Хорошая точка отсчета

Компания IBM объявила о начале своей активной работы в Казахстане. Генеральный менеджер IBM CEMA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) Пьеро Корсини говорит о необходимости определения перспективных направлений развития бизнеса на местном рынке и о том, чем IBM отличается от других IT-компаний

Хорошая точка отсчета

- Господин Корсини, вы работаете в IBM с 1976 года. Не могли бы вы определить основные этапы развития как IBM, так и рынка IT-технологий в целом за прошедшие 30 лет?


Пьеро Корсини

- Когда информационные технологии только появились, они были направлены на то, чтобы ускорить процесс вычисления. Затем компьютер стал способом управления информацией и повышения производительности, продуктивности отдельных людей и компаний. Теперь же компьютер стал основополагающим элементом для успешного ведения бизнеса. Информационные технологии имеют прямую связь с бизнесом, и, на мой взгляд, IBM занимала и занимает лидирующую позицию в этой сфере.

Я не раз говорил о том, что IBM - компания, которая изобретает в области информационных технологий больше, чем какая-либо другая компания. На сегодняшней стадии развития IT-рынка нам необходимо говорить о самом бизнесе. Собственно аппаратных средств и программного обеспечения уже недостаточно. Нужны консультанты, которые понимают бизнес-клиента, которые понимают, например, что такое добывать нефть и как можно организовать добычу нефти при помощи информационных технологий. Понимают, каким образом можно реализовать систему налогообложения при помощи веб-услуг, чтобы можно было сдавать налоговую отчетность через компьютер, не выходя из дома. Сейчас мы, например, ведем речь о так называемых умных нефтяных месторождениях. Для того чтобы нефть добывать эффективно, нужны аппаратные средства, программное обеспечение, а также нужен опыт, соответствующие знания, квалификация, чтобы в результате предоставить эффективное решение.

- Раз мы начали говорить о вашем лидерстве в инновационных технологиях, можете ли вы более подробно рассказать об этом направлении в деятельности компании?

- У IBM, к примеру, самый быстрый компьютер в мире. Недели две назад Ливерморская национальная лаборатория США и IBM объявили об успешном запуске суперкомпьютера Blue Gene/L в полной конфигурации, с 65536 процессорами, и об установлении нового рекорда производительности, равного 280,6 терафлопса (способность выполнения 280,6 трлн операций в секунду). Это более чем вдвое лучше прежнего достижения, 136,8 терафлопса, показанного этим же суперкомпьютером в половинной конфигурации. Еще один весьма производительный компьютер, построенный IBM, - ASC Purple, обладающий вычислительной мощностью порядка 100 терафлопсов. Обе системы будут использоваться для имитации ядерных взрывов и решения других задач с интенсивными вычислениями.

Окончательной целью проекта Blue Gene является достижение скорости 1000 терафлопсов в течение следующих пяти лет. Обладая такой скоростью, можно понять, как формируются белки протеина в организме человека, и, соответственно, зная это, предотвращать многие болезни.

Еще один пример: мы вместе с инженерами из Sony Group и Toshiba разработали процессор Cell, который поддерживает различные операционные системы, в том числе для ПК и рабочих станций, и операционные системы реального времени для бытовой электроники и игровых устройств. Кроме того, процессор Cell может быть применен в различных областях - от малых цифровых систем бытовой электроники для домашнего использования до развлекательных систем для демонстрации фильмов и научно-исследовательских систем, в том числе суперкомпьютерных, т.е. мы входим в индустрию игровых приставок, компьютерных игр. А многие эксперты считают, что индустрия компьютерных игр - это лидер информационных технологий. И именно в ней будут прорывы будущего, к примеру визуализация высокого качества.

Я привел два примера из совершенно разных отраслей, которые свидетельствуют о лидерстве компании IBM в области технологий. В целом же мы номер один в производстве аппаратных средств, номер два, после Microsoft, в области программного обеспечения, и опять же номер один в области услуг и патентов. Компания IBM недавно продала подразделение, занимающееся персональными компьютерами, так как мы считаем, что этот бизнес имеет большее отношение к объемам, а мы хотим сконцентрироваться на создании ценностей для наших клиентов.

- Вы имеете в виду сделку по продаже сегмента персональных компьютеров компании Lenovo?

- Да, сделка полностью и успешно завершена. По условиям соглашения, Lenovo будет продолжать продавать компьютеры с логотипом IBM. Мы предоставили Lenovo всех наших сотрудников, которые производили ПК, производственные и исследовательские мощности. Сделка оказалась успешной - компания Lenovo показала очень хорошие результаты за первый квартал после приобретения этого бизнеса.

- Известно, что стратегия IBM - создание интегрированной среды разработки, которая предоставляет максимум возможностей для пользователей...

