Найти компромисс...

Редакционная статья

Найти компромисс...

То, что региональная интеграция странам Центральной Азии необходима - бесспорно с точки зрения логики и общемировых тенденций. Сейчас, когда мировая экономика старается использовать максимальное количество выгод от регионального объединения, оставаться в стороне от этого процесса - непозволительная роскошь. Однако история взаимоотношений между странами Центральной Азии - свидетельство того, что в нашем локальном случае интеграция возможна скорее на двустороннем уровне (Казахстан-Киргизия, Таджикистан-Киргизия), нежели на уровне всех пяти государств. Слишком велики политические противоречия, национальные амбиции (зачастую сильно завышенные), да и экономическое развитие в каждой из стран ЦА проходит по разным сценариям.

Они, к примеру, имеют конкурирующие планы относительно водопользования. Интересы государств, расположенных в верхнем и нижнем течении рек, резко конфликтуют между собой: те, кто находится выше, заинтересованы в увеличении водотоков в течение зимы, чтобы производить электроэнергию. Те, кто ниже, заинтересованы в накоплении воды в течение зимы с целью доведения ирригации в сельском хозяйстве до максимума.

Узбекский министр Рустам Азимов признает, что результаты интеграционных процессов возможны только при осознании того, что странам региона это объединение выгодно. Говорит он и о необходимости нахождения компромисса, но при условии, что "будут учитываться национальные интересы участников процесса". В этой оговорке, как видится, заключается одна из основных проблем того, что интеграция Центральной Азии до настоящего времени является скорее идефикс, нежели реальным проектом.

Национальные интересы - понятие очень тонкое, трактуемое каждым из государств исключительно в свою пользу, что, в общем-то, понятно. Непонятно другое - зачем в таком случае вообще говорить об интеграции. Ведь 15 лет независимого сосуществования Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана в едином регионе ясно показали - страны преследуют исключительно собственные интересы, предпочитая выстраивать внешнеторговые отношения только с точки зрения своей выгоды, но не выгоды всего региона. Да и участие стран ЦА в инфраструктурных проектах, которые финансируют международные финансовые доноры, ограничивается лишь политическими решениями.

Региональная стратегия не имеет содержания, если она не поддержана действиями. По мнению руководителя региональной программы продвижения торговли в Центральной Азии (UNCTAD/WTO) Давида Акопяна, лучшими интеграторами, в отсутствие политической воли, могут стать бизнесмены. "Бизнесменам в регионе необходимо изучать друг друга и понять, что вместе они становятся более интересными партнерами для внешних покупателей с большими объемами производства и большим масштабом. Что позволит им сильнее позиционировать на внешних рынках и стать более конкурентоспособными", - считает он.

Оптимисты-интеграторы говорят и о том, что 10-15 лет для объединения слишком маленький срок и что страны Центральной Азии в дальнейшем все же будут предпринимать шаги не только для собственного развития, но и для региона в целом. Ведь экономические преимущества перевешивают возможности "несотрудничества". Европа также в течение многих столетий строила барьеры в торговле, и только в прошлые десятилетия начала искоренять их, а сейчас существует свободная зона торговли ЕС. Если мы хотим достичь краткосрочных целей - давайте строить стены и закрывать доступы к рынкам. Однако если речь идет о достижении более долгосрочных целей, необходимо сконцентрироваться на взаимовыгодных решениях, в которых все стороны выигрывают. Фактически улучшенные и развитые экономические отношения в конечном счете помогут решить многие политические проблемы, существующие сейчас во взаимоотношениях стран Центральной Азии.