"Доктор Спонж" из Туркестана

АО "Фараб" планирует в ближайшие годы занять более 20% отечественного рынка ваты и ватной продукции, а также обеспечить стабильные экспортные поставки в Россию и страны Юго-Восточной Азии

"Доктор Спонж" из Туркестана

На презентацию, связанную с открытием новых производственных линий АО "Фараб", группа журналистов из Алматы прибыла с опозданием на один день. Поэтому завод в Туркестане встретил нас безмолвием: после усердных приготовлений к презентации и проведения торжественного мероприятия по открытию производства накануне коллектив комбината был отпущен на заслуженный отдых. Воздушные облака ваты лежали на станках и полках пустого завода, создавая иллюзию парения в небесной глазури. На этом фоне руководители компании "Фараб" рассказывали о своей стратегии развития и о том, сколько денег было потрачено на запуск производства.

Кусок от "ватного пирога"

В 2004 году инвестиционная компания АО Dala Group, которая занимается поиском в стране интересных проектов, заметила заводской комплекс по переработке отходов хлопкового волокна низких сортов "Фараб" в Туркестане. Исследовав рынок ватной продукции, представители Dala Group осознали, что в их руки попал лакомый кусочек "ватного пирога". Близость завода к сырьевым ресурсам и уникальное оборудование, которое имелось у предприятия, позволяет производить отбеленное хлопковолокно с низкой себестоимостью, являющееся полуфабрикатом для широкого спектра ватной продукции.

"Завод был построен в 1995 году и простаивал до тех пор, пока мы его не обнаружили и не реанимировали. За период простоя поменялось несколько владельцев, ни один из них не смог наладить производство", - рассказывает директор комбината Аскар Рахимбеков. На сегодняшний день в завод "Фараб" инвестировано 3 млн долларов и по плану на следующий год планируется вложить еще порядка 1,5 млн долларов. Развитие бизнеса финансируется из собственных средств, а также за счет кредита в 1,1 млн долларов, полученного в Казкоммерцбанке. Инвестиции, по оптимистичным прогнозам менеджмента "Фараба", окупятся в течение 5 лет. По планам компании валовой доход в 2006 году составит 2,5 млн долларов, а к 2010 году этот показатель достигнет порядка 6,5 млн долларов.

Предприятие планирует ежегодно перерабатывать 8,3 тыс. тонн хлопка-сырца. Местному ТОО "Автокемпинг", которое очищает хлопок от семян и сдает на завод в производство, предоставляется 100-процентная предоплата на покупку сырья в селах. "Сейчас мы предоставляем им деньги, но в дальнейшем намерены выделять ГСМ, селитру, а рассчитываться они будут обработанным сырьем", - говорит г-н Рахимбеков.

Приоритет для детских товаров

Выпуск отбеленного хлопковолокна на заводе начался в мае 2004 года. На сегодняшний день объемы его производства составляют порядка 37 тонн в месяц при проектной мощности комбината в 150 тонн.

"К декабрю мы организовали новый цех, закупили дополнительное оборудование и выпустили первую медицинскую вату, она тогда называлась Фараб. Несмотря на дешевизну, этот продукт плохо продавался и стал первым блином, который вышел комом", - вспоминает директор завода.

Эта неудача послужила уроком для руководства компании, и она впоследствии пересмотрела как концепцию производства, так и позиционирование продукта на рынке.

Повысив качество ваты, представители "Фараба" в мае текущего года провели его испытания в лабораториях Алматинского хлопчатобумажного комбината. Результаты исследований показали, что абсолютно все показатели ваты (поглотительная способность, капиллярность, зольность, засоренность и др.) выше указанных в отечественном ГОСТе.

"И тогда появилась идея позиционировать нашу продукцию как детскую, поскольку испытания показали, что вата на 100% экологически чистая, - говорит Аскар Рахимбеков. - Тут же родился бренд - "Малыш & Малышка". Новый продукт теперь позиционируется в более дорогом по стоимости сегменте". Вату медицинскую гигроскопическую предприятие выпускает порядка 14 тонн в месяц.

В течение последних пяти лет рынок ваты рос весьма динамично и на сегодняшний день, по оценке маркетологов ТОО "Фараб", достиг этапа стагнации. Согласно их исследованиям, емкость рынка ваты составляет 40 тонн в месяц. За 1,5 года своего существования ТОО "Фараб" заняло 5% рынка и в ближайшие 2-3 года планирует освоить еще 20%. По словам начальника департамента экономического анализа Игоря Головкова, лидером в настоящее время по производству ваты является компания "Юнимед", которая занимает порядка 80% рынка. На долю импорта приходится всего 5%, а оставшаяся часть рынка принадлежит компаниям "Вивакс" и "Эльдос".

Мечта о спонжиках

С повышением благосостояния населения вату заменяет ватная продукция более детальной переработки: ватные палочки, косметические ватные диски (спонжики), ватные шарики. На сегодняшний день в развитых странах вата перешла из категории продукта в категорию полуфабриката. Для ТОО "Фараб" утилизация рынка ваты пройдет безболезненно. Поскольку потребление ваты будет снижаться не катастрофически, а плавно, то у предприятия появляется возможность для переориентации производства для более глубокой переработки.

Рынок спонжиков, растущий с ежегодным приростом, - порядка 15%. Целевой сегмент потребителей данной продукции составляет 10% городского населения с доходом среднего и выше среднего уровня. С увеличением благосостояния граждан в Казахстане увеличивается и потребление ватных спонжей. Поскольку сейчас 100% этого вида продукции импортируется, "Фараб" работает в рамках концепции импортозамещения. Объем производства спонжиков составляет 6 тонн в месяц, планируется его увеличить до 20 тонн. Этот продукт выпускается под двумя брендами: "Малыш & Малышка" и "Доктор Спонж". "Для того чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, мы решили выпускать спонжики необычной квадратной формы. И уделили особое внимание упаковке: она из полипропилена, герметичная и более устойчивая к внешним механическим воздействиям", - отмечает г-н Рахимбеков. В планах ТОО "Фараб" - занять 10% казахстанского рынка спонжей и отправлять продукцию на экспорт в Россию и страны Юго-Восточной Азии. Для продвижения продукции на рынке ТОО "Фараб" запланированы инвестиции в рекламную кампанию в будущем году порядка 200 тыс. долларов. Инструменты, которыми компания руководствуется по сбыту своей продукции, - это участие в тендерах по госзакупкам и мерчендайзинг. "Нами заключены договоры со всеми крупными дистрибьюторскими компаниями, поставляющими на рынок Казахстана медицинскую продукцию, и розничными аптечными сетями", - сообщил глава ТОО "Фараб". И добавил, что в планах компании - пополнить продуктовую линейку такими видами продукции, как стоматологические валики, ватные палочки, косметические маски.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики