На обочине Hign-End

Сделать новый бренд зачастую оказывается сложнее, чем сам продукт. В Казахстане есть талантливые изобретатели, но нет талантливых менеджеров, которые способны продать изобретение

На обочине Hign-End

Разговоры производителей аудиосистем о чистом звуке сродни тому, как какой-нибудь новомодный гуру рассуждает об абсолютном разуме. Чистый звук один, а его псевдопроизводителей много. Аудиосистема может гарантировать лишь определенную степень приближения к девственной чистоте звучания в студии или концертном зале, не более того. Все, что мы слышим из колонок, - лишь эффект преобразования электрического сигнала в акустический. Качество этого преобразования и определяет класс аудиотехники - это ширпотреб, Hi-Fi и High-End. Пролетарский уровень - музыкальные центры и даже раздельные системы, цена которых начинается со 100 долларов, минимальная планка интеллигентной техники - 400, аристократическое звучание дает аппаратура не ниже 1000 долларов, люмпен-техника - китайские "мыльницы" вне критериев оценки.

Дорогое удовольствие High-End

Остановимся на High-End ("последний предел") - качество, доступное немногим. Этот класс аудиотехники отличается малотиражностью и ориентированностью на особый слой меломанов, не жалеющих денег на идеальный звук. Только с помощью таких систем можно ощутить "эффект присутствия", например шорохи и скрипы при игре оркестра. Hi-Fi, при всей своей технологичности, не способен воспроизвести звуковую атмосферу. Рынок "последнего предела" весьма ограничен, поэтому и производителей подобной техники на порядок меньше. High-End требует особых сплавов, дорогостоящих материалов и почти космических технологий. Комплект высококлассной аудиоаппаратуры состоит из трех основных частей: проигрыватель, усилитель и акустика. Возьмем только третью часть - колонки. Акустика марки Klipsch, рекомендуемая для прослушивания классики, стоит в среднем 5 тыс. долларов. Цена на колонки американских марок Westlake или Vandersteen (аудиофилы утверждают, что они идеально подходят для роковых композиций) колеблется от 1,7 до 15 тыс. долларов. Через громкоговорители Genesis можно слушать все, такое удовольствие предлагается за 43 тыс. долларов.

Не может бурно развивающийся хай-тек стереть классовые различия в аудиосистемах. За последние 20 лет в области аудио появилось множество нововведений, но барьеры в соотношении "цена - качество" фактически не изменились. Идеальный звук остается за пределами потребительских возможностей, спасает удивительное свойство человеческого слуха - фильтровать звуковые огрехи аудиосистем. Но человек, приобщившийся к качественному звучанию, уже с трудом переносит акустику Hi-Fi или ширпотреба.

Проблемы с динамиком

Акустические системы - самое слабое звено звукопроизводящей техники. Всем известный динамик - творение несовершенное. Известно, что для преобразователей электрического сигнала в акустический имеет существенное значение КПД-преобразования, поскольку он определяет не только сопутствующие затраты на усилительную технику, но и качество звучания. Широко распространенные динамические колонки имеют КПД всего 0,5-3%. Привычная характеристика мощности аудиосистем в ваттах показывает только потребляемую ими мощность, в то время как излучаемая мощность звукового поля на порядок меньше. Бытовая акустическая система мощностью 100 ватт генерирует звуковое поле лишь в сотни милливатт, вся остальная подводимая электрическая мощность рассеивается в виде тепла и призвуков.

Как работает классический динамик? Круглая мембрана колеблется за счет движения катушки в постоянном магнитном поле, что обрекает этот способ звукоизвлечения на определенный брак. Во-первых, возникают искажения индукционного характера, во-вторых - искажения, связанные с инерционными свойствами мембраны. В-третьих - вызванные неизбежными резонансами корпуса. И наконец, на характер звука влияет материал, из которого изготовлена мембрана. Из-за того, что классический динамик не способен воспроизвести всю слышимую полосу частот, производители акустических систем размещают на колонке несколько динамиков.

Предпринята масса попыток борьбы с побочными явлениями. Vandersteen предлагает оригинальные способы размещения и крепления динамиков; Piega в своей топовой модели для обеспечения инертности корпуса использует битумоподобный материал; KEF располагает высокочастотный твитер на одной оси со среднечастотным динамиком. Но сделать прорыв никому не удается.

В чужой монастырь со своим хай-теком

Существует альтернатива классическим динамикам - электростатические колонки. Их КПД преобразования электрического сигнала в акустический может достигать 90%.

В отличие от электродинамических громкоговорителей, в электростатических звук создается за счет колебаний тонкой металлизированной пленки, приведенная масса которой соизмерима с массой возбуждаемого воздуха, а сила, колеблющая пленку, прикладывается ко всей поверхности сразу. Теоретически электростатические громкоговорители могут иметь очень широкий динамический диапазон, заметно превышающий 120дБ - (фактический предел для классических динамиков), поскольку, в отличие от электродинамических, не имеют принципиальных ограничений, вызванных отношением "масса/жесткость" существующих материалов.

Но теорию отчасти удалось воплотить в технике только двум компаниям - американской Martin Logan и французской Fainel. Другие производители аудиосистем не смогли преодолеть технологические проблемы, в частности с устойчивостью тонкопленочной мембраны и сложностью ее натяжения. Обычно для решения этой задачи применяются технологии аэрокосмического уровня, которые доступны ограниченному числу стран. Вследствие чего цена электростатических колонок, что американской, что французской фирм, начинается от двух тысяч долларов. Минимальное продвижение этих фирм к качеству в основном достигается применением более сложных материалов, что ведет к удорожанию техники.

Вопрос улучшения звучания электростатиков, как теорема Ферма, притягивает многих, но прорывных решений на рынке нет. Этой же задачей "заболел" и казахстанский изобретатель Сергей Лачинян еще в конце 80-х годов. И предложил свое решение.

Наиболее сложно, с технической точки зрения, изготовление изоляции неподвижного электрода. Электрод практически без дефектов должен быть покрыт весьма прочной в электрическом отношении изоляцией, выдерживающей напряженность поля в несколько киловольт на высоких звуковых частотах. Соблазн использовать для этого в качестве изолятора пластмассу сталкивается с проблемой поляризации диэлектриков, которой подвержены почти все изоляторы с высокой диэлектрической прочностью. Кроме того, при толщине пленки 5-10 мкм ее электрическая прочность оказывается явно недостаточной, но более толстая пленка убивает звук. "Мы нашли техническое решение, позволяющее эти проблемы решить с помощью дешевых материалов. Годится та же пластмасса", - говорит Сергей.

Макеты электростатиков с новыми возможностями пришлось собирать из доступных рядовому изобретателю материалов. Причем внешнее оформление оказалось более дорогим, чем начинка, где и скрыто все ноу-хау. Качество звучания макетов человеку не подготовленному описать трудно. Стандартная реакция: "Я еще такого не слышал", искушенные слушатели более сдержанны, но тоже в восторге. Всех вводит в шоковое состояние, что качественная акустическая система собрана "на коленках". И как подчеркивает сам разработчик, это всего лишь макет; чтобы сделать опытный образец для стандартной сертификации, нужна более сложная производственная база. Сейчас его проектом заинтересовался Национальный инновационный фонд.

Перспективы электростатиков Лячиняна заманчивы. Теоретически их цена при одинаковом качестве должна быть в несколько раз ниже, чем у Martin Logan и Fainel, при этом отпадает необходимость в значительных капитальных вложениях, необходимых для создания производства. Сам изобретатель считает, что даже на имеющейся производственной базе Казахстана можно создавать акустику класса High-End по цене Hi-Fi и даже ширпотреба. Однако при всех перспективах возникает другая проблема - как попасть на рынок хай-тека, где царят известные бренды. Здесь Сергей Лачинян менее оптимистичен.

Бесславный хай-энд

"Получается, мы предоставим действующие образцы, которые будут прототипами промышленных образцов, на их основе можно делать серийный выпуск электростатических колонок высокого качества. Я уверен в своем техническом результате. Но почти на 100% уверен, что мы не сможем реализовать маркетинговую стратегию из-за отсутствия в стране талантливых инновационных менеджеров, - делится своими мыслями разработчик. - Выход только один: интегрироваться с международными бизнес-структурами. А на это наша инновационная система не ориентирована. В Казахстане еще нет понимания того, что наличие самого продукта - это не есть продукция хай-тека, пока она не раскручена. Хай-тек - это не просто наличие какого-то сверхчистого кремния или еще чего-то. Хай-тек - это бренд. Система в нынешнем виде способна профинансировать отдельных разработчиков, но раскрутить не способна".

Сергей Лачинян утверждает, что подобный пессимизм основан на его собственном опыте.

"Переговоры с менеджерами нескольких компаний, продающих технику китайского и малазийского производства под известными брендами, показывают, что продавать успешно можно только лейблы", - объясняет он. И уточняет, что это мнение менеджеров, которые были в восторге от отечественных колонок: "Мы предлагаем Hign-End по цене акустики класса Hi-Fi, но это ничего не меняет. Есть понимание того, что на образец нужно, к примеру, 50 тысяч долларов и на проект в целом - 250 тысяч долларов. А то, что на создание бренда и улучшение имиджа продукции отечественного производства понадобятся миллионы долларов, - этого понимания нет"