Эффективный финансовый центр: передовой опыт

Эффективный финансовый центр: передовой опыт

Сингапур

Сингапурская фондовая биржа (SGX) была создана 1 декабря 1999 года в результате слияния SES, Сингапурской биржи акций и SIMEX, биржи производных инструментов.

До создания финансового центра Сингапур уже был крупным центром производства и торговли, включая реэкспорт. На государственном уровне проводилась политика стимулирования инвесторов для развития финансового и производственного секторов Сингапура. К этому времени уже на государственные деньги была выстроена необходимая инфраструктура, включая порт и аэропорт, что еще больше укрепило статус Сингапура как ключевого азиатского транспортного и делового узла. Для кадрового обеспечения в Сингапуре был установлен либеральный режим найма иностранных экспертов и предоставлены налоговые льготы компаниям, привлекающим таких экспертов для работы в Сингапуре.

Сингапурский финансовый центр использовал свои конкурентные преимущества как азиатской региональной базы для транснациональных корпораций и иностранных инвесторов. При этом он сумел предложить рынку новые уникальные продукты, которых в то время не предлагал еще никто. Так, Сингапур был первым рынком, где торговались фьючерсы на японский индекс Nikkei 225, в то время как в самой Японии такие фьючерсы еще не предлагались. В результате Сингапур стал самым международным из азиатских финансовых центров: к 2004 году почти половина новых выпусков на Сингапурской фондовой бирже (SGX) и 25% всех компаний, входящих в листинг SGX, были иностранными.

Другим важным фактором в становлении Сингапура как международного финансового центра стали стабильность и честность судебной и регулятивной системы. Функционирование правовых и регулирующих институтов Сингапура оценивается как самое эффективное среди азиатских финансовых центров, даже по сравнению с Гонконгом. Кроме того, считается, что уровень коррупции в Сингапуре ниже, чем в Гонконге.

Для привлечения управляющих фондами Сингапур в течение нескольких лет предоставлял стимулы в виде: 1) сниженной 10%-й налоговой ставки на комиссионные доходы по операциям с иностранными инвесторами, 2) освобождения от уплаты налогов на комиссионные доходы для зарегистрированных в Сингапуре управляющих фондами, имеющих от $5 млрд и более иностранных активов в управлении и 3) предоставления возможности управления активами, принадлежащими Государственной инвестиционной корпорации Сингапура. Со временем, в ответ на развитие финансовой отрасли, денежные власти Сингапура предоставили налоговые льготы соответствующим эксклюзивным управляющим фондами с оборотами от $100 млн и выше.

Дубай

Федеральный декрет о создании DIFC (Международный финансовый центр в Дубае) в качестве свободной финансовой зоны был подписан в июне 2004 г. DIFC был открыт в сентябре 2004 г. Открытие Международной фондовой биржи Дубая (DISE) запланировано на 3-й квартал 2005 г. DIFC нацелен на привлечение инвестиций Ближнего Востока (по оценкам, превышающим $1 трлн).

До запуска Финансового центра Дубай (также как Сингапур и Гонконг) находился на траектории устойчивого роста экономики, а также был крупным реэкспортным центром. При наличии политической воли правительства Дубая и его непосредственного участия была создана важнейшая инфраструктура - морской порт, аэропорт и проч. Были учреждены несколько свободных торговых зон (СТЗ) и свободных экономических зон (СЭЗ) с привлекательными условиями и льготами для участия иностранных компаний и инвесторов.

DIFC - еще относительно молодой проект (он функционирует первый год), и еще рано оценивать его успешность. Однако DIFC позиционируется как первый финансовый центр на Ближнем Востоке "широкой специализации": помимо прочего центр предоставляет индивидуальные банковские услуги, управляет активами исламских финансовых инструментов.

При создании DIFC Дубай столкнулся с тем, что его судебная и регулятивная система воспринималась иностранцами как коррумпированная и малопонятная. Кроме того, законы и судебные процедуры велись полностью на арабском языке, а дела поступали на рассмотрение суда со значительными задержками. Чтобы вывести DIFC из-под этого негатива, Дубай создал для DIFC и его участников абсолютно независимую судебную и регулятивную систему, использующую местное законодательство только в разделах криминального права и норм по предотвращению отмывания денег. Судебная система DIFC основана на передовой мировой практике: закон о банковском деле был основан на законодательной базе, разработанной Агентством финансовых услуг Великобритании, корпоративный закон - на законах штата Делавэр и Канады, закон о страховании - на законах Багамских островов, закон об исламских инструментах - на законах Бахрейна, Саудовской Аравии и Малайзии. В DIFC был создан независимый надзорный орган, Агентство финансовых услуг Дубая (DFSA).

Что касается традиционных преимуществ свободных зон, то, созданный в рамках СЭЗ, DIFC позволяет иностранным финансовым институтам различные привилегии, включая возможность 100%-го иностранного владения, отсутствие подоходного налога и налога на корпоративные доходы, отсутствие валютного контроля, торговых барьеров и квот, ограничений на репатриацию капитала и конкурентоспособные пошлины на импорт (4% с многочисленными освобождениями от уплаты). Компании DIFC также освобождаются от требований по найму местных кадров. В результате ввиду недостатка собственной рабочей силы большая часть квалифицированных (впрочем, как и неквалифицированных) кадров была привлечена в Дубай из других стран: стран Ближнего Востока, Европы, США, Индии и др.

Дублин

Дублинский Международный центр финансовых услуг (IFSC) был учрежден в 1987 г. ирландским правительством с согласия Европейского союза с целью содействия увеличению занятости и экономической активности в Ирландии. К 2004 году около 700 компаний были допущены к функционированию в IFSC. Таким образом Ирландия приобрела статус мирового центра для паевых фондов денежного рынка. Отрасль финансовых услуг Ирландии насчитывает более 40 000 занятых, а экономика Ирландии растет самыми высокими темпами среди стран ЕС.

Дублин - это отличная от Сингапура и Дубая история. Столица Ирландии не была ни центром торговли, ни центром реэкспорта. Однако Дублин являлся привлекательной базой для компаний, нацеленных на европейскую зону, особенно для компаний США. Причина кроется, во-первых, в языковой близости, во-вторых - Дублин располагал молодым, квалифицированным, мотивированным и недорогим трудовым потенциалом, безопасной средой для иностранцев и высоким уровнем жизни, а в-третьих, Дублин являлся полноправным членом Европейского монетарного союза (EMU).

Одним из конкурентных преимуществ IFSC является предоставление пониженной 10%-й ставки на корпоративные доходы компаниям, однако до конца 2005 года эта практика будет полностью прекращена. Ставка налога по корпоративному доходу закреплена на уровне 12,5%, что также является самым низким уровнем в странах ЕС.

Тем не менее за все время функционирования IFSC льготный режим налогообложения наряду с более низкой стоимостью рабочей силы привлекли многие компании сектора финансовых услуг из Европы, США и других стран. Некоторое время назад 10%-я налоговая ставка была расценена Европейскими странами как проявление нездоровой конкуренции по налогообложению, и в конце 2002 года в результате переговоров между Дублином и Европейским комитетом применение льготной 10%-й налоговой ставки по отношению к компаниям IFSC было прекращено (за исключением тех компаний, которые начали функционировать в IFSC до июля 1998).