Быстрый банкинг требует терпения

Казахстанские финансовые институты начали активно осваивать электронный банкинг. Для формирования спроса им необходимо изменить менталитет клиентов и продумать маркетинговые стратегии

Быстрый банкинг требует терпения

Управление банковскими операциями через Интернет становится все более популярным. Для финансовых организаций выгода заключается в сокращении издержек: отпадает необходимость открытия и содержания новых филиалов, а клиентам банков удобно управлять своим счетом не выходя за пределы квартиры или офиса.

Несмотря на значительное отставание от западных показателей, онлайн-банкинг активно развивается на молодых финансовых рынках. Например, в России, по оценкам специалистов, в 2004 году, по сравнению с 2003, вдвое увеличилось количество банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через Интернет. На сегодняшний день эту систему установили более половины российских банков. И хотя число физических лиц, пользующихся данной услугой, всего 40-50 тыс. человек, специалисты оптимистично оценивают перспективы интернет-банкинга, связывая их с ростом компьютерных пользователей и технологий.

В степях Интернета

В Казахстане онлайн-банкинг получил распространение в последние 3-4 года. Анализ официальных сайтов казахстанских банков показал, что сегодня почти все они имеют системы дистанционного банковского обслуживания.

В отличие от интернет-банкинга украинских финансовых институтов, где большинство услуг сводится к простому информированию клиента о состоянии его счета, казахстанские банки уже предлагают своим клиентам совершать онлайновые платежи.

Однако спектр их услуг, в сравнении с западными предложениями, еще довольно ограничен.

При этом отечественные банки предоставляют практически идентичные по функциональности сервисы: такие как возможность просматривать состояние счетов в банке и получать по ним выписки, производить оплату за сотовую связь, кабельное телевидение и коммунальные платежи, осуществлять перевод средств между платежными картами и банковскими счетами, открывать и закрывать депозиты, пополнять зарплатные карточки и проводить обменные операции. Помимо этого клиенты могут рассчитывать на получение сведений о курсах валют, кодах банков, платежей, секторов экономики, бюджетной классификации и стран.

Особенности становления

Предложение интернет-услуг большинством отечественных банков говорит об их привлекательности. По оценкам специалистов, объем электронных услуг банков за последний год значительно вырос. Так, главный специалист Центра развития технологий дистанционного обслуживания ТОО Force Technology Руслан Алимбетов констатирует рост обслуживания физических лиц: "Показатели роста активности в системе за 10 месяцев 2005 года, по сравнению с аналогичным периодом 2004, свидетельствуют о том, что прирост по количеству услуг составил 598%, а по объему услуг - 1274%. Всего же среднемесячный прирост по количеству услуг за 2005 год составил 8%, а по объему услуг 24%". При этом существенная разница в росте оборота над ростом количества операции говорит о возрастающем доверии клиентов к инструментам интернет-банкинга.

Несмотря на всю перспективность онлайновских операций, в идеале банки, предоставляющие такие услуги, все же должны предпринимать меры для стимулирования клиентов. При этом, как показывает практика, маркетинговые стратегии имеют географическое различие. Например, российские банки наращивают свою клиентскую базу за счет снижения тарифов по основным операциям. Западные онлайн-банки, считая затраты на организацию банковского обслуживания несоизмеримо меньшими по сравнению с традиционными, предлагают своим клиентам более высокие ставки по депозитам.

Казахстанские банкиры пока не спешат воспользоваться наработками зарубежных коллег. И у нас интернет-обслуживание осуществляется по единым тарифам, установленным в банке. Главным преимуществом для клиента в этом плане является отсутствие необходимости посещать банк.

Сами участники рынка довольно оптимистично оценивают его будущее. "В настоящий момент достаточно сложно оценить емкость рынка по услугам интернет-банкинга. Но хочется отметить такой факт, как существенный прирост числа клиентов банков, желающих или уже осуществляющих банковские операции через Интернет. Данная тенденция стала особенно заметна в последние 2 года, и по нашим прогнозам, наибольшая динамика роста придется на ближайшую перспективу", - говорит Руслан Алимбетов.

Однако, чтобы интернет-банкинг стал массовым продуктом, необходимо решить ряд вопросов.

Во-первых, повысить уровень компьютеризации в Казахстане. По некоторым данным количество потенциальных пользователей в республике составляет до 24% (это общее количество владельцев компьютеров, включая неподключенные к Интернету). Во-вторых, необходимо преодолеть психологический барьер, связанный с переходом на новые интернет-технологии. Кроме того, несмотря на гарантии, предоставляемые банками, потенциальные пользователи банковских онлайновских услуг опасаются за надежность работы электронных банковских систем и безопасность собственных средств. По мнению части экспертов, проблему могла бы решить поддержка государства в виде принятия законодательной базы, предусматривающей минимальную систему защиты интересов таких пользователей. Ведь на сегодняшний день каждый банк самостоятельно определяет границы собственной ответственности в использовании интернет-технологий.

В-третьих, банки должны иметь мощные информационные системы, позволяющие проводить интернет-операции. Затем банкам нужно будет предложить клиентам достойный уровень сервиса на всех стадиях обслуживания.

Казахстанский рынок электронного банкинга только формируется, поэтому усиление конкуренции между банками, будет способствовать сегментации рынка, новым маркетинговым решениям и предложениям клиентам новых услуг.