Кому продались

Министр Грузии по структурным и экономическим реформам Каха Бендукидзе и его партнеры продали акции ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" неизвестным российским инвесторам. Аналитики убеждены, что владельцем этих акций будет "Газпром"

Кому продались

Сделка по продаже 42,16% акций "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ) была организована "Объединенной финансовой группой". И теперь номинальным держателем ценных бумаг является "Депозитарно-клиринговая компания", ранее в этой роли выступал " Промторгбанк". До продажи практически 25% акций принадлежало грузинскому министру, 13% - ЗАО "Лидер", управляющему активами пенсионных фондов, в частности "Газфонда", 13% - дочерним предприятиям ОМЗ, 9% - члену совета директоров Алану Казбекову. Кроме того, держателями 27% являются иностранные институциональные инвесторы.

Под государственным флагом

О том, что основной акционер и основатель ОМЗ Каха Бендукидзе ведет переговоры о продаже своей доли, а также бумаг нескольких крупных менеджеров компании, сообщалось еще в сентябре текущего года. Г-н Бендукидзе уже давно говорил, что рассматривает возможность передачи принадлежащего ему пакета акций на доверительной основе и последующей его продажи. Главными претендентами назывались " Газпромбанк", который на тот момент уже в течение полугода безуспешно пытался договориться с министром Грузии, и "Базовый элемент". Однако почти все эксперты были уверены, что пакет акций ОМЗ достанется все-таки "Газпромбанку".

Правда, сейчас представители данного банка опровергают то, что бумаги ОМЗ были куплены ими. "Мы этого не делали: ни банк, ни его топ-менеджеры", - сказал вице-президент Илья Кочеврин. Не раскрывают карты и в самой компании. "Нам подробности неизвестны", - заявил Олег Никишенков, заместитель директора ОМЗ по связям с общественностью.

Нежелание всех участников сделки называть истинных владельцев акций ОМЗ может объясняться тем, что в конечном итоге они достанутся "Газпрому", а возможно, и государству. Для чего Кремлю акции ОМЗ? Судя по тому, что другая госкомпания, РАО "ЕЭС России", намеревается приобрести крупный пакет акций "Силовых машин" и ее совет директоров эту сделку уже одобрил, российское правительство хочет вернуть активы, приватизированные в прошлом десятилетии, и сформировать единый машиностроительный холдинг.

Подтверждается это и тем, что РАО и Министерство промышленности и энергетики совместно работают над стратегией энергетического машиностроения. Она подразумевает создание на базе "Силовых машин" корпорации, в которую войдут инжиниринговые центры самой РАО, а также другие компании энергетического машиностроения. Предприятия ОМЗ как раз специализируются на производстве оборудования для атомной энергетики, добывающей отрасли и металлургии. Тем более что "Объединенные машиностроительные заводы" и "Силовые машины" (СМ) еще в прошлом году были, что называется, в двух минутах от слияния, после завершения которого появилась бы крупнейшая в стране машиностроительная корпорация с годовым оборотом 1 млрд долларов. Однако сделка сорвалась из-за того, что в последний момент на горизонте появился еще один потенциальный покупатель - немецкий концерн Siemens. И ЗАО "ХК "Интеррос", являющемуся владельцем СМ, предложение иностранной компании показалось более интересным. Правда, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешение на продажу акций иностранному инвестору не дала, подтвердив тем самым, что энергетическое машиностроение является одной из приоритетных отраслей для российского руководства.

После чего "Интеррос" предложил государству создать на базе компании национальную энергомашиностроительную корпорацию, в которой миноритарным акционером мог стать все тот же Siemens или GE. В этом случае государство имело бы контроль над энергетическим машиностроением и в то же время получало доступ к зарубежным технологиям. Возможно, стратегия, разрабатываемая РАО и Минпромэнерго, подразумевает именно такой подход.

Похоже, что теперь объединение ОМЗ и "Силовых машин" все же состоится, только под другим - государственным - флагом.

Иной вариант

Кроме РАО "ЕЭС России" претендентом на создание на собственной базе машиностроительного холдинга претендует еще и "Базовый элемент". Причем сбрасывать его совсем со счетов было бы неправильным. К тому же он наряду с РАО охотится за активами "Силовых машин" и отступать не собирается. В сентябре директор ООО "Русские машины", созданного "Базелом", Петр Золотарев заявил, что помимо автомобилестроения (ГАЗ, "Стройдормаш" etc) они будут заниматься "венчурными проектами в электроэнергетике". "Я имею в виду энергомашиностроение, - сказал он, уточнив при этом, что пока подобных активов у "Русских машин" нет. - Но надо же сначала подготовиться, сделать аналитику". Главной же целью данной компании он назвал покупку акций СМ.

Может быть, "сделав аналитику" и поняв, что шансов на приобретение акций этой компании у "Русских машин" нет, руководство "Базового элемента" сделало "ход конем" и выкупило пакет г-на Бендукидзе и его партнеров? Тогда "Русские машины" могут превратиться из возможного претендента на звание компании, создавшей "единый машиностроительный холдинг", во вполне реального.