают немногие казахстанские школьники и в ближайшие годы вряд ли узнают. На создание лингафонных и мультимедийных кабинетов в государственных учреждениях общего среднего образования из республиканского и местных бюджетов было выделено 4,4 млрд тенге. Этих средств достаточно, чтобы оснастить техникой 121 кабинет. А что в результате? По данным на начало октября, министерство оборудовало только 5 лингафонных и мультимедийных кабинетов (суммарно!). Поставщик оборудования - совместное казахстанско-сингапурское предприятие ТОО "Каз-СТ инжиниринг Бастау". Как установила проверка Счетного комитета, была произведена 50-процентная предварительная оплата на общую сумму 305,4 млн тенге, что является нарушением бюджетного законодательства. При этом в паспорте бюджетной программы не указаны конкретные сроки поставки, комплектация и общее количество предполагаемого к закупке оборудования. То есть лица, осуществлявшие сделку между государством и коммерческой структурой, не знали, или не имели в виду: когда, куда и сколько комплектов нужно поставить. Если уж в Министерстве образования не могут решить локальные задачи, то как им удастся справиться с глобальными, на решение которых потребуются куда большие средства?

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики