Стать отличником

Не доверяя качеству аудита, государство решило повысить его с помощью института саморегулирования. Однако совмещение аудитором консалтинговых и аудиторских услуг по-прежнему может способствовать договорным отношениям с клиентом

Стать отличником

Мажилис парламента Казахстана одобрил законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам аудиторской деятельности. Основной целью законопроекта является "повышение ответственности аудиторов и аудиторских организаций, а также совершенствование системы регулирования аудита и аудиторской деятельности". Добиваться намеченных целей планируется путем "сбалансированного взаимодействия государственного и негосударственного регулирования с учетом международного опыта". Проще говоря, вводится система саморегулирования аудиторской профессии через создание аккредитуемых государством профессиональных объединений.

Под прицелом общественности

Повышенным вниманием к результатам своей работы аудиторские компании обязаны череде западных корпоративных скандалов, связанных с фальсификацией бухгалтерской и финансовой отчетности. После чего инвесторами был поднят вопрос повышения ответственности аудиторов, а уполномоченными органами приняты радикальные меры. Аудиторам запретили ведение бухгалтерского учета, начисление налогов, оценку активов у своих клиентов с одновременной проверкой этой отчетности. То есть теперь аудиторы не могут формировать отчетность, проверяя при этом качество собственной работы. Дополнительно для восстановления доверия инвесторов к финансовой отчетности компаний в июле 2002 года в США был принят Закон Сарбейнса-Оксли, призванный усилить независимость внешних аудиторов. Важной нормой этого закона стал запрет на предоставление клиенту ряда неаудиторских услуг, что привело, к примеру, к разделению консалтингового и аудиторского бизнеса. Ведь если доход аудитора от консалтинга превышает доход от самого аудита по одному клиенту, то могут возникнуть сомнения в его независимости.

В Казахстане пошли другим путем. Специфика отечественных аудиторских компаний такова, что большая их часть представляет собой низкокапитализированные фирмы со штатом работающих 5-10 человек, основным орудием труда которых является обыкновенный калькулятор. Это фирмы-универсалы, их спектр услуг включает в себя и аудит, и оценку имущества, и консалтинг. Если бы в Казахстане провели кардинальную реформу аудита, то такие компании должны были бы уйти с рынка. Однако их услуги пользовались спросом у индивидуальных и мелких предпринимателей в силу более дешевых тарифов и возможности "согласовывать отдельные моменты", поэтому "грузить" эту часть отечественного бизнеса более высокими тарифами крупных аудиторских компаний никто не решился.

Выждав время и заручившись рекомендациями Всемирной организации бухгалтеров и аудиторов, правительство решило ввести контроль в соответствии с международными стандартами аудита.

Двусторонний контроль

Согласно законопроекту качество работы аудиторов планируется отслеживать на двух уровнях. Первый - внутренний контроль, обеспечивается наличием в каждой аудиторской компании как минимум трех лицензированных аудиторов, которые смогут проводить мониторинг действий коллег. Второй - внешний контроль, организуют профессиональные организации, аккредитуемые уполномоченным органом. В их компетенцию будут входить вопросы повышения квалификационного уровня, контроль за соблюдением требований профессиональной этики, проведение рейтинга аудиторских организаций, ходатайство о лишении члена организации лицензии. Предполагается, что более тщательной станет аттестация лиц, получающих лицензию на аудиторскую деятельность: теперь квалификационная комиссия будет состоять из представителей разных профессиональных организаций.

За собой государство оставляет надзор и контроль как отдельных аудиторских компаний, так и профессиональных организаций через их соответствие стандартам саморегулируемой организации. За слабое качество собственной деятельности профессиональная организация может лишиться свидетельства об аккредитации. В роли "кнута" в законопроекте выступает норма, согласно которой отзыв лицензии на осуществление аудиторской деятельности без ходатайств со стороны профессиональной организации в течение одного года у десяти аудиторов-членов профессиональной организации как раз и ведет к лишению аккредитации.

Сами аудиторы положительно отзываются о законопроекте: "Впервые за последние полтора года аудиторские компании нашли общий язык с Министерством финансов. Данный законопроект удачен для рынка аудита: с одной стороны, он ликвидирует анархию в аудиторской среде, с другой - минимизирует давление на компании со стороны государства".

Кроме того, саморегулирование аудиторских компаний - широко распространенная международная практика. В Казахстане первый опыт создания профессиональных организаций был предпринят в 1993 году, когда в соответствии с принятием закона "Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан" была создана Палата аудиторов Казахстана в организационно-правовой форме общественного объединения. Однако членство в ней было добровольным, поэтому данная саморегулируемая организация объединяла в своих рядах лишь 85% аудиторских компаний.

Риторический вопрос

Учитывая, что разработка правил проведения внешнего контроля качества будет осуществляться организацией самостоятельно, важными становятся следующие вопросы. Первый: что нужно предпринять, чтобы сам контроль качества не стал формальным? Здесь ключевой становится достаточность человеческих и технических ресурсов для проведения такого контроля. Скорее всего, на начальном этапе профессиональные объединения не смогут полностью обеспечить надлежащее качество контроля. Причина этого в том, что предположительно закон начнет действовать в начале следующего года. Однако для решения вопросов с регистрацией учредительных документов, формирования органов управления, источников финансирования, создания технологий мониторинга качества необходимо время. Вполне возможно, что на период создания профессиональных объединений затормозится работа квалификационной комиссии.

В дальнейшем качество контроля во многом будет зависеть от состава учредителей профессиональной организации, их требований к участникам организации. Важно, чтобы ее основали компании с безупречной профессиональной репутацией, которая как раз и станет гарантом качества и ответственности профессиональной организации. По мнению специалистов, инициаторами создания профессиональных объединений станут крупные аудиторские компании, которые смогут завлечь более мелких участников рынка передачей собственного опыта, знаний и технологий.

Далее следует проработать четкие критерии принятия и исключения компаний из саморегулируемой организации. Полностью переложив контроль качества аудиторов на саморегулируемые организации, государство жестко обозначило свою позицию - "бесхозных" аудиторов быть не должно. Поэтому даже в случае исключения аудиторской компании из состава профессиональной организации по истечении трех месяцев она имеет право повторно вступить в прежнюю либо в новую организацию. В идеале внутренние документы профессиональной организации не должны предусматривать прием в свои ряды исключенных членов других саморегулируемых организаций. В противном случае "нерадивую" компанию для сохранения численности пригреет какая-нибудь "жалостливая" профессиональная организация. И стимул для качественного роста у этого аудитора просто исчезнет.

Помимо этого, профессиональная организация должна иметь четкие правила выборности всех органов управления. И хотя законопроект разрешает избирать руководителя на четырехлетний срок с переизбранием не более двух сроков подряд, на практике саморегулируемая организация может их сократить, чтобы стимулировать руководство действовать активнее.

Вопрос второй: сделает ли участие аудитора в профессиональной организации более независимым? Насколько позволяет судить законопроект, предпосылок для этого законодательно пока не создано. Отечественные аудиторы по-прежнему могут совмещать восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, консультирование по вопросам налогообложения с проведением внутреннего аудита в одной компании, оказывать юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью. Это вряд ли будет способствовать сокращению отечественной практики договоренности клиента с аудитором. А как победить коррупцию, это уже вопрос, относящийся к разряду риторических.

Заграница нам поможет

Дополнительным стимулом для качественного развития казахстанских аудиторских компаний может стать активный приход на казахстанский рынок мировых сетевых компаний. Сеть представляет собой ассоциативный тип международных аудиторских организаций, некое профессиональное объединение. В сети отсутствует централизованное управление, зато четко налажен взаимный контроль между членами. Национальному игроку вступление в сеть гарантирует повышение квалификации персонала, передачу передовых методик и гарантированной платежеспособной клиентской базы (когда иностранная компания привыкает работать с конкретным представителем сети у себя в стране, по рекомендации она сможет обслуживаться у казахстанского). Например, российские эксперты отмечают тенденцию: значительное количество российских компаний, не успевших интегрироваться в мировые сети, постепенно уходит с рынка.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики