Разговор с фининспектором

Регулирование финансового рынка осуществляется уже не по принципу "как сказали - так и будет". Государственные органы прислушиваются к мнению участников рынка и пытаются понимать мотивации бизнеса

Разговор с фининспектором

В последние годы в Казахстане приняты государственные программы развития финансового сектора, в том числе рынка ценных бумаг, страхования, накопительной пенсионной системы. Однако вряд ли можно говорить о том, что правовое поле имеет законченный вид. "По прошествии времени меняется видение, возникают какие-то новые обстоятельства, которые требуют корректировки задач. Поэтому и происходит перманентное изменение условий ведения бизнеса", - говорит председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Болат Жамишев. В эксклюзивном интервью "Эксперту Казахстан" глава ведомства рассказывает о том, какие инициативы исходят от агентства и какие наиглавнейшие задачи стоят сегодня перед финансовой системой.

Мотивированный бизнес


Болат Жамишев

- Сейчас мы сконцентрированы на внедрении систем управления рисками. Инспекция финансовых организаций, осуществляемая нами, акцентирует свое внимание на тех рисках, которым подвержены эти организации. Так что если говорить о задачах агентства в целом, то получается так, что больший акцент в каждый момент времени всегда делается на тех рисках, которые превалируют.

Например, если говорить о банках, это риски, связанные с очень быстрым ростом активов. Поскольку в банках основная доля активов приходится на ссудный портфель, то наша задача очень тщательно отслеживать эти процессы и анализировать, каково может быть влияние быстрого роста активов ссудного портфеля на его качество.

В настоящее время значительно увеличиваются риски для банковского сектора, как с ростом активов, так и с ростом внешнего заимствования, с ростом доли ипотечного кредитования и риском переоценки стоимости залогов. Поэтому этим вопросам уделяется максимальное внимание, и соответственным образом меняется пруденциальное регулирование, чтобы минимизировать риски.

- На банковском рынке отмечается четкая тенденция увеличения иностранных заимствований казахстанскими банками в виде размещения еврооблигаций и получения кредитных ресурсов от синдикатов. Как вы оцениваете этот процесс?

- Действительно, такая тенденция наблюдается. За девять месяцев 2005 года обязательства перед нерезидентами выросли на 41,7%. Темпы роста существенные, хотя они и несколько ниже, чем в прошлом году. При этом основной объем внешних обязательств приходится на такие статьи баланса, как вклады дочерних организаций специального назначения, которые занимают 39%. Займы от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, составляют 3,6%, а выпущенные в обращение ценные бумаги - 11,5%.

Внешние заимствования увеличивают те банки, которые имеют высокие международные рейтинги. Они используют данные рейтинги как свое конкурентное преимущество для того, чтобы иметь возможность привлечения более дешевых ресурсов для своего бизнеса. И к стремлению банков занимать на внешних рынках нужно относиться именно так. Это их экономически мотивированное решение.

- Но, Болат Бидахметович, создается такое впечатление, что по-прежнему все усилия АФН направлены на то, чтобы снизить внешние заимствования банков.

- АФН как надзорный орган не устанавливает каких-либо запретов. Но мы отдаем себе отчет в том, что эти процессы при их масштабности связаны с существенными рисками. Правительством и Национальным банком было заявлено: темпы роста внешнего долга страны очень высокие, и это представляет уже риски на макроуровне. Мы принимаем это во внимание. Далее понятно, что значительные внешние заимствования отражаются на структуре активов и на валюте тех финансовых инструментов, которые используются банками. Поскольку в иностранной валюте кредитуются не только организации, имеющие валютную выручку, но и прочие, то возникают валютные и кредитные риски. Кроме того, значительные внешние заимствования направляются на кредитование нерезидентов, что также связано с определенными рисками. Поэтому наша задача - реагировать на те риски, которые возникают, и пытаться их минимизировать.

В этих целях был принят целый ряд решений. С нового года мы уменьшили нормативы по открытой валютной позиции. С 1 октября вступило в силу решение об увеличении резервных требований за счет расширения базы для их расчета, и в нее включены обязательства перед нерезидентами. Поскольку экспансия казахстанского банковского капитала осуществляется в сопредельные страны, где бизнес достаточно рисковый, то мы установили повышенные требования для заемщиков, которые должны иметь рейтинг не ниже, чем BB- по классификации Standard&Poor's и других аналогичных агентств. В противном случае риски взвешиваются по нормативу в 1,5 раза выше, что отражается на величине регуляторного капитала.

Ситуацию мы держим под контролем. Возможно, этими мерами не ограничимся. Все зависит от того, как будет складываться ситуация, поэтому возможны и дополнительные меры в связи со значительными внешними заимствованиями банков.

- Насколько в стране удовлетворен спрос физических и юридических лиц в финансовых ресурсах?

- Если говорить о кредитах, то понятно, что спрос физических и юридических лиц в финансовых ресурсах не существует сам по себе. Он всегда обусловлен теми факторами, которые его определяют. И ясно, что всегда речь идет о платежеспособном спросе. Общая тенденция снижения ставок вознаграждения за последние годы говорит о том, что спрос на кредитные ресурсы в целом удовлетворяется. Неудовлетворенный спрос, как мне представляется, может присутствовать только тогда, когда есть какой-либо дефицит и нет рыночных условий его удовлетворения.

Наверное, мое заявление, что в целом спрос удовлетворен, могут оспорить те, кто кредиты не получил. Но тем не менее я считаю, что задача обеспечения удовлетворенного спроса сводится к задаче свободного доступа к этим ресурсам, к снятию каких-либо административных ограничений по доступу к ним, для того чтобы условия этого доступа определялись рыночными условиями. Мне кажется, вопрос удовлетворения спроса сводится к доступности.

А доступность ресурсов в целом обеспечена. Есть, наверное, проблемы с доступностью кредитных ресурсов в некоторых отдаленных регионах, но и там все упирается в платежеспособность населения. Если бы в этих регионах был действительно платежеспособный спрос на финансовые услуги, то финансовые организации в конечном итоге со своими услугами туда бы пришли. Поэтому я считаю, что правильнее говорить не о том, удовлетворен спрос или нет, а о доступности финансовых услуг.

- Выходит, дефицита финансовых ресурсов нет?

- Если бы, допустим, платежеспособный спрос на кредиты очень резко вырос, это повлекло бы за собой увеличение ставок вознаграждения, и все равно между спросом и предложением установился какой-то баланс.

Я с интересом изучаю результаты мониторинга, который ведет Национальный банк по организациям реального сектора. Мониторинг осуществляется уже в течение длительного времени и репрезентативность выборки, безусловно, присутствует. На вопрос, в какой мере спрос юридических лиц на кредиты удовлетворен или не удовлетворен, отвечают сами участники анкетирования. И как показывают результаты мониторинга, который я считаю вполне корректным, респонденты заявляют, что спрос удовлетворен. Эта удовлетворенность не означает, что они полностью довольны деятельностью банков, условиями предоставления услуг. Чтобы иметь намерение получить кредиты, нужно иметь окупаемые проекты. Поэтому на удовлетворенность спроса, помимо доступности финансовых услуг, еще влияют и возможности бизнеса. Но в том-то и дело, что даже платежеспособные предприятия, которые могут по своим финансовым показателям претендовать на получение кредита, далеко не всегда имеют такие проекты, ради которых стоило бы брать деньги у банков. О проблеме с качественными проектами говорят и банки.

- Имеют ли казахстанские банки, на ваш взгляд, возможность увеличить кредитование в ближайшей перспективе? Какие это могут быть направления?

- Банки будут увеличивать кредитование по той простой причине, что у них есть избыточная ликвидность, которая означает, что есть возможности для кредитования каких-либо дополнительных проектов прямо сейчас, без привлечения дополнительных ресурсов. Я думаю, что банки будут увеличивать ипотечное кредитование, расширять линейку потребительских кредитов. С учетом роста бизнеса будет развиваться и кредитование корпоративных клиентов. Когда экономика на подъеме, всегда появляется новый спрос и, соответственно, новые предложения.