- Что касается нашей стратегии в области программного обеспечения промежуточного уровня, так называемого middleware, самое важное - это поддержка открытых стандартов, что позволяет объединять различные приложения и платформы в рамках единой ИТ-инфраструктуры и сохранять инвестиции в наследуемые системы. Потому что мы считаем, что закрепление стандартов имеет решающее значение для развития информационных технологий. Первая, основная характеристика нашего программного обеспечения - открытость. Вторая - надежность или устойчивость, это означает, что система никогда не должна ломаться. Сейчас мы разрабатываем технологии, которые называем автономичными, т.е. интеллигентными (или умными), когда система сама исправляет неполадки и справляется со сбоями. Больше половины звонков, которые получают колл-центры, обслуживающие пользователей персональных компьютеров, связаны со сбоями программного обеспечения. У нас есть программное обеспечение, которое регулярно проверяет, можно так сказать, здоровье компьютера, параметры компьютерной среды. Когда программа находит проблемы, она их либо устраняет, либо делает так, чтобы система во время работы обходила эту неполадку.

Третий момент - когда ваши потребности растут, система предоставляет вам больше возможностей, а когда потребности снижаются, вы используете меньше возможностей системы. Сотрудники IBM называют это "средой он-деманд" или "бизнес по требованию". Это новый подход к управлению - более быстрый, более эффективный, сосредоточенный на деятельности, приносящей реальную пользу. Компании, внедрившие принципы бизнеса по требованию, внутренне готовы к переменам на рынке, умеют избегать ударов и осваивать открывающиеся возможности без замедления или излишней траты усилий. Бизнес по требованию дает новые инструменты - технологии, стратегии и процессы, позволяющие отвечать возникающим потребностям и преодолевать препятствия в постоянно меняющемся мире. Он помогает устранять узкие места, достигнув высокого уровня продуктивности и производительности.

- Не так давно корпорация IBM объявила о существенном изменении своего подхода к разработке и предоставлению Linux-решений для своих заказчиков в мире...

- Это как раз то, что имеет отношение к открытости. Мы считаем, что новые игроки на мировом рынке, такие как Китай, Индия, Россия или Казахстан, желают разрабатывать программное обеспечение на основе открытой платформы, нежели на основе платформы, собственником которой является отдельная компания. Это дает возможность развить отрасль информационных технологий в конкретной стране. Еще одним отличительным моментом является то, что скорость развития прогресса при помощи открытых платформ гораздо выше, чем при использовании закрытых платформ, принадлежащих отдельной компании.

Если рассуждать о потребностях рынка, то в качестве примера можно взять автомобилестроение. Прежде определенная марка автомобиля Ford выпускалась исключительно черного цвета. Но автолюбители хотели выбора в цвете. Так и в программном обеспечении - нужна необходимость выбора. Поэтому IBM активно работает в этой области.

Linux, если хотите, является символом этой открытости. Потому что эта операционная система находится не в чьей-либо собственности, а открыта, к ней имеет доступ любой. И разработчики, которые используют платформу Linux, конкурируют между собой. Побеждает тот, у кого наилучшее решение.

Linux дает клиентам возможность выбора, возможность не оказаться в ловушке одной конкретной компании, одного конкретного поставщика. Будь то IBM или какая-то другая фирма.

- Компания IBM открыла свое представительство в Казахстане. Как вы оцениваете местный рынок IT-технологий?

- Наверное, здесь будет два ответа на вопрос. Первый - если взглянуть на ситуацию со стороны, то в Казахстане уже пройдена стадия простых вычислений, когда все базировалось на применении персональных компьютеров. Второй более важный - на местном рынке предстоит сделать еще очень многое. И, как мне кажется, у вас есть желание и необходимые денежные средства для того, чтобы это осуществить. Поэтому Казахстан очень интересен для таких компаний, как IBM. Это хороший старт, хорошая точка отсчета. Кстати, именно поэтому мы открываем представительство IBM именно сейчас, а не два или три года назад. Мы увидели, что рынок к этому готов, и он хочет развиваться.

- На каких продуктах IBM вы решили сконцентрироваться при выходе на рынок Казахстана и других стран Центральной Азии?

- Мы приходим в регион с полным портфелем своих продуктов. Что нам нужно - это определить приоритеты, определить, какие отрасли будут развиваться. Если это, к примеру, банковская система, то мы будем продавать так называемые core-системы (стержневые системы) для банков. Если правительство страны захочет перевести систему налогообложения на основу веб-технологий, тогда мы будем концентрироваться на этом. Наверное, самый большой бизнес будет в области технологической инфраструктуры, в которой станет развиваться весь бизнес Казахстана.