Возвращение Южного маршрута

Возвращение Южного маршрута

Нефтяная компания " Тенгизшевройл" официально объявила о заключении коммерческих договоров, которые дадут возможность экcпортировать нефть через так называемый Южный маршрут. Эти договоры являются частью Проекта экспорта нефти ТШО, который также включает расширение нефтеналивных эстакад на Тенгизе.

Южный маршрут позволит экспортировать тенгизскую нефть из Казахстана через Актау по Каспийскому морю в Баку (Азербайджан) и далее в Батуми (Грузия) на Черное море для дальнейших поставок на международные рынки. Этот маршрут также даст ТШО возможность доступа к трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан. По некоторым данным, речь идет об экспорте в течение 2007-2008 годов 14 млн тонн нефти.

Представители ТШО не сообщают, с какими компаниями заключены коммерческие договоры. Но по информации источников, заслуживающих доверие, документы подписаны с рядом казахстанских компаний: с "Казахстан темир жолы", Актауским морским портом, "Казмортрансфлотом" (владельцем двух построенных за последний год танкеров "Астана" и "Алматы"). Вероятно, казахстанская компания примет участие в расширении мощности двух эстакад на Тенгизе. Нынешние мощности эстакад ТШО позволяют качать 13,4 млн тонн нефти в год. Мощности эстакад будут увеличены на 7,5 млн тонн.

Условия коммерческих контрактов для казахстанских компаний очень выгодные. Так, к примеру, на деньги ТШО будет реконструирован и расширен участок железной дороги Кульсары - Актау, новые нефтяные цистерны, закупленные на деньги ТШО, останутся после необходимых для ТШО двух лет эксплуатации в собственности "Казахстан темир жолы".

Расходы компании на транспортировку нефти до Баку должны составить 20-30 долларов за одну тонну. Исходя из этого показателя можно предположить, что общая сумма контракта составляет 280-420 млн долларов. Часть денег ТШО контрактерам выделит заранее, уже в 2006 году, что позволит тем подготовиться к работе в 2007-2008 годах.

Южный экспортный маршрут - не новый для ТШО. До выхода КТК на проектную мощность первой очереди компания ежегодно направляла до 10% добываемой нефти через Каспий и далее - в грузинские порты Батуми и Супса. ТШО надеется, что с вводом трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, часть экспортируемой нефти по Южному маршруту пойдет по этому трубопроводу, что позволит компании сэкономить и на транспортировке. Известно, что Shevron купила компанию Unocal, которая является акционером нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, и это позволит ТШО транспортировать нефть по БТД по льготному тарифу - по 20 долларов за тонну, а не по 30 долларов, которые установлены для неакционеров БТД.