- Скажите, избыточная ликвидность наблюдается только у банков первой десятки?

- Это касается не какой-то отдельной группы банков, крупных банков, а всей банковской системы.

Не бояться ВТО

- Как вы полагаете, возможно ли интенсивное вхождение иностранных банков, как предсказывают некоторые аналитики, при вступлении республики в ВТО?

- На самом деле и сегодня нет каких-либо больших препятствий для иностранных банков по вхождению на казахстанский рынок. Есть определенные ограничения, которые потенциально могли бы на это влиять. Ну, например, не более 50% совокупного банковского капитала должно приходиться на банки с иностранным участием. Но мы пока данной планки не достигли, и, значит, это не является препятствием. Есть ограничения по количественному составу работников, но это тоже не барьер, поскольку у нас достаточно большой штат национальных кадров и нет проблемы нанять кого-либо здесь на рынке. В инобанках сейчас только топ-менеджмент представлен иностранцами, а все остальные - это местные кадры. Более того, эти все требования аннулируются с 1 января 2006 года.

Поэтому ситуация, когда мы вступим в ВТО, не будет существенно отличаться от сегодняшней. Конечно, если мы вступим в ВТО на условиях, на которых вступали другие страны. По истечении переходного периода, который мы запрашиваем, будет разрешаться открытие филиалов банков-нерезидентов. Но все зависит от того, какие задачи будут ставиться по развитию банковской системы и от видения роли банков-нерезидентов в развитии экономики нашей страны. Условия, на которых вступали в ВТО различные страны, дают возможность установить регуляторные требования, позволяющие без проблем открывать филиалы банков и работать иностранным банкам на рынке, или же, наоборот, это будет затруднено. Например, Китай - член ВТО. Для того чтобы открыть филиал иностранного банка на территории Китая, активы инобанка должны равняться 30 млрд долларов. То есть там выставлены такие условия: пожалуйста, открывай филиал, если сможешь. Но в том-то и дело, что далеко не каждый банк соответствует этим требованиям. Например, ВСЕ активы казахстанских банков меньше 30 млрд долларов!

- Это внутреннее требование Китая?

- Это требование, зафиксированное в условиях вступления.

- Как можно обеспечить равные возможности для инобанков и местных банков?

- Через установление требований к размерам активов, требований по депонированию в центральном банке сумм, равных активам филиала. Установление таких условий соответствует базельским принципам, это и будут те меры, которые позволят создать равные условия деятельности как филиалов-нерезидентов, банков-нерезидентов, так и наших отечественных банков. Мы вступаем для того, чтобы в полной мере интегрироваться в мировую экономику, но при этом обеспечить равные условия конкуренции на нашем рынке. В принципе, по финансовым организациям это возможно. В данном случае я не говорю по всем секторам экономики, потому что в каждом секторе есть свои особенности.

- Сколько времени может занимать переходный период?

- Переходный период будет ровно таким, о котором мы договоримся в процессе переговоров.

Сокращения не предвидится?

- До сих пор казахстанские банки получали высокую оценку и все возрастающие рейтинги от международных рейтинговых агентств. Однако недавно Fitch Ratings понизило рейтинги Темирбанку. Может ли означать данная оценка, что банки второго эшелона близки к исчерпанию кредита доверия?

- У нас 13 банков имеют рейтинги. Если посмотреть общую динамику, то рейтинги растут. Понятно, что у отдельных банков может быть снижение оценок их надежности, но я полагаю, что в условиях благоприятной конъюнктуры для банков есть возможности у того же Темирбанка или любого из банков исправить ситуацию. Для нас, как регулятора, это тоже некоторый сигнал по данному банку, но мы ситуацию не драматизируем. Поэтому я не считаю, что наши банки близки, как вы говорите, к исчерпанию кредита доверия.

- Полагаете ли вы, что в ближайшее время по разным причинам на банковском рынке Казахстана может произойти сокращение количества банков?

- Мне не известно о каких-либо намерениях банков по слиянию или ликвидации. Что касается наших действий, то мы не ставим задачи сокращать банки. Если у какого-либо банка мы будем вынуждены отозвать лицензию и ликвидировать его, то мы это сделаем. Но таких планов и прогнозов нет.

- Я спросила об этом не зря. Анализ межбанковского рынка показывает, что на нем не все в порядке. Одному из банков второго эшелона, проводящему агрессивную политику по привлечению депозитов от населения, крупные банки уже отказываются давать кредиты.

- Ни один надзорный орган никогда не изложит вам план ликвидации банков, поскольку таких планов в принципе не имеет. Все зависит от работы самих банков. Наша задача - контролировать их деятельность. Если какой-либо банк перестает выполнять требования законодательства и попадает на грань банкротства, то мы отзываем лицензию.

- Но сейчас эти полномочия реализуются по отношению к каким-то банкам, может быть, не называя их?

- Могу и назвать. К Наурыз банку.

Особый разговор

- Как вы оцениваете развитие страхового рынка?

- Динамика роста страховых премий неплохая. За 12 месяцев, с 1 января 2004 года по 1 января 2005 года, страховые премии выросли на 38,5%. А вот за период с 1 сентября 2004 года по 1 сентября 2005 года выросли уже на 56%. Так что мы наблюдаем увеличение динамики роста страховых премий.

- В настоящее время перед страховыми компаниями поставлен вопрос повышения капитализации. Насколько они готовы капитализироваться?

- Наша нацеленность на увеличение собственного капитала страховых организаций, безусловно, правильная, с этим соглашаются все, поскольку именно недокапитализированность страховых компаний была одной из основных проблем нашего страхового рынка. И результатом явилось то, что по сравнению с 2000 годом, когда две трети премий направлялось за рубеж на перестрахование, ситуация изменилась, и на перестрахование за рубеж направляется только четверть премий. Страховые организации могут принять на себя большие риски, если располагают большим капиталом. В целом я полагаю, что страховые организации справляются с задачей по капитализации. Но если на дату выполнения требований какая-либо страховая организация не будет им соответствовать, с ней будет отдельный разговор.

- Сейчас намечается тенденция по слияниям или поглощениям на страховом рынке?

- Такое потенциально возможно. Но говорить о тенденции рано. Во всяком случае, мне пока ничего неизвестно о каких-либо намерениях страховых компаний по слиянию. Как правило, акционеры, участники этих компаний предпочитают решать проблемы с капитализацией другими способами.

- Обязательные виды страхования дают возможность отечественным компаниям развивать свой бизнес. Однако далеко не все законы, как выясняется, работающие. В частности, страхование ГПО автовладельцев становится убыточным из-за низких тарифов...

- Что касается совершенствования системы обязательного страхования, то в конце первого квартала следующего года мы внесем в парламент законопроект, который сейчас разрабатываем, в нем есть нормы, позволяющие развивать в том числе систему страхования гражданской правовой ответственности автовладельцев. В рамках законопроекта рассматриваем и вопросы тарифов. Рабочая группа по разработке этого законопроекта, которая создана страховыми организациями, заказала расчеты в актуарном центре. Говорить о приемлемости или неприемлемости тарифов можно, только имея достаточно надежную статистику. В начальной стадии функционирования закона, при отсутствии достаточной статистики, сложно заявлять о правильности расчета тарифов. Но тем не менее аргументы страховых организаций в этой части мы во внимание принимаем и хотим получить результаты расчетов. С тем чтобы уже более предметно обсуждать вопрос.

Кроме того, будут внесены изменения и в закон об обязательном страховании в растениеводстве. Хотя закон только вступил в силу, но уже есть целый ряд проблем. И в закон по ответственности работодателей за причинение вреда работникам при исполнении трудовых обязанностей нужно вносить изменения и дополнения. По всем этим вопросам мы планируем провести круглый стол, где будем обсуждать конкретные предложения по совершенствованию обязательных видов страхования.