Расцвет эпохи страхования

На казахстанском рынке страхования происходит бурный сбор страховых премий. Но пока не будет реальной конкуренции, ожидать того, что страховщики будут повышать качество своих услуг, не приходится

Расцвет эпохи страхования

Казахстанский рынок страхования активно растет. Это подтверждается увеличением страховых премий во внутреннем валовом продукте, так как именно этот показатель характеризует степень развития страхового рынка. Отношение страховых премий к ВВП на январь 2004 года составило 0,65%, на январь 2005 года - 0,72, а на октябрь 2005 года - 0,75%. Задача правительства - довести долю страховых премий во внутреннем валовом продукте до 2%. Главным источником роста страхового сектора стали высокие темпы экономического роста, которые демонстрирует национальная экономика в последние годы, а также законотворческая деятельность государства.

Главный игрок - государство

В настоящее время обязательные виды страхования являются тем рычагом, с помощью которого государство сдвигает рынок с мертвой точки. В оптимальный перечень обязательных видов страхования, утвержденный правительством в марте 2003 года, входят 11 видов (сейчас их 8). На рынке ситуация складывается таким образом, что общее число действующих договоров страхования на 58% состоит из договоров обязательного вида.

При этом принятие новых обязательных видов страхования способствует значительному росту страховых премий. Так, введение в действие в июле этого года закона РК "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей" привело к тому, что объем премий по обязательным видам страхования превысил аналогичный показатель прошлого года на 188,3%. Более детальное рассмотрение структуры страховых премий по классам страхования показывает, что 42,1% (4,065 млрд тенге) приходится именно на страхование гражданско-правовой ответственности работодателя. Для сравнения, в 2004 году лидером по страховым поступлениям было страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев (86,4%, или 3,839 млрд тенге). На октябрь текущего года платежи по ответственности владельцев транспортных средств снизились до 38,2% (3,682 млрд тенге), что отражает негативную ситуацию, сложившуюся на рынке автострахования: убыточность этого продукта заставляет компании отказываться от предоставления этой услуги. Из общей суммы страховых выплат за девять месяцев 2005 года, наибольший объем относится именно к классу страхования ответственности владельцев транспортных средств - 33,9%. При этом коэффициент выплат (соотношение страховых выплат к страховым премиям) составил 62,2%.

Исключительно добровольность

Увеличение доходов населения в последние два года стало основным фактором усиления внутреннего спроса на страховые продукты, в том числе на добровольные виды страхования. Здесь рост премий составил по личному страхованию 84,8%, а по имущественному - 34%.

При этом лидерство остается за страхованием имущества, хотя его доля немного и сократилась: с 27% в начале года до 24% в октябре. Доминирующую роль также играют страхование ответственности за причинение вреда - 19,2%, ответственность работодателя за причинение вреда здоровью работника - 8,6% и в меньшей степени автотранспортное страхование - 7,8%.

Преобладание в портфелях страховых компаний договоров имущественного страхования объясняется тем, что большинство клиентов страховых компаний составляют юридические лица. И все больше крупных казахстанских компаний руководствуется мировыми стандартами ведения бизнеса, время "дикого" капитализма уходит в прошлое. Помимо этого, сами участники рынка склонны считать, что "менталитет наших людей устроен так, что вначале мы думаем о своем имуществе, а уж потом о себе лично". "В последнее время мы также наблюдаем, что субъекты малого и среднего бизнеса все чаще обращаются к услугам страхования. Что касается физических лиц, то здесь все еще дают о себе знать негативный опыт страхования в прошлом, низкая страховая культура и низкая платежеспособность основной части населения. Хотя надо отметить, что положительная тенденция роста страхования среди населения все-таки есть, - говорит председатель правления АО "СК "Казкоммерц-Полис" Мейрам Сергазин. - Если говорить о прогнозах, то, основываясь на данных, опубликованных АФН, рост страховых премий по добровольному личному страхованию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 92,6% и по добровольному имущественному страхованию - 33,2%. Думаю, что эти темпы роста сохранятся в ближайшее время".

На сегодняшний день из общего числа действующих договоров страхования 42% приходится на договора обязательного вида. Однако с введением новых видов обязательного страхования доля добровольного страхования в портфеле страховых компаний будет сокращаться. "Доля добровольного страхования СК " Казкоммерц-Полис" сократилась в 2005 году на 19% в связи с введением закона об обязательном страховании ответственности работодателя, но при этом наблюдался значительный рост по сравнению с предыдущим годом. Поэтому можно предположить, что рост рынка добровольного страхования, несомненно, будет наблюдаться, но изменится структура страхового портфеля в сторону увеличения обязательных видов страхования", - уверен г-н Сергазин.

Жизнь по-прежнему дорога

Отрасль страхования жизни традиционно отстает от общих видов страхования. Причина - ее специфичность: страховое законодательство выделило страхование жизни в отдельный класс - накопительное страхование. Отличия страхования жизни от обычного страхования следующие. Прежде всего оно предусматривает страховую выплату только при наступлении страхового случая. В то время как при накопительном страховании страховые выплаты происходят по любому из следующих оснований: по истечении установленного договором страхования периода либо при наступлении страхового случая, в зависимости от того, какое из них наступит первым.

При этом компании по страхованию жизни в своей работе ориентируются преимущественно на физических лиц. Однако небольшая численность населения Казахстана (чуть больше 15 млн человек) и некомпактное расселение создают трудности в работе с клиентами и, соответственно, требуют дополнительных затрат.

Поэтому сегодня этот вид услуг оказывают всего три компании: две банковские и одна государственная. Тем не менее рост наблюдается и здесь. За десять месяцев текущего года объем страховых премий, собранных по классу "страхование жизни", составил 959 млн тенге, что на 119,5% больше аналогичной даты прошлого года. При этом доля премий по страхованию жизни в совокупных премиях составила 2,0% против 1,4% на 1 октября 2004 года.

Страховщики связывают данный факт с общим уровнем развития национальной экономики. "Доходы людей растут, они ищут новые методы инвестирования своих средств, а накопительное страхование жизни - один из лучших вариантов для этого. Рынок страхования жизни тесно связан с кредитным и депозитным рынками. Эти отрасли растут также очень быстро. Кроме того, большую роль сыграли изменения Налогового кодекса. Клиенты компаний по страхованию жизни получили налоговые льготы, и это положительно отразилось на деятельности страховщиков", - объясняет ситуацию председатель правления АО "БТА Страхование Жизни" Айман Мухтыбаева.

По словам участников рынка, интерес к продуктам по страхованию жизни в 2005 году значительно вырос, и прирост новых клиентов составил более 30%. Повышается их осведомленность о страховых продуктах, например, им уже не надо объяснять, что такое аннуитетное страхование.

Сам потенциал рынка страхования жизни достаточно велик, что связано не с высокой потребностью населения в страховых услугах, а с тем, что рынок сейчас находится в зачаточном состоянии. К примеру, в странах Прибалтики доля страхования жизни в ВВП составляет 0,16%, в Болгарии - 0,45, Германии - 3,2, в Казахстане же - всего 0,01%.

А в объеме страховых премий по всем видам страхования на страхование жизни в Польше приходится 36,94%, во Франции - 64,42, Канаде - 38,62, США - 45,56, в Великобритании - 62,76%. При этом немцы в среднем на страхование жизни тратят около 1000 долларов ежегодно, а казахстанцы - не более доллара. По прогнозам специалистов компании " БТА Страхование Жизни", уровня Прибалтики Казахстан достигнет только через 5 лет. Сами же темпы роста рынка очень велики и стабилизируются как минимум через 10 лет, пояснили в компании. А растущий рынок и повышение благосостояния населения приведут к появлению на рынке новых игроков.

Что касается ближайших шести месяцев, то, по оценке Айман Мухтыбаевой, рост рынка составит не менее 60%. "Новые компании будут стимулировать спрос потребителей. Также большую роль сыграют нормы, заложенные в законе РК "Об обязательном страховании ответственности работодателя". В соответствии с ними у работодателей возникают обязательства по заключению договора аннуитета при смерти или стойкой утрате трудоспособности. К сожалению, такие случаи происходят на предприятиях Казахстана достаточно часто. В среднем стоимость аннуитета составляет 1,5-2 млн тенге, то есть за счет закона страховые премии на рынке вырастут на 500-600 млн тенге. Учитывая, что на сегодняшнем этапе объем рынка составляет 1,5 млрд тенге, только за счет аннуитетов будет достигнут рост в 30%", - считает г-жа Мухтыбаева.

Направление роста

Что касается перспективности тех или иных классов страхования, то, по мнению специалиста компании АО "СК "Евразия" Куаныша Даутова, "все направления страхования по-своему являются перспективными. Вопрос стоит лишь во времени их расцвета". В целом же "неплохую тенденцию к росту имеют страхование от несчастных случаев и болезней, а также медицинское страхование. Одним из факторов дальнейшего увеличения спроса на эти виды страхования является продолжающееся развитие ипотечного рынка, сезонные колебания, активность страховщиков, и в итоге важный фактор "массовости" - как раз-таки доступная цена".

Однако лидирующие позиции в ближайшие годы на отечественном страховом рынке будут занимать имущественное страхование и страхование гражданско-правовой ответственности. Первое - за счет высоких темпов жилищного строительства в республике. Приобретая недвижимость, владелец начинает думать о его страховке от всевозможных рисков - будь то пожар, наводнение, землетрясение или противоправные действия третьих лиц, то есть банальные кражи. В плане страхования профессиональной ответственности акцент ставится на минимизацию финансовых последствий неквалифицированных решений менеджмента компаний. "В этом направлении считаю наиболее перспективным страхование профессиональной деятельности и страхование ответственности директоров эмитентов, а именно будущих участников торгов Финансового центра Алматы. Без наличия данных страховых полисов считаем нецелесообразным допуск к этим торгам", - говорит Куаныш Даутов.

Страховщики укрупняются

Помимо страховых премий в течение 2005 года стремительно росли и активы самих страховых компаний. По состоянию на 1 октября размер собственного расчетного капитала страховых компаний составил 30,967 млрд тенге, что на 46,4% больше, чем на аналогичную дату прошлого года (21,152 млрд тенге). Большим стимулом в плане увеличения собственного капитала стали новые требования Агентства по финансовому надзору по повышению капитализации, которые необходимо выполнить к 1 декабря текущего года. "Одна из проблем развития страхового рынка - недостаточная капитализация страховых компаний. Поэтому АФН будет жестко контролировать выполнение своих требований по новому нормативу, связанному с повышением капитализации", - заявил председатель АФН Болат Жамишев. Новые нормативы обязывают компании увеличить базовое значение капитала до 180 млн тенге с нынешних 100 млн и дополнительно сформировать размер капитала: либо 16% от объема собранных премий, либо 23% от произведенных страховых выплат - в зависимости от того, какое из двух значений будет наибольшим.

Страховой рынок Казахстана определяет высокий уровень концентрации. На долю пяти крупных компаний - лидеров по сбору страховых премий приходится 54,9% сбора страховых премий. В Украине по итогам 2004 года на долю трех крупнейших страховых компаний страны приходилось 22,55% валовых премий. В Республике Беларусь задачу рыночной конкуренции свели к минимуму: доля государственной страховой компании "Белгосстрах" в общей сумме страховых взносов составила 61,7%.

Рейтинг крупных компаний выглядит следующим образом: АО "СК "Евразия" - 19,5%, АО " КИС "Казахинстрах" - 12, ОАО " СК "Алматинская международная страховая группа" - 8,2, АО " СК "Казкоммерц-Полис" - 8,1, АО " Аmanat insurance" - 7,1%.

По мнению представителей компаний, концентрация страхового рынка продолжится и все большую роль будут играть крупные кэптивные компании. Материнская компания (банк или финансово-промышленная группа) поможет им наращивать активы гораздо быстрее и больше обычных конкурентов, что открывает путь к новым продуктам и технологиям и, соответственно, к новым крупным контрактам.

Когда клиент не прав

Проблема реальной конкуренции в страховом секторе достаточно остра и связана прежде всего с демпингом и непрозрачными тендерами. К сожалению, уровень страховой культуры в стране достаточно низкий, и потребители страховых услуг продолжают отдавать предпочтение компаниям, предлагающим низкие тарифы. "Менталитет клиента таков, что он не обращает внимания на сервис и специализацию компании, его интересует в первую очередь цена. На практике это приводит к тому, что компании сбрасывают цены даже до предела рентабельности, чтобы добиться условий, когда их цены будут ниже конкурентов", - говорит председатель правления АО "СК "Номад Иншуранс" Аида Камысова.

Страховщиков не устраивает и система проведения тендеров на закуп услуг по страхованию, которые не выявляют реальную стоимость страхования. Победителями таких конкурсов, как правило, становятся либо "свои" компании, либо компании с "улицы", но за определенную мзду. При этом победитель конкурса может получить значительную сумму премий при наличии минимального собственного удержания. Таким образом, существующая система тендеров не стимулирует отечественных страховщиков участвовать в них.

Ситуация разрешится лишь тогда, когда субъекты экономики захотят реально оценить свои риски и будут заинтересованы в их реальном покрытии. "Считаю, стоит поставить вопрос иначе. Как сделать так, чтобы было интересно всем игрокам рынка: страховым компаниям обеспечить справедливую конкуренцию, а потребителям - снижение тарифов, появление новых продуктов и широкий выбор. Уверен, что в скором будущем на рынке сложится такая ситуация, когда победителем будет тот, кто будет лучше знать, что нужно рынку, а именно самому потребителю. Как на войне, здесь выиграет тот, кто лучше будет знать противника и с помощью каких рыночных инструментов можно повлиять на поведение участников рынка в такой степени, чтобы добиться своих целей", - выражает свою точку зрения Куаныш Даутов.

Схемы есть

Перестрахование с точки зрения его сущности определяется как "страхование страховщиков", которое призвано предотвратить наступление слишком большого ущерба. Иными словами, страховая компания передает часть своей ответственности по страхованию риска клиента другому страховщику или профессиональному перестраховщику. Подобная ситуация возникает, когда клиент застрахован на очень большую сумму, которую компания самостоятельно осилить не может или же, имея средства в наличии, просто подстраховывается.

Казахстанский рынок перестрахования только формируется. Из-за низкой капитализации отечественных страховых компаний большая часть риска уходила на перестрахование за рубеж, в основном в российские компании. Так, объем страховых премий, переданных на перестрахование за 2004 год, составил 18,724 млрд тенге, или 46,8% от совокупных премий. При этом на перестрахование к нерезидентам ушло 42,8%.

Требования АФН к увеличению собственного капитала страховых компаний привели к его росту, который оказал влияние на снижение доли страховых премий, переданных на перестрахование зарубежным перестраховщикам. Однако при этом сократился и сам объем премий, переданных на перестрахование ввиду того, что, увеличив свои активы, страховщики смогли страховать часть ранее передаваемых рисков самостоятельно. Поэтому за девять месяцев 2005 года объем страховых премий, переданных на перестрахование, составил 17,121 млрд тенге, или 35,6% от совокупного сбора премий, на перестрахование нерезидентам передано 27,1%. Доля страховых выплат по договорам перестрахования в 2004 году составила 21,8%, или же 1,460 млрд тенге, а в 2005 году - лишь 8,2%, или 553,1 млн тенге. Данное отставание страховых выплат от страховых премий показывает реальное положение в секторе перестрахования: наличие в нем отмывочных схем.

Еще одна тенденция отечественного рынка: несмотря на то что перестрахование рисков внутри Казахстана растет, страховые компании продолжают оставаться универсальными, то есть совмещать страховые и перестраховочные операции. "На сегодняшний день действительно наблюдается рост перестрахования внутри Казахстана, когда перестраховщиками выступают не зарубежные перестраховщики, а казахстанские страховые компании. В компании "Казкоммерц-Полис" наблюдается устойчивый рост входящего перестрахования, например, по сравнению с прошлым годом этот рост составил порядка 90%. Однако стоит отметить, что, несмотря на меры, предпринимаемые в связи с поэтапной капитализацией страховых компаний, для большинства из них выделение перестрахования в отдельный бизнес экономически невыгодно по причине низкого размера собственного удержания", - считает Мейрам Сергазин.

Перестрахование - выгодный бизнес. Поэтому правительство активно стимулирует выход казахстанских компаний на международные рынки перестрахования. Подготовленные поправки в закон "О страховой деятельности" должны изменить существующие классы страхования. По мнению авторов законопроекта, это позволит привести классификацию видов страхования в соответствие с директивами Европейского союза и решить проблемы перестрахования рисков отечественных страховщиков на международном рынке перестрахования, связанных с различной классификацией.

[inc pk='491' service='table'][inc pk='492' service='table'][inc pk='493' service='table'][inc pk='494' service='table'][inc pk='495' service='table'][inc pk='496' service='table'][inc pk='497' service='table']