Суд суду рознь

Суд суду рознь

Поскольку региональный финансовый центр Алматы (РФЦА) будет создаваться на территории Республики Казахстан и его деятельность, равно как и деятельность юридических лиц, будет регулироваться исключительно законодательством РК, говорить о разграничении юрисдикции Казахстана и РФЦА не уместно. Так считает исполнительный директор Казахстанского Международного Арбитража Дмитрий Ветлугин:
Дмитрий Ветлугин

- В соответствии с проектом закона "О РФЦА", в рамках центра будет создаваться два органа по разрешению споров. Один - государственный суд, входящий в судебную систему Республики Казахстан, второй - арбитражный (третейский) суд. В отношении создания этих двух институтов возникает ряд вопросов.

Во-первых, в соответствии с Конституцией РК и Конституционным законом "О судебной системе и статусе судей" судебную систему в республике составляют Верховный суд РК и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией и законом "О судебной системе". Эти нормативные акты прямо предусматривают, что учреждение специальных и чрезвычайных судов не допускается. Но при этом оговаривается, что в Казахстане могут создаваться специализированные суды (военные, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие). Создание суда РФЦА потребует изменения действующего законодательства (помимо принятия нормативных актов, регулирующих деятельность РФЦА), подготовки дополнительных судебных кадров из числа граждан РК (иностранные граждане не могут являться судьями в соответствии со ст. 29 закона "О судебной системе и статусе судей"). Это скажется не только на сроках введения в действие такого института, но и на его экономической целесообразности. Помимо этого, создание специализированного суда РФЦА не сможет решить самые главные проблемы судебной системы - высокую коррумпированность, необоснованное затягивание рассмотрения спора и оказание давления на спорящие стороны.

Наличие возможности для участников РФЦА рассматривать споры в арбитражном суде, несомненно, будет положительно воспринято со стороны инвесторов, как национальных, так и иностранных. Однако создание специального арбитражного (третейского) суда для РФЦА, подконтрольного государству, как предполагается в проекте закона о РФЦА, будет противоречить не только международным стандартам в области арбитражных разбирательств, но и законодательству Казахстана - п.4 ст. 5 закона "О третейских судах" не допускает создание третейских судов при государственных органах. Ведущие мировые арбитражные центры, такие как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Лондонский Международный арбитражный суд, Американская Арбитражная ассоциация, Японская ассоциация по коммерческому арбитражу, Китайская внешнеэкономическая и торговая комиссия и другие созданы в форме некоммерческих организаций либо их структурных подразделений и являются не зависимыми от государства. Главная ценность третейского суда, признанная мировой практикой, в том и заключается, что он предоставляет участникам спорного конфликта в полном соответствии с принципами частного права по своему усмотрению избирать негосударственный суд, которому они доверяют, без права государства оценивать его решение. Наличие какого-либо контроля либо регулирования со стороны государства сводит на нет все преимущества арбитражного (третейского) суда перед судами общей юрисдикции, поскольку появится сомнение в беспристрастности и независимости данного института, что в результате может повлечь отток дел из Казахстана в арбитражные центры, расположенные за рубежом.

В качестве рекомендации для разработчиков проекта хотелось бы предложить использование существующих арбитражных учреждений для разрешения споров. На наш взгляд, более разумным станет использование в РФЦА уже существующих казахстанских арбитражных (третейских) институтов, которые зарекомендовали себя в бизнес-кругах не только в Казахстане, но и за рубежом.