Битум на подходе

Компании "КазМунайГаз" и Sat&Co объявили о начале реализации проекта по строительству завода, позволяющего полностью покрыть внутренние потребности страны в битуме

Битум на подходе

Опроизводстве собственных нефтепродуктов в Казахстане говорили всегда. Имея гигантские запасы углеводородов, страна вынуждена импортировать бензин, дизельное топливо, битум - нефтепродукты так называемого первого передела. Говорить о более сложной продукции, как моторные масла или лаки, вообще не приходится.

Работать на внутренний рынок при высокой цене на нефть малорентабельно. Вот и получается, что при общей перерабатывающей мощности 20 млн тонн три нефтеперерабатывающих завода с трудом осиливают половину - около 9 млн тонн с узкой продуктовой линейкой. Бензин марок А-76, А-80, А-85, АИ-91-93, АИ-96, дизельное топливо, котельное топливо (мазут), авиационный и осветительный керосин, печное топливо. Павлодарский нефтехимический завод производит еще битум нескольких разновидностей. И все. Хотя в отличие от арабской нефти наша более тяжелая и содержит массу примесей, в результате цена ее на мировом рынке значительно ниже. В то же время для нефтехимии фракционный состав казахстанской нефти более щедр на возможности: получать полезные продукты после второго и далее переделов.

Упускаемые преимущества

Низкосортная узеньская нефть сравнительно дешевая из-за высокого содержания парафинов, что приводит к удорожанию ее переработки. Но из парафинов производят автомобильные масла, продукт на 100% импортный, также парафины применяют в пищевой промышленности и медицине. Если бы узеньская нефть проходила в Казахстане процесс депарафинизации, она бы и в цене поднялась, и появился бы новый продукт для рынка. В карачаганакской и тенгизской нефти много серы. И если эту серу перерабатывать в гранулы, получался бы новый продукт, а так мы имеем огромные серные отвалы, опасные для экологии.

Нефтепереработка и нефтехимия приближаются к сырьевым первоисточникам. Высокие цены на энергоносители, большие зарплаты рабочих, массивные экологические обязательства вынуждают крупные компании строить заводы в зоне нефтедобычи. Чем, к примеру, воспользовалась Саудовская Аравия. До 2010 года она планирует инвестировать в индустрию углеводородов 94,4 млрд долларов. В то же время в Европе за последние полтора года построен всего один крупный нефтехимический завод. В Голландии компания Dow запустила завод по производству этилена мощностью 600 тыс. тонн в год.

Многие эксперты считают, что центр производства полимеров смещается к Персидскому заливу, где сырье несравнимо дешевле. В этой зоне построили заводы такие гиганты, как Exxon Mobil, Chevron Phillips, Shell, Mitsubishi, Sumimoto, Basell и Acetex. Как правило, нефтехимические проекты реализуются совместно. Арабские страны предоставляют дешевое сырье и часть инвестиций, крупные компании приносят свои технологии и обеспечивают рынок сбыта. Трудно сказать, что Казахстану мешает воспользоваться этой схемой. Свое желание осваивать нефтехимию правительство озвучило, но крупных проектов пока не презентовало. Хотя Каспийский регион может претендовать на большие нефтехимические проекты.

Стоимость одного нефтеперерабатывающего завода с широкой продуктовой линейкой превышает миллиард долларов, но при высоких ценах на нефть и нефтепродукты быстроокупаем. В Китае нефтяная компания CNPC в городе Душаньцзы уже приступила к строительству нефтехимического комбината для переработки казахстанской нефти. Инвестиции составят 3,23 млрд долларов. Проектная мощность комбината - 5,5 млн тонн нефти в год и производство 1,82 млн тонн нефтепродуктов. Ожидается, что ежегодный доход комбината после вывода на проектную мощность превысит 3,7 млpд долларов. Нефтеперегонную часть комбината планируется сдать в эксплуатацию в 2007 году, а нефтехимическую - в 2008-м. Нелогично, если нам придется импортировать китайские нефтепродукты, изготовленные из нашей же нефти.

Битумная ласточка

Строительство нового битумного завода в Атырау может стать одним из первых проектов в области нефтехимии. Необходимость в производстве собственного битума назрела давно. Особенно дорожного, самого потребляемого вида битума в Казахстане. 70% этого продукта импортируется в основном из России, что отражается на себестоимости дорожной инфраструктуры. Если в России тонна битума стоит около 150 долларов, то после доставки в Алматы цена поднимается до 250.

Крупных производителей битума в Казахстане всего два: АО "Павлодарский Нефтехимический завод" и АО "Асфальтобетон" в Алматы. Согласно данным Банка развития Казахстана, в 2004 году их общий объем производства составил 102 тыс. тонн, 240,5 тыс. тонн битума в Казахстан импортировано. Причем наблюдается странная тенденция: объем потребления дорожного битума в Казахстане возрастает, а его производство в республике падает - 74,4 тыс. тонн в 2004 году против 102 тыс. тонн в 2003-м. Отечественный битум, несмотря на более низкую цену, с трудом конкурирует с импортным.

Проект по строительству нового битумного завода готовы реализовать компании " КазМунайГаз" и Sat&Co. Стоимость завода 39 млн долларов, инвестиционный портфель планируется осваивать на паритетной основе. Проектная мощность завода - 250-300 тыс. тонн высококачественного битума в год. Первая партия должна выйти в 2007 году. Немаловажно, что завод спроектирован под конкретное сырье - нефть из месторождений Каражанбас и Каламкас полуострова Бузачи.

"Основной враг битума - парафин, который достаточно сложно удалять из нефти, - объяснил "Эксперту Казахстан" технический директор Sat&Co Чингиз Сериков. - В нефти из месторождений Каражанбас и Каламкас парафинов практически нет. Мы извлекаем асфальтены и смолы, потом смешиваем с мазутом. Полученный битум будет соответствовать всем мировым стандартам".

"В Каражанбасской нефти большое содержание пятиокиси ванадия. Она способствует усиленной коррозии металла, что является серьезной проблемой для нефтепроводов. Та же ситуация с серой. А для битума содержание этих примесей благо, так как они являются отличными связующими, - говорит г-н Сериков. - Сера и тяжелые металлы уходят в битум, следовательно, отпадает ряд процессов при вторичной переработке нефти. Мы извлекаем битум и получаем деметаллизируемую нефть, цена которой будет не ниже сорта брент. В год мы перерабатываем миллион тонн нефти и получаем где-то 750 тыс. тонн высококачественной нефти и 250 тыс. тонн дорожного битума".

На первом этапе завод должен производить дорожный битум, но уже составляется проект по производству строительных и изоляционных битумов. Строительство нового нефтеперерабатывающего объекта будет осуществляться на базе завода пластических масс, что позволяет сэкономить ресурсы на инфраструктуре. По оценкам Чингиза Серикова, новый завод сможет полностью удовлетворить внутренние потребности казахстанского рынка.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности